Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Анализируем, исследуем, творим!» Разбор олимпиадных заданий по русскому языку для 8 класса
Слайд 2
Прочитайте стихотворение.
Ряд заданий олимпиадных заданий сформулированы по этому поэтическому тексту.
Используйте текст стихотворения для их решения.
Слайд 3
Еле́на Алекса́ндровна Благи́нина — русская советская поэтесса и переводчик, мемуарист.
Слайд 5
Ответ и комментарий к заданию №1
Аналогичный пример можно увидеть в стихотворении А. Градского «О поэтах»:
Век поэтов мимолетен - недолет, налет, полет, Побываешь в переплете - встанешь в книжный переплет...
Слайд 7
Ответ и комментарий к заданию №2
Слайд 8
Дополнительный материал к заданию №2
Слайд 10
Ответ и комментарий к заданию №3
Слайд 12
Ответ и комментарий к заданию №4
Слайд 13
Дополнительный материал по заданию №4 Средства художественной выразительности - графические - фонетические - словообразовательные - морфемные - морфологические - орфографические - грамматические - лексические – тропы – метафора - пунктуационные - синтаксические - стилистические
Слайд 14
Синтаксические средства
Инверсия,
параллелизм,
антитеза
градация,
парцелляция,
эллипсис,
умолчание,
бессоюзие,
многосоюзие,
риторический вопрос (восклицание, обращение),
повторы:
анафора, эпифора,
вопросно-ответная форма изложения,
ряды однородных членов.
Слайд 15
Основные лексические средства выразительности
Синонимы
Антонимы
Омонимы
Устаревшие слова
Неологизмы
Традиционно-поэтическая лексика
Диалектизмы
Просторечия
Жаргонизмы
Эмоционально-окрашенная лексика
Лексический повтор
Фразеологизмы, крылатые слова и выражения
Тропы (эпитет, метафора, метонимия, синегдоха, сравнение, литота, гипербола, элипсис, каламбур, оксюморон, перифраза, ирония, каламбур)
Слайд 16
Темно свинцовоночие, и дождик толст, как жгут, сидят в грязи рабочие, сидят, лучину жгут. Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: «Через четыре года здесь будет город-сад!» Свела промозглость корчею — неважный мокр уют, сидят впотьмах рабочие, подмокший хлеб жуют. В.В. Маяковский
Прочитайте фрагмент стихотворения В.В. Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка».
Рассмотрим средства художественной выразительности, которые использует поэт-новатор.
Слайд 17
Маяковский активно использует самые различные средства художественной выразительности. * Графические. Маяковский располагает слова «лесенкой», это авторская идея разбивать строку по частям, которые поэт хочет дополнительно выделить; кроме того, это придаёт и более чёткую ритмичность. * Словообразовательные. Поэт-новатор «изобретает» новые слова, неологизмы – свинцовоночие, сливеют. * Лексические. Маяковский активно создаёт образы, используя тропы – метафоры – город-сад; олицетворение – губы шепчут; сравнение – как жгут. * Фонетические. Ярким средством в представленном тексте является аллитерация (мл, р) – промозглость корчею, в грязи рабочие * Синтаксические. В стихотворении мы видим предложения различных видов по цели высказывания и интонации, предложения с прямой речью и целый спектр знаков препинания, инверсию.
Слайд 18
Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский — русский и советский поэт, драматург, киносценарист, художник кинорежиссёр, киноактёр.
Слайд 20
Ответ и комментарий к заданию № 5.1
Слайд 22
Ответ и комментарий к заданию № 5.2
Слайд 24
Ответ и комментарий к заданию № 5.3
Слайд 25
Задание №6
Прочитайте предложения. Подумайте, к какой части речи относится выделенное слово? В какой форме оно употреблено? В каких предложениях слово суть употреблено неверно? Аргументируйте свой ответ.
Слайд 26
Ответ и комментарий к заданию №7
Суть – форма 3-его лица множественного числа глагола быть. С точки
Слайд 27
В разработке использованы задания к школьному, муниципальному, заключительному этапам олимпиады по русскому языку с портала
Задания олимпиад (olimpiada.ru)