Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Мультимедийное пособие по теме: «Музыкальные стили»
автор:
Худякова Елена Анатольевна
учитель музыки
МОУ СОШ № 4 имени В. Бурова
г. Бежецк
2012 год
Слайд 3
НАРОДНАЯ МУЗЫКА
Народная музыка (или фольклорная, англ. folk -- народ; -- учение. )
Вместе эти слова – folklore переводятся как "народная мудрость" — музыкально-поэтическое творчество народа. Она — неотъемлемая часть фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой музыкальной культуры.
Народная музыка была определена как продукт музыкальной традиции, формируемой в процессе устной передачи тремя факторами — непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды).
Различают устную и письменную музыкальные традиции. Народная музыка существует на определённой территории и в конкретное историческое время, то есть ограничена пространством и временем, что создаёт систему музыкально-фольклорных диалектов в каждой народной музыкальной культуре.
Слайд 4
Музыкальный фольклор -это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши.
В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства.
Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется.
Фольклор - это не только народная мудрость. Это еще и проявление души народа, отражение всей жизни народа, его истории, его быта.
Слайд 5
Среди основных жанров народной музыки можно выделить:
календарные обрядовые песни, свадебные, эпические,
танцевальные и лирические песни.
Народная музыка была больше песенной, чем
инструментальной , исполнялась акапелла(пение голосом без
музыкального сопровождения).
Народные инструменты в фольклоре используются обычно
в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен.
Наиболее распространены: струнные инструменты (балалайка,
гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка, рожок).
В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны.
Слайд 6
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Лирика – это передача собственных переживаний автора.
В лирической песне сливаются воедино слово и музыка. Слово несёт информацию, а музыка создаёт тон, влияет на наше настроение.
Лирическая песня была тесно связана с обрядами – древнейшими видами народной культуры.
Большинство лирических песен – любовной или семейной тематики. Они раскрывают социально-бытовую жизнь народа.
В лирических песнях мы часто встречаем, что разговаривают птицы, животные, что часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения, природные явления и так далее.
Слайд 7
Представления человека о природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу на охоте, сохранить семью и так далее.
Лирический герой народной песни — это всегда простой человек, человек труда: крестьянин, крестьянка, солдат, ямщик, бурлак, повстанец — «удалой разбойник». Именно их глазами, их умом и сердцем воспринимается в песне жизнь, именно они дают различным явлениям семейной или общественной жизни ту или иную идейно-эмоциональную оценку. Их мысли и чувства составляют главное содержание народной лирики.
Слайд 8
ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
Обрядовые песни можно разделить на календарные и семейно – бытовые.
Возникновение обрядовых русских песен относится к древней эпохе наших предков – славян. Славяне поклонялись силам природы. Племена старались в своих религиозных церемониях символически выражать то, что совершалось на небе или на земле. Подражая действиям своих богов, они думали, что творят им угодное и верили, что таким образом задабривают богов. Например, в честь благодатного возврата весенних гроз, прогоняющих демонов зимы и несущих земле плодородие, славяне устраивали танцы с шумными криками, быстрыми плясками, песнопениями. Из этого видно, что песня составляла существенную часть праздничных обрядов наших предков, совершаемых при солнечных поворотах, при встрече весны, завивании венков и т д…
Слайд 10
ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ
Хорово́д (от др.-греч. χορός «групповой танец с песней» и общ. слав. вод —«водить».
Древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа.
Хороводом называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода.
«Хождение под песню» исполняется одновременно мужчинами и женщинами всех возрастов (начиная с детей и заканчивая стариками) в традиционных костюмах несколько раз в день, в полном виде — вечером, завершая собой празднество.
Во время танца выполняются семь символических фигур.
Их последовательность такова: «столбы», «вожжа», «плетень», «круг», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая».
Каждая из фигур исполняется под определённую песню и в определённом ритме: от плавного и неспешного у начальных фигур до стремительного — у завершающих.
Слайд 11
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания, в ней очень важен ритм. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.
Слайд 13
ЗНАЧЕНИЕ СТИЛЯ
Народная песня, и весь музыкальный фольклор, - это основа
профессионального композиторского творчества.
"Создает музыку народ, а мы, композиторы , ее только аранжируем", - сказал когда-то Михаил Иванович Глинка.
Во многих произведениях русских композиторов мы
слышим напевы народных песен, ритмы танцев.
Вся без исключения русская музыка проникнута
почерпнутыми из родного фольклора интонациями,
которые и создают отличие одной национальной
музыкальной культуры от другой.
Слайд 14
Информационные ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Литература:
Веселовский А. Н., О происхождении и развитии песен, Собр. соч., т. 1, СПБ, 1913;
Нестьев И., Народная песня как основа музыкального искусства, М., 1961;
Музыкальная энциклопедия. М., 1973 – 1982
http://encyclopaedia.biga.ru/enc/culture/NARODNAYA_MUZIKA.html