Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС ТЕМА: «ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА».
Подготовила: Бибикова Н.И.
Слайд 2
ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать у обучающихся представление об ориентировании на местности, способах ориентирования, компасе и его значении в жизни человека.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
познакомить обучающихся со способами ориентирования в пространстве;
научить определять азимут;
раскрыть роль компаса, как величайшего изобретения человечества, в развитии географических знаний о Земле.
Развивающие:
развивать у обучающихся географическое мышление, воображение;
продолжить развитие способности применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
Воспитательные:
формировать познавательный интерес к предмету география;
развивать умение работать в группе.
Слайд 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные:
формировать ответственное отношение к учению;
осознать ценность географических знаний в практической деятельности.
Предметные:
уметь определять стороны горизонта,
уметь пользоваться компасом,
знать способы ориентирования в пространстве,
уметь применять знания для определения своего положения в пространстве.
Метапредметные:
регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, уметь работать с измерительными приборами;
познавательные УУД: уметь извлекать информацию из разных источников, понимать цель чтения; излагать содержание задания сжато, выборочно;
коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать в группе, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Слайд 4
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: компасы, презентация, учебники, рабочая тетрадь, карточки.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Когнитивный компонент урока: понятия: ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, топографическая карта.
Деятельностный компонент урока: ориентироваться по компасу, определять азимут, знать особенности плана на местности.
Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать значение умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве - необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.
Методы обучения: Технология проблемного обучения.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: Учебник, карта урока, компас, презентация.
Слайд 5
Он родился в Китае, а сейчас он повсюду и разный: магнитный, механический (радио, геологический, астрономический и др. Он установлен в самолетах, на кораблях, он есть в ваших гаджетах. Он необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий…
О КАКОМ ПРИБОРЕ Я ГОВОРЮ?
ЗАГАДКА
КОМПАС
Слайд 6
АКТУАЛИЗАЦИЯ
ЗНАНИЙ
Мальчик заблудился в лесу. Он ходил то в одну сторону, то в другую. Он несколько раз вспоминал, что, когда пошёл рано утром из деревни в лес, солнце ему жгло спину.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Скажите, почему мальчик не смог вернуться сам домой?
Что бы вы чувствовали, оказавшись в данной ситуации?
Есть ли выход из данного положения?
А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации?
Что нужно знать для того, чтобы уметь ориентироваться?
Слайд 7
ОРИЕНТИРОВАНИЕ – умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и различных объектов.
Что такое ориентирование?
Слайд 8
В глубокой древности, когда люди ещё не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь на незнакомой местности. У нас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.
Слайд 9
Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных умений человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение его жизни и здоровья.
Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно
предметов и объектов (это не всегда надёжно: знакомое дерево
сломалось, дом могли снести и т.п.). Необходимо уметь ориентироваться
по сторонам горизонта.
Слайд 10
Что такое горизонт?
ГОРИЗОНТ – часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.
Слайд 11
Эта линия всё время между небом и землёй. Хоть весь год к ней прошагаем, А на месте мы с тобой.
ЗАГАДКА
ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА
Слайд 12
?
?
?
?
?
?
?
?
НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА
Слайд 13
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Определите, что изображено на юго-западе, на северо-западе, на северо-востоке, на юго-востоке
Слайд 14
Слова «ориентир», «ориентироваться происходят от латинского oriens - восток. Для ориентирования в Древнем Китае был изобретён простейший магнитный компас.
Компас – это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов.
ЛЮДИ КАКИХ ПРОФЕССИЙ ИСПОЛЬЗУЮТ
КОМПАС?
Военные
Моряки
Лётчики
Геологи
Слайд 16
ПРАВИЛА РАБОТЫ С КОМПАСОМ:
1. Положите компас на горизонтальную поверхность
(или ладонь). 2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным (синим) концом магнитной стрелки. З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе. Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад.
Слайд 17
С
Ю
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Муравейники строятся около деревьев и камней с южной стороны. Пологая сторона муравейника строится с южной стороны
Слайд 18
С
Ю
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Длинные и густые ветви обращены на юг
Слайд 19
С
Ю
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Красный бочок фруктов и ягод обращён на юг
Слайд 20
Ю
С
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Мох на крышах и деревьях растёт с северной стороны
Слайд 21
Ю
С
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
В оврагах снег быстрее тает на северном склоне
Слайд 22
С
Ю
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Годовые кольца деревьев вытянуты к югу
Слайд 23
Ю
С
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
В сырую погоду на стволах деревьев, особенно сосен, с севера выступает тёмная полоса
Слайд 24
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Ю
С
Лесные просеки вырубают по линиям «север – юг» и «восток- запад».
На пересечении просек устанавливают столбы. На каждом столбе в верхней части и на каждой из четырёх граней стоят цифры, ребро между двумя гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север
Слайд 25
Ю
С
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
В домах сельской местности стараются делать окна
с южной стороны
Слайд 26
Ю
С
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Краска на стенах домов и других строений с южной стороны сильнее выцветает на солнце
Слайд 27
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Ю
С
Православные храмы: нижняя перекладина креста приподнятым концом направлена на север, колокольня в храмах всегда находится на западе, а алтарь направлен на восток
Слайд 28
СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Ю
В
З
С
В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает строго на север.
Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо - восток, налево - запад
Слайд 29
СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов. Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам (по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.
Слайд 30
Представьте, что у вас в руке
цветик-семицветик. Куда будет лететь лепесток, туда вы должны повернуться
Лети, лети лепесток Через запад на восток. Через север, через юг. Возвращайся,
сделав круг
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Слайд 31
ЗАДАНИЕ 1
Впишите обозначения направлений.
С
СВ
СЗ
З
В
ЮЗ
ЮВ
Ю
Слайд 32
ЗАДАНИЕ 2. ИГРА «ДОБРАТЬСЯ ДО ФИНИША»
Задача - откладывать отрезки по клеткам в заданном направлении, пользуясь схемой сторон горизонта.
На левой части рисунка уже нанесены 3 клетки на В, 2 клетки на Ю, 3 клетки на Ю-З.
Продолжите: 4 клетки на В; 3 клетки на С; 2 клетки на С-В; 5 клеток на В; 3 клетки на Ю; 2 клетки на Ю-З; 2 клетки на С-З; 2 клетки на З; 2 клетки на С-В; 2 клетки на Ю-В.
Слайд 33
ЗАДАНИЕ 3
Используя компас, определите направление север, запад, восток в классной комнате. (работа в паре)
Слайд 34
ЗАДАНИЕ 4
Определите направления на географические объекты, изображенные на плане местности, относительно точки «А». Для этого соедините точку «А» с родником, мостом через реку, колодцем, ветряной мельницей и отдельно стоящим деревом. Полученные данные запишите в таблицу.
Ю
СВ
В
ЮЗ
СВ
Слайд 35
ЗАДАНИЕ 5
Определите, куда показывает стрелка компаса.
СЗ
Ю
Ю
СВ
З
В
ЮВ
В
С
ЮЗ
С
З
Слайд 36
ЗАДАНИЕ 6
Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и различных объектов.
КОМПАС
Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов.
ГОРИЗОНТ
Слайд 37
РЕФЛЕКСИЯ
На шкале «Стороны горизонта» нанесите азимут свой работы на уроке
красным цветом.
Азимут 360 градусов. Я был активен(а) на уроке. Все понял(а).
На уроке мне было интересно.
Азимут 270 градусов. Я работал(а) хорошо, но иногда ошибался(лась). Узнал(а) что-то новое.
Азимут 180 градусов. Я мало работал(а), часто ошибался(лась). Расстроился(лась).
Азимут 90 градусов. Я практически не работал(а) на уроке. Тему не понял(а). Было неинтересно.
С
З
В
Ю