Презентация - Ориентирование на местности. Стороны горизонта

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Ориентирование на местности. Стороны горизонта
Распечатать
  • Уникальность: 98%
  • Слайдов: 37
  • Просмотров: 318
  • Скачиваний: 29
  • Размер: 48.51 MB
  • Класс: 5
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 1

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС ТЕМА: «ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА».
Подготовила: Бибикова Н.И.

Слайд 2

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать у обучающихся представление об ориентировании на местности, способах ориентирования, компасе и его значении в жизни человека.
ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательные: познакомить обучающихся со способами ориентирования в пространстве; научить определять азимут; раскрыть роль компаса, как величайшего изобретения человечества, в развитии географических знаний о Земле. Развивающие: развивать у обучающихся географическое мышление, воображение; продолжить развитие способности применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач. Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету география; развивать умение работать в группе.

Слайд 3

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Личностные: формировать ответственное отношение к учению; осознать ценность географических знаний в практической деятельности.
Предметные: уметь определять стороны горизонта, уметь пользоваться компасом, знать способы ориентирования в пространстве, уметь применять знания для определения своего положения в пространстве. Метапредметные: регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, уметь работать с измерительными приборами; познавательные УУД: уметь извлекать информацию из разных источников, понимать цель чтения; излагать содержание задания сжато, выборочно; коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать в группе, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Слайд 4

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 4

Тип урока: Изучение нового материала. Оборудование: компасы, презентация, учебники, рабочая тетрадь, карточки. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная. Когнитивный компонент урока: понятия: ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, топографическая карта.
Деятельностный компонент урока: ориентироваться по компасу, определять азимут, знать особенности плана на местности. Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать значение умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве - необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья. Методы обучения: Технология проблемного обучения. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах. Средства обучения: Учебник, карта урока, компас, презентация.

Слайд 5

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 5

Он родился в Китае, а сейчас он повсюду и разный: магнитный, механический (радио, геологический, астрономический и др. Он установлен в самолетах, на кораблях, он есть в ваших гаджетах. Он необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий… О КАКОМ ПРИБОРЕ Я ГОВОРЮ?
ЗАГАДКА
КОМПАС

Слайд 6

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 6

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Мальчик заблудился в лесу. Он ходил то в одну сторону, то в другую. Он несколько раз вспоминал, что, когда пошёл рано утром из деревни в лес, солнце ему жгло спину.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ: Скажите, почему мальчик не смог вернуться сам домой? Что бы вы чувствовали, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы уметь  ориентироваться?

Слайд 7

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 7

ОРИЕНТИРОВАНИЕ – умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и различных объектов.
Что такое ориентирование?

Слайд 8

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 8

В глубокой древности, когда люди ещё не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь на незнакомой местности. У нас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.

Слайд 9

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 9

Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных умений человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение его жизни и здоровья. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов (это не всегда надёжно: знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т.п.). Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.

Слайд 10

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 10

Что такое горизонт?
ГОРИЗОНТ – часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.

Слайд 11

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 11

Эта линия всё время между небом и землёй. Хоть весь год к ней прошагаем, А на месте мы с тобой.
ЗАГАДКА
ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА

Слайд 12

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 12

?
?
?
?
?
?
?
?
НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА

Слайд 13

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 13

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Определите, что изображено на юго-западе, на северо-западе, на северо-востоке, на юго-востоке

Слайд 14

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 14

Слова «ориентир», «ориентироваться происходят от латинского oriens - восток. Для ориентирования в Древнем Китае был изобретён простейший магнитный компас. Компас – это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. ЛЮДИ КАКИХ ПРОФЕССИЙ ИСПОЛЬЗУЮТ КОМПАС?
Военные
Моряки
Лётчики
Геологи

Слайд 15

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 15

ИСТОРИЯ КОМПАСА

Слайд 16

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 16

ПРАВИЛА РАБОТЫ С КОМПАСОМ: 1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь). 2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным (синим) концом магнитной стрелки. З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе. Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа  восток, слева запад.

Слайд 17

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 17

С
Ю
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Муравейники строятся около деревьев и камней с южной стороны. Пологая сторона муравейника строится с южной стороны

Слайд 18

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 18

С
Ю
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Длинные и густые ветви обращены на юг

Слайд 19

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 19

С
Ю
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Красный бочок фруктов и ягод обращён на юг

Слайд 20

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 20

Ю
С
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Мох на крышах и деревьях растёт с северной стороны

Слайд 21

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 21

Ю
С
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
В оврагах снег быстрее тает на северном склоне

Слайд 22

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 22

С
Ю
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Годовые кольца деревьев вытянуты к югу

Слайд 23

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 23

Ю
С
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
В сырую погоду на стволах деревьев, особенно сосен, с севера выступает тёмная полоса

Слайд 24

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 24

ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Ю
С
Лесные просеки вырубают по линиям «север – юг» и «восток- запад». На пересечении просек устанавливают столбы. На каждом столбе в верхней части и на каждой из четырёх граней стоят цифры, ребро между двумя гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север

Слайд 25

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 25

Ю
С
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
В домах сельской местности стараются делать окна с южной стороны

Слайд 26

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 26

Ю
С
ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Краска на стенах домов и других строений с южной стороны сильнее выцветает на солнце

Слайд 27

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 27

ПРИМЕРЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Ю
С
Православные храмы: нижняя перекладина креста приподнятым концом направлена на север, колокольня в храмах всегда находится на западе, а алтарь направлен на восток

Слайд 28

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 28

СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Ю
В
З
С
В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает  строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо - восток, налево - запад

Слайд 29

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 29

СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов. Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам  (по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.

Слайд 30

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 30

Представьте, что у вас в руке цветик-семицветик. Куда будет лететь лепесток, туда вы должны повернуться
Лети, лети лепесток Через запад на восток. Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 31

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 31

ЗАДАНИЕ 1
Впишите обозначения направлений.
С
СВ
СЗ
З
В
ЮЗ
ЮВ
Ю

Слайд 32

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 32

ЗАДАНИЕ 2. ИГРА «ДОБРАТЬСЯ ДО ФИНИША»
Задача - откладывать отрезки по клеткам в заданном направлении, пользуясь схемой сторон горизонта. На левой части рисунка уже нанесены 3 клетки на В, 2 клетки на Ю, 3 клетки на Ю-З. Продолжите: 4 клетки на В; 3 клетки на С; 2 клетки на С-В; 5 клеток на В; 3 клетки на Ю; 2 клетки на Ю-З; 2 клетки на С-З; 2 клетки на З; 2 клетки на С-В; 2 клетки на Ю-В.

Слайд 33

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 33

ЗАДАНИЕ 3
Используя компас, определите направление север, запад, восток в классной комнате. (работа в паре)

Слайд 34

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 34

ЗАДАНИЕ 4
Определите направления на географические объекты, изображенные на плане местности, относительно точки «А». Для этого соедините точку «А» с родником, мостом через реку, колодцем, ветряной мельницей и отдельно стоящим деревом. Полученные данные запишите в таблицу.
Ю
СВ
В
ЮЗ
СВ

Слайд 35

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 35

ЗАДАНИЕ 5
Определите, куда показывает стрелка компаса.
СЗ
Ю
Ю
СВ
З
В
ЮВ
В
С
ЮЗ
С
З

Слайд 36

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 36

ЗАДАНИЕ 6
Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и различных объектов.
КОМПАС
Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов.
ГОРИЗОНТ

Слайд 37

Ориентирование на местности. Стороны горизонта, слайд 37

РЕФЛЕКСИЯ
На шкале «Стороны горизонта» нанесите азимут свой работы на уроке красным цветом. Азимут 360 градусов. Я был активен(а) на уроке. Все понял(а). На уроке мне было интересно. Азимут 270 градусов. Я работал(а) хорошо, но иногда ошибался(лась). Узнал(а) что-то новое. Азимут 180 градусов. Я мало работал(а), часто ошибался(лась). Расстроился(лась). Азимут 90 градусов. Я практически не работал(а) на уроке. Тему не понял(а). Было неинтересно.
С
З
В
Ю
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.