Презентация - Наука и искусство блокадного Ленинграда

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Наука и искусство блокадного Ленинграда
Распечатать
  • Уникальность: 91%
  • Слайдов: 23
  • Просмотров: 315
  • Скачиваний: 56
  • Размер: 17.81 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 1

К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Наука и искусство в блокадном Ленинграде

Слайд 2

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 2

«Нигде, никогда я не видел таких стремительных темпов перехода научной идеи в практику, как в Ленинграде в месяцы войны» Академик А.Ф. Иоффе, 1942 год
Ученые Ленинграда внесли огромный вклад в оборону города. Вместе со всеми они защищали город от врага. Они уходили на фронт и в партизанские отряды, становились командирами и рядовыми бойцами. Но главным полем битвы для них оставалась наука, которая была полностью подчинена решению важнейших оборонительных задач.

Слайд 3

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 3

В блокадном Ленинграде с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года было подано 143 заявки на изобретения: военно-технические; разработки направленные на повышение выживаемости горожан; изобретения, направленные на улучшение работы транспорта и предприятий Ленинграда.

Слайд 4

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 4

Когда началась война, многие научные учреждения были эвакуированы вглубь страны, в городе остались только немногочисленные филиалы. В сентябре 1941 года, когда Ленинград оказался в кольце блокады, крупнейшие ленинградские ученые продолжили работу в осаждённом городе. Люди науки в самых невероятных, труднейших условиях искали и находили новые средства и ресурсы для борьбы с врагом. Даже тогда, когда, казалось, все возможности физически исчерпаны... И часто совершали такое, что, казалось бы, превосходило человеческие возможности.
Академик Алексей Ухтомский
Академик Сергей Жебелев

Слайд 5

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 5
Разработки направленные на повышение выживаемости горожан
Каталитическая грелка была создана в конце 1939 года, когда шли бои на Карельском перешейке. Стояли необычно злые морозы, многие бойцы обмораживались и выходили из строя. Нужно было быстро создать “нечто маленькое, компактное, обогревающее”. И вот коллективными усилиями была сотворена эта знаменитая грелка. Промышленность в очень короткий срок освоила массовое производство. Эта грелка спасла жизнь многим нашим воинам в годы Великой Отечественной войны.

Слайд 6

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 6

Осенью сорок первого года многие ленинградцы носили небольшие значки, фосфоресцирующие в темноте как светлячки. Они помогали людям ориентироваться на темных улицах. Производство светящихся составов во время блокады организовал в Радиевом институте известный физик профессор А. Б. Вериго.

Слайд 7

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 7
Физики и химики довольно быстро нашли способ превращения красок в пищу. В городе начали работать установки, извлекавшие из этого неожиданного “сырья” съедобное масло. Правда, запах краски в масле сохранялся, но кто в блокаде обращал внимание на подобные пустяки. Целлюлоза, шедшая для производства бумаги, стала использоваться для изготовления пищевых дрожжей и как добавка к хлебу. Это не был полноценный продукт, но все же человеческий организм получал с ним какое-то количество питательных веществ. Еще одна разработка ученых Гидролизного института — технология получения белковых дрожжей на основе древесного сырья — спасла не меньше жизней, чем целлюлоза.

Слайд 8

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 8

Поразительным примером верности науке и самопожертвования стала история уникальной коллекции Всесоюзного института растениеводства, собранная под руководством академика Н. И. Вавилова. Она состояла из 100 тысяч образцов. Только образцов пшеницы насчитывалось 38 тысяч. Каждый образец — мешочек с зерном. Работники института, оставшиеся в Ленинграде, страдали и умирали от голода, но сумели сохранить драгоценные образцы. Она пережила первую, самую трудную блокадную зиму, в полной сохранности. Изможденные, истощенные голодом люди не подняли руку ни на один мешочек с семенами, ни на одну картофелину из заложенной в подвале института коллекции.
В блокаду от голода умерло 19 сотрудников института. Никто из них не посмел взять из коллекции ни одного зёрнышка.

Слайд 9

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 9
Труд медиков блокадного Ленинграда проходил в экстремальных, зачастую нечеловеческих условиях. И тем не менее ленинградские медики самоотверженно исполняли свой долг. При этом они зачастую проявляли смекалку и изобретательность. Так, они ухитрились делать медицинские биксы из …консервных банок. Еще несколько изобретений: Катализин – обработанные дрожжевые культуры. Метод оправдал себя при лечении гнойных ран. Метод ультрафиолетового облучения кварцевыми лампами цинготных больных. Как-то зимой Санитарное управление фронта обратилось в институт за консультацией: какое лучше использовать средство для лечения газовой гангрены. Дело в том, что у некоторых раненых бойцов стало развиваться это страшное заболевание. Институтский химик М. В. Гликина сумела помочь врачам, спасавшим жизнь людей.

Слайд 10

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 10
Военно-технические разработки
В Институте железнодорожного транспорта испытывали рельсы, балки, стальные плиты, подбирали материал, из которого лучше и быстрее можно сваривать противотанковые ежи, делать покрытия для дотов. 28 июля 1943 г. изобретатель-самоучка, воентехник, младший лейтенант Борис Исаакович Шелищ подал заявку на изобретение «Способ эксплуатации установок с аэростатами заграждения», а в 1944 г. получил на него авторское свидетельство. Оно не только спасло Ленинград от вражеской авиации, но и обеспечило стране приоритет в мире в использовании водорода в качестве топлива для автомобильных двигателей.

Слайд 11

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 11
Ленинградские конструкторы за очень короткий срок разработали и запустили в производство новую противотанковую пушку, самоходные орудия на базе танков Т-26, бронемашины на базе грузовиков ГАЗ-АА и ЗиС-5

Слайд 12

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 12
Специалистам из Физико-технического института имени Иоффе поручили разработать правила движения по Дороге жизни. Им предстояло изучить возможности замерзшей воды как дорожного покрытия. Вскоре ученый Наум Рейнов изобрел специальный прибор - прогибограф, который мог регистрировать колебания льда. В изнурительные дни блокады ученые Ленинграда успешно решали задачи огромной сложности и создали капитальный труд в сфере медицины, военно-технического оснащения, транспортного, электрического развития не только для города, но и армии.

Слайд 13

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 13
Искусство блокадного Ленинграда
Довоенный Ленинград был крупнейшим центром музыкальной культуры. Многие ленинградские музыканты были хорошо известны как в Советском Союзе, так и за его пределами. В городе сложились прочные традиции не только у исполнителей, но и у слушателей: ленинградских меломанов отличали преданность любимому искусству, доброжелательность и требовательность к исполнителям. Беды, принесенные войной и блокадой, были способны полностью уничтожить музыкальную жизнь, осталась бы только память о ней. К сентябрю 1941 года число музыкантов в городе значительно сократилось. Одни – по призыву или добровольно – ушли на фронт, другие, часто – целые коллективы, эвакуировались. И все же в городе осталось немало известных музыкантов.

Слайд 14

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 14

Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 41-го. В этот день в Театре музыкальной комедии прошел спектакль «Летучая мышь». Коллектив театра не был эвакуирован. В начале войны ему приходилось выступать при полупустом зале. Однако по мере того, как положение вокруг Ленинграда и в самом городе стабилизировалось, и начал формироваться новый уклад жизни, число зрителей стало увеличиваться. В тот же день в Ленинградском союзе композиторов состоялось заседание – по просьбе шефской комиссии отбирали (для включения в репертуар концертных бригад) лучшие из новых песен на военные темы. Композиторы откликались на военные события призывными, зовущими на бой с врагом песнями.
Песни, изданные в Ленинграде

Слайд 15

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 15
14 сентября в Большом зале Филармонии прошел первый блокадный концерт. Участвовали артисты оперы, оперетты, балета, драмы, музыканты-инструменталисты. Вскоре филармонические концерты стали проходить регулярно. 17 сентября по радио выступил Дмитрий Шостакович. Он сказал, что окончил две части Седьмой симфонии, подчеркнул, что «опасность, грозящая Ленинграду, не оборвала его полнокровной жизни»  Этот же настрой должен был олицетворять и необычный радиоконцерт, состоявшийся 28 сентября. После значительного перерыва Большой симфонический оркестр Радиокомитета получил возможность вновь собраться: днем была проведена репетиция, а ночью прозвучал по радио концерт для Англии (!). И это несмотря на то, что руководство Радиокомитета считало звучание музыки в сложившейся обстановке неуместным, и в радиопередачах она использовалась очень скромно. Оркестр же стал регулярно выступать на сцене Филармонии.

Слайд 16

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 16
9 октября в Ленгорисполком поступило ходатайство о разрешении проводить занятия в музыкальном училище на ул. Некрасова (там объединились остатки трех музыкальных учебных заведений). Просьбу удовлетворили. А 15 октября было объявлено о возобновлении занятий в Консерватории.
В детской музыкальной школе Петроградского района. Июнь 1942 г.

Слайд 17

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 17
На 6-9 ноября были объявлены большие концерты в помещении филиала Театра оперы и балета им. Кирова, а также в Госцирке. 11 ноября вышел новый приказ Управления по делам искусств: «В целях улучшения культурного обслуживания населения Ленинграда, и использования находящихся в Ленинграде творческих работников музыкальных театров» сформировать оперно-балетную труппу. Первый спектакль этой труппы –«Евгений Онегин» – состоялся уже 20 ноября.

Слайд 18

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 18
Оставив позади ноябрь, город вступил в самый драматичный период осадной жизни. Декабрь–январь–февраль сосредоточили в себе все то, что мы и сегодня видим за словами «ленинградская блокада» – борьбу жителей и защитников города с голодом, холодом, цепкими объятиями смерти. Линия музыкальной жизни после непродолжительного подъема теперь резко пошла на спад и приблизилась к нулевой отметке. После нескольких спектаклей прервалась деятельность оперно-балетного коллектива. В конце декабря закрылись двери Филармонии, умолк голос симфонического оркестра: все меньше сил оставалось и у исполнителей, и у слушателей, иссякала электроэнергия, не работало отопление. На 11 января 1942 года в Капелле был назначен концерт «Полгода Великой Отечественной войны». Афиша обещала участие большой группы деятелей культуры и искусства. Однако выступили лишь немногие, а в зале, в основном, находились моряки, прибывшие в организованном порядке. Это был последний афишный концерт. За ним последовал длительный перерыв.
Песни печатались даже на почтовых открытках и конвертах.

Слайд 19

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 19

В те же дни бригада мастеров искусств была направлена в Кронштадт: там артисты могли не только выступить, но и, как тогда говорили, «подкормиться» – продовольственное положение моряков было не столь катастрофично, как у ленинградцев. Подобные командировки артистов в более благополучные места (иногда даже за кольцо блокады) были достаточно распространенными.
Мастера искусств в Кронштадте. Январь 1942 г.

Слайд 20

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 20

Пауза длилась более месяца. Молчание угнетало. «Хоть бы сыграли что-нибудь », – сказали в Смольном руководителям Радиокомитета. Эти слова послужили мощной поддержкой музыкантам города, которые, прощаясь с умершими и уезжавшими коллегами, все же сохраняли надежду на близкое возрождение музыкальной жизни. Оно началось в преддверии весны 42-го года и затем стало активно развиваться – Дорога жизни действовала все эффективнее… 23 февраля, в День Красной Армии, осуществился музыкальный «прорыв» в радиовещании: после долгого перерыва состоялся большой концерт, в котором участвовали ведущие артисты-певцы и военный музыкальный ансамбль. 4 марта спектаклем «Сильва» возобновил работу Театр музыкальной комедии. Зал почти полностью заполнялся зрителями дважды в день. 30 марта прошла первая репетиция возрождаемого Большого симфонического оркестра Радиокомитета. Откликаясь на объявление по радио, коллектив пополнили новые музыканты. Оркестранты имели дополнительное питание в специальной столовой.

Слайд 21

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 21
5 апреля на сцене Театра имени Пушкина (ныне – Александринский театр) возобновились открытые концерты: выступили симфонический оркестр Радио, большая группа солистов. 11 апреля прошел первый радиоконцерт возрождаемого оркестра народных инструментов (в начале войны он был распущен и на время прекратил свое существование). 19 апреля на сцене Пушкинского театра с большой программой выступил Ансамбль красноармейской песни и пляски Политуправления Ленинградского фронта. 23 апреля по радио прозвучала первая передача оперного цикла – отрывки из оперы Верди «Травиата». 26 апреля музыкальной программой, включавшей романсы и фортепианные произведения, открылся Зал камерных концертов. 28 апреля в радиопередаче для школьников транслировался концерт, проходивший в госпитале, – ученики музыкальных училищ играли на рояле, пели соло и хором.

Слайд 22

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 22

С 1 мая вновь начал функционировать Большой зал Филармонии, там удалось возобновить подачу электроэнергии. Концерты из Пушкинского театра переместились сюда. 1 июля в Филармонии была показана литературно-музыкальная композиция «Кармен» (по новелле Мериме и опере Бизе). В дальнейшем она исполнялась и на других площадках, и пользовалась большим успехом у зрителей. 2 июля «Ленинградская правда» сообщила о доставленной с Урала в Ленинград самолетом партитуре Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича и о предстоящем ее исполнении. Оно состоялось 9 августа в Филармонии и транслировалось по радио, ее слушали жители города и бойцы на фронте… Этот концерт в блокадном городе получил всемирный резонанс.
Возобновление концертов в Филармонии. 1 мая 1942 г.
Афиша к спектаклю «Кармен». 19 июля 1942 г.

Слайд 23

Наука и искусство блокадного Ленинграда, слайд 23

Январь 1944 года принес ленинградцам долгожданную весть – поздно вечером 27-го числа стало известно о полной ликвидации вражеского кольца. Город выстоял. Усилиями каждого, огромными жертвами цементировалась его стойкость. В изнурительные дни блокады ученые Ленинграда успешно решали задачи огромной сложности. Значительный вклад в победу внесли и деятели искусства.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.