Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Деепричастный оборот.
Обособление обстоятельств, выраженных
деепричастием и деепричастным оборотом.
Проведение урока русского языка с использованием электронных словарей
7 класс
2023г.
Слайд 2
Р.Саути «Погружение»
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем,
быстром Лодоре!
Слайд 3
Сравните предложения первой и второй группы.
1. Ветер порывисто дул, поднимая.
Закрывая, сбоку наползала туча.
2. Ветер порывисто дул, поднимая облака пыли.
Закрывая собою небо, сбоку наползала туча.
Слайд 4
Цели урока:
Научиться находить в предложении…..
Научиться …… деепричастный оборот.
Слайд 5
Найдите причастный оборот, расставьте знаки препинания.
Человек проявляющий милосердие помогает нашему миру.
Слайд 6
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.
Обособляются:.Не обособляются:
1) одиночные деепричастия и деепричастные обороты независимо от их места в предложении:
Листья, /падая/, шепчутся, /прощаясь навек/.
Река пенилась, /вздымая валы/, и стремительно неслась вниз..
Слайд 7
Найдите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.
Сергей постояв ещё минуту медленно направился к груде угля и сел на большой кусок антрацита.
(К. Воробьев)
Он стоял прислонясь к груде цибиков чая и барабанил пальцами по своей трости.
(М. Горький)
Слайд 8
Работа в парах.
Составьте два предложения с деепричастным оборотом, употребив данное слово в разных лексических значениях.
Посад
Слайд 9
?
Наблюдение. 1. Определите границы деепричастных оборотов. 2. Подчеркните слово, к которым они относятся. Знаки препинания расставлены.
Осветив край леса и согревая утренний воздух, медленно поднимается запоздалое солнце.
Слайд 10
Вывод:
Два деепричастных оборота, соединенные одиночным союзом и, запятой не разделяются, если относятся к одному члену предложения.
Это однородные обстоятельства.
Слайд 11
Сравните предложения
Отец работал весь день засучив рукава.
Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки.
Слайд 12
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.
Обособляются:.Не обособляются:
1) одиночные деепричастия и деепричастные обороты независимо от их места в предложении:
Листья, /падая/, шепчутся, /прощаясь навек/.
Река пенилась, /вздымая валы/, и стремительно неслась вниз..1) деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя голову, спустя рукава, не мудрствуя лукаво, не покладая рук, не переводя дыхания, положив руку на сердце, затаив дыхание, очертя голову и др.)
Слайд 13
Творческая работа. Используя данные фразеологизмы, составьте и запишите предложения . Расставьте знаки препинания.
Не мудрствуя лукаво
Положа руку на сердце
На ночь глядя
Слайд 14
Замените выделенную часть предложения фразеологическим оборотом, расставьте знаки препинания, если это необходимо
Очень он переживал за друга.
Усердно помогай другим.
Бездушный человек смотрит на горе другого, бездействует.
(Для справки: не находя себе места, не покладая рук, сложа руки)
Слайд 15
Дополните предложения фразеологизмами, подчеркните их как члены предложения.
1 группа
Всю ночь сторожил Иван-царевич Жар-птицу...
2 группа
Каждый день трудилась Крошечка-Хаврошечка ...
Слайд 16
Найдите предложения с деепричастными оборотами. Выпишите номера предложений.
В 9-14 предложениях запятые не расставлены.
1. Мы шли тихо по полевой непроторенной дороге.
2. Льды, растаяв весною, становятся синью в реке.
Русла горных ручьёв рассекают кручи.
4. Ветерок колышет травы, ещё не успевшие увянуть.
5. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья.
Третий день, не переставая ни на минуту, моросил дождь.
Раскаты грома, не смолкавшие ни на минуту, сковали нас.
8. Бледно розовеют кроны старых сосен за селом.
9. Ветер пробежал по степи неся глухой шум поезда.
10. Созерцая водную гладь он сел на край плота.
11. Лебеди плавали не замечая меня.
12. Белочка распушив хвост прыгала по веткам.
13. Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит.
14. Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя…
Слайд 17
Продолжите предложения
На этом уроке я понял …
На этом уроке я вспомнил …
На этом уроке я запомнил …
Вызывает трудности …