Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Исследовательский проект по рассказу И.С.Тургенева «Смерть» из «Записок охотника»
Слайд 2
Цели:
1)Кратко пересказать текст.
2)Выяснить какова проблема рассказа «Смерть». Прокомментировать наше отношение к проблеме.
3)Выяснить какова позиция А.И.Тургенева в рассказе «Смерть».
4)Связать рассказ «Смерть» с историей государства.
5)Подвести итог: какое место занимает рассказ во всём цикле «Записки охотника».
Слайд 3
«Природа - вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе -человек. А разве мужик - не человек? - Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? - Как что? - Его душа, ум, сердце, страсти, склонности…»
Н.А.Добролюбов
Н.А.Добролюбов. Фотография,1861г.
Слайд 4
Когда наш учитель озвучил название рассказа, над которым мы должны были работать, ещё не прочитав его, мы огорчились. Нас смутило название рассказа, из него следовало, что рассказ будет о чём-то грустном и ужасном. Но после того как мы его прочли, у нас остались только хорошие впечатления. В этом рассказе, как и во всем цикле произведений, изображение духовного облика крестьян позволяло сделать вывод о том, какие огромные силы и какие мужественные характеры русских людей таятся в народной среде.
Слайд 5
Белинский, ставя в целом рассказы из "Записок охотника", напечатанные в "Современнике", отметил среди них два. "Больше других мне понравились "Бирюк" и "Смерть",- писал он П. В. Анненкову 15 (27) февраля 1848 г.
Виссарион Белинский.
Кирилл Горбунов_1843
Слайд 6
«Смерть».Дата написания.
Написание рассказа относится ко второй половине ноября -- декабрю 1847 г. , для чернового автографа "Смерти" Тургенев использовал листки почтовой бумаги с датами начатых писем: "Paris, le 24 Novembre 47" (л. 1) и "Paris, le 7 Décembre 47"
Слайд 7
«Смерть». «Современник».
Очевидно, в самом конце декабря Тургенев отослал рассказ в редакцию "Современника", так как 17 (29) января 1848 г. Некрасов писал А. В. Никитенко: "Почти уже набраны и "Записки охотника", которые пойти должны в эту же книжку».
Н.А.Некрасов. Литография Бореля.
А.В.Никитенко.
Обложка «Современник».
Слайд 8
Краткое содержание.
Заехал как-то к своему молодому соседу Ардалиону Михайловичу с предложением поохотиться на тетеревов. Тот согласился с условием, что по дороге они заедут к нему в Чеплыгино.
Дубовый лес в Чеплыгино был знаком охотнику с детства. Ему горько было смотреть на умирающий лес. Охотники пробирались на место рубки, как вдруг послышался крик. Из чащи выскочил бледный мужик и сказал, что подрядчика Максима придавило срубленным ясенем. Когда они подбежали к Максиму, он уже умирал.
При виде этой смерти он подумал, что русский мужик умирает, словно совершает обряд: холодно и просто. Несколько лет назад, в деревне у другого своего соседа, мужик обгорел в овине. Когда охотник зашёл к нему, тот умирал, а в избе шла обычная, повседневная жизнь. Он не вытерпел и вышел.
Слайд 9
Краткое содержание.
Завернул он однажды в больницу села Красногорья, к знакомому фельдшеру. Вдруг на двор въехала телега, в которой сидел плотный мужик. Это был мельник Василий. Поднимая жернова, он надорвался. Капитон осмотрел его, нашел грыжу и начал уговаривать остаться в больнице. Мельник наотрез отказался и поспешил домой, чтобы распорядиться своим имуществом. На четвёртый день он умер.
При нём умирала и старушка помещица. Священник подал ей крест. Приложившись к кресту, она засунула руку под подушку, где лежал целковый — плата священнику, и испустила дух. Да, удивительно умирают русские люди.
Ю.С. Барановский.
Слайд 10
«Прекрасный живописец русского мира» — «верно и тонко воспроизвел одну из самых замечательных черт нашего народа — нашу преданность воле бога...»
Критик журнала
«Северное обозрение».
Слайд 11
Проблема рассказа.
Славянофильская и близкая к ней критика с сочувствием отнеслась к рассказу «Смерть», в котором, без достаточных оснований, увидела апологию народного (крестьянского) смирения и покорности.
Тургенев показывает в этом рассказе драматические последствия крепостнических отношений, их развращающее воздействие на психологию народа.
Слайд 12
Проблема рассказа «смерть»
С болью И.С Тургенев пишет о гибели природы- вырубке леса.
«…иные, наконец, вовсе повалились и гнили, словно трупы, на земле. Кто бы мог это предвидеть — тени, в Чаплыгине тени нигде нельзя было найти! Что, думал я, глядя на умирающие деревья: чай, стыдно и горько вам?»
Художник Б. Дехтерев
Слайд 13
Позиция автора.
И.С.Тургенев видит русских мужиков сильными, мужественными и яркими народными индивидуальностями, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.
Как правило, они несчастны, их характеры противоречивы, сильны и красивы. Писатель стремился показать нравственных людей.
В рассказе «Смерть» писатель попытался изобразить представителей дворянской интеллигенции.
Слайд 14
Наша позиция.
Мы полностью согласны с позицией автора, ведь с каким удивительным спокойствием умирают в очерке «Смерть» лесовщик Максим и мельник Василий. Это повествование о величии и красоте русского народа, о его положении под гнетом крепостничества.
Русские люди умирают удивительно и в час последнего испытания думают не о себе, а о других, о ближних…
Максим: “Простите мне, ребята, коли в чем...”
Старушка помещица: “Она приложилась, засунула было руку под подушку и испустила последний вздох” (хотела дать целковый священнику за свою собственную отходную).
Слайд 15
Связь рассказа «Смерть» с историей России и с биографией автора.
С начала 1847 по июнь 1850 И.С.Тургенев живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848).
Во Франции И.С. Тургеневым сначала были набросаны две группы эпизодов «Смерти», а потом уже окончательно определена их последовательность.
Слайд 16
Великая французская революция, 1848г.
Слайд 17
В рассказе "Смерть" нашли отражение семейные предания и реальная топография охотничьих странствий Тургенева. Река Зуша, упоминаемая в рассказе, один из притоков Оки, протекает в пяти километрах от Спасского-Лутовинова. Прототипом барыни, собиравшейся заплатить священнику за свою отходную, послужила мать В. П. Тургеневой Катерина Ивановна Сомова.
Портрет В.П.Тургеневой
Река Зуша.
Слайд 18
Цикл «Записки охотника».
-- (1) Хорь и Калиныч 1847, No 1
-- (18) Петр Петрович Каратаев 1847, No 2
II (2) Ермолай и мельничиха
III (5) Мой сосед Радилов
IV (6) Однодворец Овсяников
V (7) Льгов 1847, No 5
VI (10) Бурмистр
VII (11) Контора 1847, No 10
VIII (3) Малиновая вода
IX (4) Уездный лекарь
X (12) Бирюк
XI (14) Лебедянь
XII (15) Татьяна Борисовна и ее племянник
XIII (16) Смерть 1848, No 2
XV (20) Гамлет Щигровского уезда
XVI (21) Чертопханов и Недопюскин
XVII (22) Лес и степь 1849, No 2
XVIII (17) Певцы
XIX (19) Свидание 1850, No 11
XX (8) Бежин луг 1851, No 2
XXI (9) Касьян с Красивой Meчи 1851, No 3
-- (13) Два помещика (1-е отд. изд. 1852 г.)
Слайд 19
Тезаурус.
Литературный цикл - ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов.
Рассказ - это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Повествователь - лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.
Слайд 20
Вывод
«Записки охотника» состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные законченные произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям. Однако при чтении «Записок охотника» создается впечатление целостности, чувствуется внутреннее единство рассказов. Это единство объясняется прежде всего близостью тематики, общностью содержания (правдивое, реалистичное изображение жизни крестьян и помещиков) и идейной целеустремленностью рассказов. Кроме идейного единства рассказов «Записок охотника», важную роль играет художественная канва, поэтичность и эмоциональность рисунка.
И.С. Тургенев. Художник
К. Маяковский. 1871г.
Полное собрание цикла «Записки охотника».
Слайд 21
Поэтому мы не можем убрать какой-то рассказ. Все эти 25 рассказов - это одно целое. Мы считаем, что когда Тургенев только начинал работать над циклом «Записки охотника», то у него в голове было определенная картинка, которая делилась на несколько частей. А теперь если мы что-то уберём, то картинка уже будет непонятной. Мы считаем, что все эти рассказы главенствующие. И если убрать какой-нибудь из рассказов, то потеряется смысл.
Слайд 22
Список использованных источников:
http://vsekratko.ru/sochinenie/turgenev/raznoe_12/
http://rvb.ru/turgenev/02comm/introcomm_03_3.htm
http://www.bestreferat.ru/referat-28494.html
http://picsru.eu/image/c1fabaf5/
http://www.uchportal.ru/load/160-1-0-4814
Слайд 23
Исследовательский проект
по рассказу И.С.Тургенева «Смерть»
из цикла «Записки охотника».
Проект выполнили:
ученицы 10 класса
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 6
г.Амурска
Заманова Анастасия и Салихова Дарья
Преподаватель:
Плохотнюк Инга Владимировна
2010г.