Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ФГКОУ «Уссурийское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» исследовательская работа «Популярность образа денди в произведениях русских писателей 19-21 веков»
Слайд 2
Задачи исследования: - выяснить и сопоставить признаки денди; -изучить и проанализировать литературные произведения, в которых раскрывается образ денди; -выявить причины обращения разных авторов к теме дендизма; -систематизировать изученный материал.
Почему к образу денди обращаются писатели разных стран разных эпох?
Слайд 3
«Денди» – англ. (dandy) –
первоначально изысканно одетый светский человек, законодатель моды;
щёголь, франт.
«Дендизм» –
1) изысканность в одежде, манерах и обращении;
2) модное течение и
литературное
направление 19 в.
Слайд 4
Франт вечен?
Мы встречаем упоминание о франтах в литературных произведениях древней Греции и Древнего Рима. В эпоху Гая Юлия Цезаря сибаритом и франтом был Меценат. В эпоху императора Нерона славился франтовством сатирик Петроний, автор знаменитого "Сатирикона". Этнография дает свидетельства того, что по всему земному шару и у множества народов франтовство имело место, а у некоторых народов являлось чуть ли не родовым качеством. Так,Кеннет Рид , наблюдая племя гахуку (Новая Гвинея), отметил, что мужчины племени "уделяют значительное внимание своей внешности.
Слайд 5
Классический Франт
Выдающимся классическим франтом Европы, прообразом всех денди XIX - начала XX вв., был непревзойденный лондонский франт Джордж Брайен Браммелл, отец-основатель новой формы утонченного "концептуального" франтовства - дендизма.
Слайд 6
Что ни творец, то и франт! Среди почитателей Браммелла были Джордж Байрон и Оскар Уайльд, а в России – А.С. Пушкин .
“I was crazy about Byron…I felt that I’m a poet
only when I read his “The Corsair” – Alexander Pushkin
Fashion, which indeed’s the best recommendation; and to be well -dressed will very often supersede the rest.
“the others dress to live, a dandy lives
to dress.”
Слайд 7
Признаки денди:
Внешние:
Манера изящно одеваться
Манера вести себя особым образом
Речевая культура
Внутренние:
Духовная независимость
Борьба с пошлостью
Признаки артистической натуры
Слайд 8
According to the rules,
a dandy had to change
weekly:
twenty shirts;
twenty-four handkerchiefs;
ten trousers;
thirty kerchiefs;
a dozen of waist-coats
and socks.
Слайд 9
Евгений Онегин
Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока.
Хранить молчанье в важном споре,
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет –
И наконец увидел свет.
Слайд 10
Для штабс-капитана Максима Максимыча Печорин — обычный столичный денди. «Сертучок» хотя и запыленный, но белье – ослепительно чистое, перчатки запачканы, зато сшиты специально по его маленькой аристократической руке.»
Как человек истинно светский, Печорин большой знаток капризов моды: тут он и педант, и денди. В его горском костюме, специально, видимо, заказанном для верховой езды на кабардинский лад, – ни одной погрешности; даже мех на шапке – не слишком длинный и не слишком короткий, а именно такой, как надо.
Слайд 11
Эраст Фандорин
Сыщик Эраст Фандорин, представлен в десяти книгах Б. Акунина человеком, который тщательно следит за своей внешностью и одеждой. Безупречный вкус Фандорина и его внимание к деталям одежды, дают повод различным персонажам романов относиться к нему как к щеголю, франту или денди
Слайд 12
Определения “щеголь” и “франт” встречаются в романах о Фандорине довольно часто. Автор, как и его герои, подчеркивает приверженность героя моде, его повышенное внимание к своей внешности и одежде. Определение “денди” по отношению к герою:
- с первых же страниц романа “Азазель” читатель узнает о корсете “лорд Байрон”, которым молодой герой старается придать своей фигуре стройность, а талии тонкость . Молодой сыщик следит за своим туалетом “обширный гардероб, где одних белых перчаток имелось пять пар”;
Слайд 13
дворецкий из книги “Коронация” описывает героя “истинным денди в сером цилиндре, сером же сюртуке и перламутровом галстуке с жемчужной заколкой”;
друг Фандорина, офицер и бретер Зуров, замечает, что герой “подъехал этаким франтом, в лаковой карете, при усах”;
в начале книги “Статский советник” Фандорин изображен как “узкий, в цилиндре и широком щегольском макинтоше с пелериной, франт”.
Слайд 14
Oсновные принципы поведения и мышления человека, относившего себя к денди:
Одежда всегда должна быть элегантной, но незаметной;
Всегда поступать неожиданно, так, чтобы ум, привыкший к игу правил, не мог, рассуждая логически этого предвидеть;
Стремление более удивлять, чем нравиться;
Направленность на романтический культ индивидуализма.
Главное свое выражение дендизм находит в умении одеваться: “Идеальный денди виден по одежде. Его независимость, уверенность в себе, оригинальность, самоконтроль и утонченность — все это должно проявляться в одежде”.
Слайд 15
Таким образом, собранные нами материалы позволяют сделать следующие выводы:
многие талантливые писатели и поэты 19 века были подвержены влиянию идей дендизма;
героев своих литературных произведений наделяли внутренними и внешними характеристиками денди;
такие «знаковые» элементы дендизма, как склонность к путешествиям, романтическая внешность, загадочность поведения героя, обеспечивают автору читательский интерес и востребованность у широкой читательской аудитории в течении долгого времени.