Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Проект
подросткового клуба «Орбита»
«Народные инструменты старины»
Слайд 2
Народные инструменты старины – наше богатство и гордость и каждый должен заботливо и бережно относиться к ним, сохраняя культурное наследие наших предков.
Слайд 3
«Народные инструменты старины»»
Вид проекта:
социально-практический
Продолжительность проекта:
сентябрь 2014 год-
март 2015 год
Слайд 4
Актуальность темы: народные инструменты старины - возникли давным давно, на них играли наши предки. они не дня не могли прожить без музыки, они заботливо и бережно относились к музыкальным инструментам, которые ,как правило, потом передавались по наследству.
Слайд 5
В наше время остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Известно, что музыка имеет огромное значение в формировании внутреннего мира ребенка, помогает стать духовно богаче, развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Музицирования на детских музыкальных инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребёнка с миром музыки.
Слайд 6
За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. Хорошо, что мы вспомнили о своих корнях, и дали возможность детям прикоснуться к источнику народной мудрости, творчеству многих поколений.
Слайд 7
Эффективным способом реализации задач музыкального образовании – является проектная деятельность. Вопрос музыкального образования – очень актуальный вопрос, ведь он способствует развитию музыкальных, познавательных способностей детей, воспитывает любовь к русской национальной культуре.
Слайд 8
целью данного проекта является:
Воспитывать любовь к русской национальной культуре и формировать интерес детей к истории возникновения русских народных инструментов.
Слайд 9
Задачи проекта:
Развивать музыкальные навыки игры на народных инструментах.
Познакомить с историей создания русских народных музыкальных инструментов.
Организовать практическую деятельность
Слайд 10
В процессе работы над проектом учащиеся исследовали ценности и историю возникновения русских народных музыкальных инструментов и возможности сохранения народного промысла.
Слайд 11
Учащиеся освоили:
правила игры на деревянных ложках;
-элементы игры на народных старинных инструментах;
-знания о струнных, духовых, ударных, язычковых инструментов ;
Слайд 12
Продуктом проектной деятельности стали
Портфолио
Презентация проекта
КИП
«Музыкальная шкатулка»
Слайд 13
Формы
работы:
Конкурсная игровая программа
Занятия
Художественная мастерская
Конкурс рисунков
Экскурсия
Слайд 14
Работа по проекту «Народные инструменты старины»
Начата с формирования групп учащихся и выбора темы проекта в сентябре 2014 года.
В октябре был разработан план реализации проекта,
В ноябре - распределены задания среди учащихся.
Слайд 15
В октябре проведена конкурсная игровая программа «Музыкальная шкатулка». Дети отгадывали по мелодии, какой инструмент спрятан в шкатулке. На протяжении всей игровой программы, учащиеся знакомились с историей возникновения того или иного инструмента, краткого описания и способами звукоизвлечения инструментов- деревянные ложки, трещотка, погремушка, бубенцы, колокольчик , рубель, глиняная свистулька. Всех их роднит оригинальность как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность.
Эта беседа воспитывает интерес к самобытной русской культуре, способствует развитию музыкальных способностей.
Слайд 16
В ноябре организованна художественная мастерская «Роспись деревянной ложки» Художественная мастерская способствовала творческим воображением детей изображать элементы хохломского узора.
Слайд 17
Художественная мастерская
Слайд 18
В декабре прошел конкурс рисунков «Удивительный мир народных игрушек и инструментов». Конкурс способствовал знакомству с народными промыслами. Лучшие детские рисунки были отобраны и представлены на выставке в клубе.
Слайд 19
В декабре прошло тематическое занятие «Народные инструменты старины». Целью занятий стало знакомство с историей возникновения русских народных музыкальных инструментов.
Слайд 20
На занятии участники проекта выступили с докладами: «Струнные народные музыкальные инструменты».
Шабунина Алиса и Калинкина Диана рассказали: .
О домре - как старинном русском щипковым музыкальном инструменте, сегодня домра, молодой перспективный инструмент с огромным музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни.
О балалайке –её история происхождения уходит своими корнями в глубину веков, были взлеты и падения, но она продолжает жить. У всех иностранцев является олицетворением русской культуры.
Слайд 21
гусли
Гусли - древнейший музыкальный инструмент, сделанный из сухой доски ели или клена «Явор»- отсюда происходит название «Яровчатые», а как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми». Но время изменило этот инструмент, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.
Слайд 22
Саврасова Ксюша и Аксенова Даша выступила на тему «Духовые народные музыкальные инструменты»
Рожок – русский духовой инструмент, из коровьева рога, сохранившейся до наших дней. В древней Руси, рог использовали в качестве сигнального инструмента, звуком собирали народ, пастухи исполняли короткие, простые наигрыши во время отдыха, под звуки рожка в старину, просыпалась вся деревня;
Жалейка- представляет собой трубочку из ивы, от10 до 20 см , в верхний конец вставлен пищик из камыша, а нижний из коровьева рога. Жалейкой называли «Пастушеский рожок» или связывали её название с поминальными обрядами «Жалениями», а в южных местностях называли «Пищик». Сейчас жалейку и рожок можно услышать в современных оркестрах русских народных инструментов;
Слайд 23
Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями— свирель, сопель и цевница. Свирель представляет собой простую деревянную дудку, на одном конце есть свистковое устройство в виде клюва, в середине вырезано 6 отверстий, изготавливается из клена, орешника, ясеня. Инструмент встречается в современных оркестрах народных инструментов.
Свирель
Слайд 24
Кувикл
Кувикл - духовой народный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты, область распространения инструмента на Руси- Брянская, Курская, Калужская область. Кувикл представляют собой набор пустотелых трубочек разной длины и диаметра, изготавливается из камыша, тростника, бамбука. Звук нежный, тихий, свистящий, в оркестре хорошо сочетается с дудкой, жалейкой, рожком.
Слайд 25
Варган
История этого инструмента уходит в глубь веков, изготавливался из тонких пластин различных материалов- кость, дерево, металл- в середине пластины прорезался язычок. Искусством игры на варгане владеют в Якутии, Алтае, Казахстане, Киргистане. Сейчас вновь стал расти интерес к варганной музыке. Варганная музыка пронизывает все музыкальные стили, завораживающие звуки создают необыкновенную атмосферу, в которой прошлое встречается с будущим.
Слайд 26
«Ударные народные музыкальные инструменты» С докладом на эту тему выступили Кондратенко Алиса, Бахарев Сергей, Клейменычева Маша
Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры. Ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Деревянные ложки - превосходный музыкальный инструмент. Они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.
Слайд 27
Бубен
Бубен — один из самых древних музыкальных инструментов. История бубна начинается с незапамятных времен тогда, когда самые уважаемые люди в племени – таинственные шаманы исполняли свои ритуальные танцы на любом важном событии, происходящем в жизни человека (это могла быть свадьба, охота или похороны). Бубен –состоит из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна. Основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.
Слайд 28
Трещотка
Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещётки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. Простота конструкции обеспечила трещоткам большую популярность в стародавние времена. Впрочем, в настоящее время трещотка с успехом применяется в качестве одного из основных инструментов в народно-инструментальных ансамблях, наряду с гармонью, деревянными ложками и гуслями. При игре трещотку нужно растянуть как гармошку, а затем с силой сжать. Благодаря такой технике можно извлечь немалое количество звуков и ритмов.
Слайд 29
Рубель
Считается ударным инструментом, который, как и деревянные ложки, тоже являлся предметом быта. Он представляет собой деревянный брусок с зазубринами на одной стороне. С его помощью стирали и разглаживали белье. Если же провести по нему деревянной палкой, то мы услышим целый каскад громких, трескучих звуков. Используют в фольклорных ансамблях.
Слайд 30
«Язычковые музыкальные инструменты» С докладом на эту тему выступили Кильмаева Диана и Прусова Света
Гармонику можно вправе назвать международным инструментом. Во многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков.
гармонь - название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщенное название – гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность – мажорная или минорная гаммы.
Слайд 31
И делают вывод:
Нужно знать историю народных инструментов, что у каждого народа
есть своя народная музыка, особенная, национальная.
Пройдут многие годы, в течение которых появятся новые
инструменты, но хотелось бы верить, что интерес к исконно русской
музыке не угаснет.
Слайд 32
В мае запланирована экскурсия в музей «Саратовская гармошка», где дети познакомятся с историей возникновения и возрождения Саратовской гармошки.
Слайд 33
Приобщать детей к русской культуре нужно с раннего детства.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть русского народа. Таким образом, можно заключить, что образовательная цель данного проекта состоит в приобщении детей ко всем видам русского народного фольклора.