Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Выполнила:
Сурина Александра
Слайд 2
Футуризм(от лат. futurum — будущее) — общее название художественных движений авангарда конца 1910-х-начала 1920-х гг. , отрицавших художественное и нравственное наследие прошлого, проповедовавших стремление к новому искусству путем разрушения старых форм и условностей искусства.
Слайд 4
Новые принципы искусства
На уровне лексики: депоэтизация языка, использование вульгаризмов, неологизмов, различных терминов.
На уровне семантики (значения):
слово дробили, пересоздавали (разбивали и складывали заново), создавали новые морфологические и фонетические комбинации (звук становится самостоятельной значимой единицей).
На уровне синтаксиса:
Отказ от знаков препинания.
«телеграфный» синтаксис.
Различные формы визуального воздействия текста.
На уровне стихотворчества:
Новые ритмы.
Причудливые рифмы.
Использование элементов народной поэзии, рекламы и т.п.
Слайд 5
Основные принципы футуризма
бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиск раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
культ техники, индустриальных городов;
пафос эпатажа
Слайд 6
Русский футуризм
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бурлюк – наиболее известные имена русского футуризма
Слайд 7
Футуризм впервые о себе заявил в Париже, где в газете "Фигаро" от 20.02.1909 года был опубликован "Манифест футуризма" поэта Ф. Маринетти.
Слайд 8
Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок Судей".
Его авторами были Д.Бурлюк, В.Хлебников и В.Каменский.
Слайд 9
1912 год – выход манифеста «Пощечина общественному вкусу»
Слайд 10
Cборник «Пощечина общественному вкусу» (1912 г.) вызвал куда больший резонанс. Еще бы! Ведь книга открывалась декларацией, полной ругательств в адрес известных писателей и призывающей сбросить Пушкина и остальных классиков с «парохода современности».
Слайд 11
Футуризм
Кубофутуризм
Эгофутуризм
В.Маяковский
А.Крученых
И.Северяни
И.Игнатьев
объединение "Центрифуга"
Б.Пастернак
Н.Асеев
Слайд 12
1910 год - поэтическая группа «Гилея», которую возглавлял Давид Бурлюк
Душа - кабак , а небо – рвань,
Поэзия – истрепанная девка,
А красота – кощунственная дрянь.
Слайд 13
Давид Бурлюк (1882 - 1967)
Украинский,русский и американский поэт, художник, один из основоположников российского футуризма
Вернувшись в Россию, в 1907—1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911—1914 занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др. У него было два брата и три сестры — Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила были художниками, Николай — поэтом. Они также были участниками движения футуристов.
Слайд 14
В подавляющем большинстве мы – выходцы из самых захолустных российских углов. Именно поэтому литературные высоты нам приходилось брать нахрапом – с шумом, воем и гиканьем, преодолевая чудовищное сопротивление «столичных штучек».
Слайд 15
Велимир Хлебников
Елена Гуро
Слайд 16
Николай Бурлюк
Василий Каменский
Слайд 17
Бенедикт Лившиц
Алексей Крученых
Слайд 18
Владимир Маяковский (1893-1930)
В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой
Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь», оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».
Слайд 19
«Право творца созидать свой мир,
соединяя несоединимое, видеть реальность
чрез призму собственной души», -
утверждал Владимир Маяковский в стихотворении
«А вы могли бы?»
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочёл я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
Слайд 20
1912 – «Академия эго-поэзии»,
основатель - И. Северянин. В центре творчества поэта-эгофутуриста - его "я", его личность.
Душа – единственная истина!
...Я избран королем поэтов, -
Да будет подданным светло!
Слайд 21
Георгий Иванов
Рюрик Ивнев
Слайд 22
Василиск Гнедов
Вадим Шершеневич
Слайд 23
Эгофутуристы
Преклонение перед техническим прогрессом, урбанизацией.
Робкое словотворчество
Подражание раннему декадентству (салонный эротизм, утончённость, утверждение крайнего эгоцентризма)
Слайд 24
1914 год
Выступали против культурного нигилизма, задача искусства - преобразование временного в вечное.
Борис Пастернак
Слайд 25
Основной особенностью в теории и художественной практике участников "Центрифуги" было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опора на традиции.
Слайд 26
Николай Асеев
Сергей Бобров
Слайд 27
С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Многие из авторов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (1930 — Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный, индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). Крученых с 1930-х годов, после гибели Маяковского и расстрела Игоря Терентьева, отходит от литературы и живёт продажей редких книг и рукописей, что тогда тоже далеко не приветствовалось. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма.
Слайд 28
Значение футуризма
М.Горький:
«Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни».
В.Брюсов:
«Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами»
Слайд 29
Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством.
футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, таких как Михаил Фёдорович Ларионов, Наталья Сергеевна Гончарова и Казимир Северинович Малевич
С точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом также существовали различия. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, а его лидера Маринетти упрекали в шовинизме и женоненавистничестве. В то же время, в русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти
Русский футуризм в сравнении с итальянским