Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Преподобный Сергий Радонежский
Слайд 2
Игумен земли Русской, основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье благочестивых ростовских бояр Кирилла и Марии, переехавших жить в Московское княжество по приглашению великого князя Ивана Калиты, и в крещении был назван Варфоломеем. В нем чрезвычайно рано проявилось стремление к подвижничеству. Приблизительно в 1337 году, после кончины родителей, 23 лет от роду, Варфоломей вместе со своим старшим братом Стефаном в поисках уединения удалился в лесное урочище в окрестностях Радонежа.
Родители Сергия Радонежского
Слайд 3
На небольшой, поросшей густым лесом возвышенности, названной впоследствии Маковец, братья срубили малую церковь, которая по их просьбе была освящена в честь Живоначальной Троицы, и келью. Жизнь в пустынном лесу была очень тяжела. Стефан, не выдержав лишений, вскоре ушел в Москву и поселился в Богоявленском монастыре, где прожил более двадцати лет, а Варфоломей остался в пустыни, возложив все упование на Бога. Около двух лет подвизался он, «един единетвуя», в трудах, подвигах воздержания и молитвы. Спустя некоторое время он просил у
игумена Митрофана пострига в
ангельский образ, что и
Произошло «месяца октября в
седьмой день, на память святых
мучеников Сергия и Вакха. И дано
имя ему в монашестве Сергий».
Слайд 4
Постепенно, узнав о суровой добродетельной жизни преподобного Сергия, к нему стали стекаться иноки, жаждущие подвигов пустынножительства. Первоначально собралось двенадцать монахов. Они построили кельи, оградили их небольшим тыном, поставили и привратника у ворот (эти ворота находились рядом с современными Митрополичьими покоями).
К Преподобному стали приходить крестьяне за советом и благословением, некоторые селились рядом. Этому способствовали скорбные обстоятельства монголо-татарского ига, побуждавшие людей бежать из мира в пустынь. Так образовались монастырь и посад.
Слайд 5
Преподобный вел суровый постнический образ жизни, трудился наравне со всеми монахами. Помимо занятий хозяйственными делами Святой каждый день пел с братией в церкви. В промежутках между уставными богослужениями они устраивали частые молебны, ведь для того и ушли
из мира, чтобы беспрестанно молится Богу и в
церкви, и в кельях.
Посох и схима прп. Сергия
Слайд 6
В 1380 году московский князь Димитрий Донской пришел в Троицкую обитель к Преподобному за благословением на сражение с войском Мамая –решительную битву за освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Благословение Преподобного было необычным: на Куликово поле отправились воины-монахи Пересвет и Ослябя, принявшие участие в битве.
Благословение прп. Сергием блгв. кн. Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Слайд 7
Жизнь Троице-Сергиевой Лавры на протяжении более чем шести с половиной столетий была неразрывно связана с историей Руси и русского народа. Так же как архитектурный ансамбль Лавры органично вобрал в себя постройки XV-XIX столетий, объединив их в единое, неповторимое целое, так и ее исторический путь отобразил, как в оптическом фокусе, судьбу огромной страны. Вехи ее истории зафиксированы в сохранившихся до наших дней древних схемах монастыря. На иконе XVII века,
изображающей братию
Троицкой обители, мы видим
план построек монастыря того
времени.
Обитель Преподобного Сергия
Слайд 8
Ныне Свято-Троицкая Сергиева Лавра насчитывает более 250 насельников, которые несут монашеские послушания как в обители Преподобного, так и за ее пределами.
Слайд 9
Чтобы понять Россию, — писал в начале XX века священник и философ отец Павел Флоренский, — надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ея, признанного святым при жизни, «чудного старца, святого Сергия», как свидетельствуют о нем его современники».