Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Жизнь поэта
(К 100-летию со дня рождения К. М. Симонова)
Слайд 2
В феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, газета «Правда» опубликовала лирическое стихотворение, которое сразу завоевало сердца наших солдат. Это было стихотворение «Жди меня». Солдаты вырезали его из газеты, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых бойцов. В истории русской поэзии трудно найти стихотворение, которое бы имело такое же широкое звучание в народе, как «Жди меня». Оно сделало всемирно известным офицера Советской Армии, русского поэта Константина Симонова.
Слайд 3
Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился 28 (15 по старому стилю) ноября 1915 г. в Петрограде. Его мать урожденная княгиня Александра Оболенская, отец Михаил Агафангелович Симонов – дворянин, выпускник Императорской Николаевской военной академии , генерал-майор. В своих официальных биографиях К.М. Симонов указывал, что «отец погиб или пропал без вести» на фронте. Отчим – Александр Григорьевич Иванишев, бывший полковник царской армии, преподаватель военного училища. Он усыновил и воспитал мальчика. Правда, фамилию и отчество сыну мать сохранила. О своем детстве Константин Симонов вспоминал: «Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Существовал твердый распорядок дня, все делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому бы то ни было слово требовалось держать, всякая ложь презиралась.»
Александра Леонидовна Симонова (Иванишева). Мать поэта.
Слайд 4
Весной 1930 г., окончив в Саратове семилетку, Симонов пошел учиться на токаря. В 1931 г. семья переезжает в Москву, и будущий поэт устраивается на работу на авиационный завод.
В эти же годы он начал писать стихи, и в 1934 г. поступил в Литературный институт. В 1936 г. первые стихи молодого поэта были опубликованы в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь».
В 1939 г. Симонов уезжает в Монголию на Халхин-Гол военным корреспондентом. Незадолго до отъезда он сменил свое настоящее имя Кирилл на псевдоним Константин. Он картавил, не выговаривал буквы и произнести свое имя ему было трудно. Вскоре имя Константина Симонова приобрело популярность. Когда началась Великая Отечественная война поэту было 25 лет.
Первая военная командировка Константина Симонова была в действующую армию на Западный фронт, которому пришлось принят на себя главный удар немецких танковых частей. 20 июля в газете «Известия» появился первый репортаж Симонова о войне – очерк «Горячий день» о сражении под Могилевом на Буйническом поле.
Симонов прошел всю войну, дошел до Берлина, был корреспондентом московской газеты «Красная звезда». На его долю выпала непростая фронтовая судьба: он был в осажденной Одессе, участвовал в боевом походе подводной лодки, ходил в атаку с пехотинцами, с группой разведчиков высаживался в тыл немцев, в Феодосии попал под бомбежку, которая длилась целые сутки. В 1942 г. он был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а в 1943 г. ему было присвоено звание подполковника.
Слайд 5
За годы войны Симонов написал три пьесы, повесть «Дни и ночи» и две книги стихов: «С тобой и без тебя» и «Война».
Весь материал для книг ему дала работа корреспондентом на фронте. Самым известным стихотворением Константина Симонова стало «Жди меня».
Оно посвящено актрисе Валентине Серовой, в которую поэт был влюблен. Симонов написал стихотворение в июне 1941 г. под Москвой в перерыве между командировками на фронт.
Слайд 6
Стихотворение «Жди меня» Симонов не раз читал в кругу друзей-литераторов; читал артиллеристам на полуострове Рыбачий, отрезанном от остального фронта; читал разведчикам перед тяжёлым рейдом по тылам противника; читал морякам на подводной лодке.
Вскоре строчки полюбившегося стихотворения стали расходиться в рукописных копиях, заучиваться наизусть. Солдаты посылали их в письмах к любимым, заклиная разлуку и близкую смерть, прославляя великую силу любви.
Слайд 7
9 декабря 1941 года «Жди меня» впервые прозвучало по радио. Симонов случайно оказался в Москве и прочёл стихотворение сам, успев к эфиру буквально в последнюю минуту. В январе 1942 года «Жди меня» было опубликовано в «Правде».
Историки Великой Отечественной войны считают, что для победы в войне стихотворение «Жди меня» сыграло не меньшую роль, чем разгром немцев под Москвой.
В апреле 1942 года Симонов сдал в издательство «Молодая гвардия» рукопись лирического сборника «С тобой и без тебя». Все 14 стихотворений сборника были адресованы и посвящены В.Серовой.
Симонов писал стихи о том, что помогает человеку на войне, спасает его и ценится, порой, дороже, чем в мирной жизни. Стихотворение «Смерть друга» написано после смерти корреспондента Евгения Петрова и передает чувства многих солдат и офицеров Великой Отечественной.
Слайд 8
«Неправда, друг не умирает, Лишь рядом быть перестает. Он кров с тобой не разделяет, Из фляги из твоей не пьет»
Нелёгкая, подчас героическая работа фронтовых корреспондентов, которые не просто собирали материал для очерков и статей, но и принимали участие в боях, спасали других и погибали сами, впоследствии нашла своё отражение в произведениях писателя К.Симонова. После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».
Слайд 9
Симонову принадлежит авторство всенародно любимой «Песни военных корреспондентов», которая на долгие годы стала гимном журналистов, работающих в «горячих точках» планеты:
«От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С лейкой и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Без глотка, товарищ,
Песню не заваришь,
Так давай по маленькой нальем.
Выпьем за писавших,
Выпьем за снимавших,
Выпьем за шагавших под огнем!..»
Победу Константин Симонов встретил знаменитым писателем.
Слайд 10
Еще в ходе работы над трилогией «Живые и мертвые», Симонов задумал еще одну книгу — из записок Лопатина, — книгу о жизни военного корреспондента и о людях войны, увиденных его глазами. Между 1957 и 1963 годами главы этой будущей книги были напечатаны им как отдельные, но при этом связанные друг с другом общим героем маленькие повести («Пантелеев», «Левашов», «Иноземцев и Рындин», «Жена приехала»).
Впоследствии все эти вещи он соединил в одну повесть, назвав ее «Четыре шага». А начатое в ней повествование продолжил и закончил еще двумя повестями («Двадцать дней без войны» и «Мы не увидимся с тобой…»). Так сложился этот роман в трех повестях «Так называемая личная жизнь».
Слайд 11
По окончании войны в течение трёх лет К.М. Симонов находился в многочисленных зарубежных командировках: в Японии (1945-1946), США, Китае.
В основу этой книги легли дневниковые записи К.Симонова, которые он вел в Японии в 1945-1946 годах в качестве корреспондента "Красной звезды". Вторая часть книги посвящена японскому искусству. Автор рассказывает о своих встречах с людьми искусства - актерами, народными художниками и народными архитекторами. Многие политические и общественные проблемы того времени не утратили своего значения и сейчас.
В 1946-1950 годах он занимает пост редактора одного из ведущих литературных журналов «Новый Мир». В 1950-1954 годах - редактор «Литературной газеты». С 1946 по 1959 годы, а затем с 1967—по 1979 год — секретарь Союза писателей СССР. За период с 1942 по 1950 годы К.Симонов получает шесть Сталинских премий – за пьесы «Парень из нашего города», «Русские люди», «Русский вопрос», «Чужая тень», роман «Дни и ночи» и сборник стихов «Друзья и враги».
Слайд 12
Первый роман Симонова «Товарищи по оружию», посвящённый событиям на Халхин-Голе, увидел свет в 1952 году. По первоначальному замыслу автора, он должен был стать первой частью задуманной им трилогии о войне. Однако получилось иначе. Чтобы полнее раскрыть начальный этап войны, понадобились другие герои, другой масштаб изображаемых событий. «Товарищам по оружию» суждено было остаться лишь прологом к монументальному произведению о войне.
В 1955 году, ещё в Москве, Константин Михайлович Симонов приступает к работе над романом «Живые и мёртвые».
В 1958 году Симонов уехал жить и работать в Ташкент в качестве собственного корреспондента «Правды» по республикам Средней Азии.
В 1961 году Симонов привозит в Москву из Ташкента уже законченный роман. Он стал первой частью большого правдивого произведения о Великой Отечественной войне. Автором были найдены герои, с которыми читатель пройдет путь от первых дней отступления до разгрома немецкой армии под Москвой.
Слайд 13
В 1965 году Симонов закончил свою новую книгу «Солдатами не рождаются», которая является новой встречей с героями романа «Живые и мёртвые». Сталинград, неприукрашенная правда жизни и войны на новом этапе - одолении науки побеждать. В дальнейшем писатель предполагал довести своих героев до 1945 года, до конца войны, но в процессе работы стало очевидно, что действие трилогии завершится в тех местах, где оно и начиналось. Белоруссия 1944 года, наступательная операция «Багратион» - эти события легли в основу третьей книги, которую Симонов назвал «Последнее лето». Все три произведения объединены автором в трилогию под общим названием «Живые и мертвые».
Слайд 14
В своем эпохальном произведении автор стремился соединить два плана — достоверную "летопись" основных событий войны, увиденных глазами главных героев Серпилина, Синцова.
Вторая часть трилогии описывает события Сталинградской битвы - переломный момент Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а на экране образы главных героев в фильме "Возмездие", созданном на основе второй книги романа, блестяще воплотили образы главных героев Кирилл Лавров и Анатолий Папанов.
Роман "Последнее лето" завершает трилогию "Живые и мертвые"; в нем писатель ведет своих героев победными дорогами последнего лета Великой Отечественной войны. В романе описаны события Белорусской наступательной операции, одной из крупнейших военных операций "Багратион", в ходе которой погибает Серпилин… Освобождение Белоруссии завершается, и армию переводят на Литовский фронт.
Слайд 15
По сценариям К. Симонова были поставлены фильмы «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943—1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спааком и Э.Триоле), «Живые и мёртвые»(1964), «Двадцать дней без войны» (1976).
В 1970 году К.М.Симонов побывал во Вьетнаме, после чего издал книгу «Вьетнам, зима семидесятого...» (1970-71).
Большую документальную ценность имеют мемуары Симонова «Дневники военных лет» и последняя его книга —
«Глазами человека моего поколения. Размышления о Сталине» (1979 г., издана в 1988 году).
Но не только о Сталине, но и о времени, о себе, о том, как он воспринимал происходящее в стране в ту пору и потом, как и в связи с чем изменялось его отношение к Сталину, за что он, оглядываясь на прожитые годы, чувствует себя ответственным перед своей совестью.
Второй раздел книги – заметки к биографии маршала Г. К. Жукова, записки о встречах с И. С. Коневым и другими крупными военачальниками.
Нравственный лейтмотив книги - расчет с прошлым, покаяние, очищение.
Слайд 16
Константин Симонов ушел из жизни 28 августа 1979 г. В завещании он просил развеять свой прах в Белоруссии, под Могилевом, на Буйническом поле, где была его первая командировка. На Буйническом поле в память о тех, кто погиб здесь в июле 1941 г., уже много лет стоит обелиск.
Слайд 17
Чуть в стороне после смерти поэта поставили большой камень. На одной стороне его высечено имя – Константин Симонов. С другой стороны камня – слова: «Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал здесь развеять свой прах».
Слайд 18
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о праздновании 100-летия со дня рождения Константина Симонова, сообщает пресс-служба правительства. «Подписанным документом принимается предложение Минкультуры России о праздновании в 2015 году 100-летия со дня рождения К.М.Симонова», - говорится в сообщении. Также отмечается, что Минкультуры разработает и утвердит план подготовки и проведения этого праздника.
Мемориальная на доме 2 по улице Черняховского (г. Москва), в котором жил К. М. Симонов.
Слайд 19
Произведения К. М. Симонова:
Собрание сочинений. В 6 т.- М., 1966-1970.
Собрание сочинений. В 10 т. – М., 1979-1987.
Сочинения. В 3 т.- М., 1952-1953.
Слайд 20
Стихотворения, рассказы и поэмы:
1.Победитель (поэма о Николае Островском).- М., 1937.
2.Павел Черный.- М., 1938.
3. Ледовое побоище: поэма.- М., 1938.
4. Настоящие люди.- М., 1938.
5. Дорожные стихи.- М., 1939.
6. Стихи тридцать девятого года.- М., 1940.
7.Суворов: поэма.- М., 1940.
8. Победитель.- М., 1941.
9.Сын артиллериста.- М., 1941.
10. Стихи 41-го года.- М., 1942.
11. Фронтовые стихи.- М., 1942.
12. С тобой и без тебя: сборник стихов.- М., 1942.
13.Война: стихи 1937-1943.- М., 1944.
14. Друзья и враги.- М., 1952.
15. Стихи 1954 года.- М., 1955.
16. Иван да Марья: поэма.- М., 1958.
17. Вьетнам, зима 70-го.- М., 1971.
18. Стихотворения и поэмы.- М., 1982.
Слайд 21
19. Третий адъютант: рассказы.- М., 1987.
Константин Симонов не боялся писать о войне правду. Для его героев это проверка на честность, порядочность, мужество. Им удалось главное - оставаться людьми, не прекратить ценить чужую жизнь.
Эти мотивы и идеи, бесспорно, сближают произведение Симонова с великой русской литературой XIX века, и прежде всего - с "Войной и миром" Льва Толстого.
20. Стихотворения и поэмы. Повести разных лет. Последняя работа. - М. ,2004.
В настоящий том вошли повести и рассказы разных лет, а также последняя книга "Глазами человека моего поколения«.
Слайд 22
21 . Лирика.- М., 2007.
22. Полярная звезда. - М., 2008.
В сборник вошли стихи из циклов «Далеко на Востоке», «Война», «Послевоенная тетрадь», «Друзья и враги», «Вьетнам, зима семидесятого...», а также лирика разных лет.
Слайд 23
23. Жди меня и я вернусь.- М., 2010.
«Военная тема», ставшая жизнью и судьбой Константина Симонова, вошла в его лирику не грохотом артиллерии, а пронзительной мелодией, мужественной и нежной. Его стихи – о любви и верности, о доблести и трусости, о дружбе и предательстве – солдаты передавали друг другу, переписывали. Они помогали выжить.
24. Ледовое побоище.- М., 2012.
25. Жди меня.- М., 2015.
26. Лучшие стихи о войне.- М., 2015.
27. Сын артиллериста.- М., 2015.
Слайд 24
Романы и повести:
28. Дни и ночи: повесть.- М., 1944.
29. Гордый человек: повесть.- М., 1945.
30. Дым отечества.- М., 1947.
31. Живые и мертвые.- М., 1959.
32. Товарищи по оружию.- М., 1961.
33. Солдатами не рождаются.- М., 1963.
34. Так называемая личная жизнь .- М., 1965.
35. Последнее лето.- М., 1971.
36. Двадцать дней без войны.- М., 1973.
37. Повести.- М., 1984.
38. Софья Леонидовна.- М., 1985.
События, которым посвящена повесть К. Симонова «Софья Леонидовна», происходят в первую военную зиму в захваченном фашистскими оккупантами Смоленске.
В повести рассказывается о подпольной борьбе с гитлеровскими захватчиками и их прислужниками, о народном сопротивлении фашистам, о несокрушимой силе советского патриотизма.
39. Случай с Полыниным.- М., 2010.
Слайд 25
Дневники, мемуары, очерки:
40. В эти годы. Публицистика 1941-1950.- М., 1951.
41. Югославская тетрадь: сборник очерков.- М., 1945.
42. Норвежский дневник.- М., 1956.
43. Далеко на востоке. Халхингольские записки.- М., 1969.
44. В этом непростом мире.- М., 1974.
45. Сегодня и давно: статьи, воспоминания, литературные заметки о собственной работе.- М., 1974.
Книгу "Сегодня и давно" автор дополняет некоторыми статьями, воспоминаниями, рецензиями и заметками из ранее вышедшей его книги "Разговор с товарищами" и несколькими не публиковавшимися статьями.
Разнообразные по своему жанру материалы, включенные в эту книгу,- свидетельство активной общественной и творческой деятельности писателя.
Слайд 26
46. В одной газете...: Репортажи и статьи 1941-1945 годов. - М.,1979.
В книге собраны репортажи, очерки, публицистические статьи К. Симонова и И. Эренбурга военных лет. Эти произведения стали в своем жанре классикой советской литературы. Четыре года Великой Отечественной войны писатели работали в одной газете, в «Красной звезде», изредка ездили вместе во фронтовые командировки, и очень часто их материалы соседствовали на газетной странице.
47. Константин Симонов рассказывает... - М., 1981.
Сборник составлен из устных выступлений и интервью Константина Симонова, из того, что он рассказывал и лишь потом, перенеся на бумагу, печатал.
Слайд 27
48. Разные дни войны. Дневник писателя. Т. 1-2.- М., 1982.
Настоящее двухтомное издание включает в себя военные дневники писателя, служившего корреспондентом «Красной звезды». В первый том вошли дневники, рассказывающие о событиях на различных фронтах в 1941 г., во второй том – о событиях 1942 г. Много военных фотографий.
49. Письма о войне,1943-1979. - М., 1990.
Одна из сквозных тем, пронизывающих эту книгу - правда о войне. В самых разных аспектах предстает она в письмах солдатам, офицерам, прославленным полководцам, читателям, писателям, деятелям культуры. Мысли о войне неизбежно ставили перед Симоновым проблемы отношения к Сталину, и в книге видно, как серьезно и честно он искал подходы к ее решению.
Слайд 28
50. Сто суток войны. – Смоленск, 1999.
Книга воспоминаний написана на основе фронтовых дневников К. Симонова.
Автор правдиво и откровенно рассказывает о начале Великой Отечественной войны.
51. Разные лица войны: дневники. Стихи. Проза : к 60-летию Великой Победы - М., 2004.
Перед вами уникальная книга, составленная из четырех блоков: дневники, повести и стихи, связанные общим временем и местом действия. Многие детали дневников находят осмысление в повестях, многие стихи оттеняют или выявляют подоплеку описанных в прозе событий. Пятый блок, «Сталин и война», подводит итог многолетним размышлениям К.М. Симонова о Сталине и его роли в огромном механизме великой войны.
Слайд 29
Пьесы:
52. История одной любви (1940).
53. Парень из нашего города (1941).
54. Русские люди (1942).
55. Жди меня (1943).
56. Так и будет (1944).
57. Под каштанами Праги (1945).
58. Русский вопрос (1946).
59. Чужая тень (1949).
60. Доброе имя (1951).
61. Четвертый (1961).
62. Друзья остаются друзьями (1965).
63. Из записок Лопатина (1974).
64. Солдатские мемуары.- М., 1985.
В сборник вошли сценарии широко известных документальных фильмов: "Шел солдат…", "Истребитель танков", "И орденов своих с собою им не положено иметь", "Сельский учитель", "Если б не саперы", "Не машина, а золото", "Пехота есть пехота…" и телепередач Константина Симонова, продолжающих и углубляющих основную тему его творчества - народ на войне. Публикуются также материалы из архива писателя, отрывки из его писем и статей, знакомящие с принципами работы К. Симонова над военной темой в литературе и документальном кино.
Слайд 30
*******************************
Финк, Л. А. Константин Симонов: творческий путь. - М., 1979.
В монографии впервые в нашем литературоведении поэзия, проза, драматургия К. Симонова рассматриваются в полном объеме, в их тесной взаимосвязанности. Л. Финк определяет К. Симонова как выразителя судеб, мировоззрения и характера того поколения, главным событием в жизни которого оказалась Великая Отечественная война.
Константин Симонов в воспоминаниях современников - М., 1984.
В этой книге делятся своими воспоминаниями о Константине Михайловиче Симонове крупные советские и зарубежные писатели, общественные деятели, военачальники, актеры, друзья Симонова.
Слайд 31
Панкин Б.Д. Четыре Я Константина Симонова: роман-биогр. – М., 1999.
Роман-биография написан на основе личного знакомства автора с Константином Симоновым, а также обширного материала, собранного при встречах с его женой Ларисой Алексеевной, личным секретарем Ниной Павловной Гордон и другими лицами из окружения Константина Михайловича, а также углубленного изучения архивов писателя.
Лазарев, Л. И. Военная проза Константина Симонова. - М. , 1975.
Л. Лазарев много лет занимается изучением темы Великой Отечественной войны в художественной литературе. Известны его работы о поэтах, павших на войне, книга о драматургии К.Симонова, статьи о его романах. В новой книге критика читатель найдет анализ основных прозаических произведений Симонова - от военных репортажей до трилогии "Живые и мертвые", повестей "Из записок Лопатина".
Слайд 32
Вишневская, И. Л. Константин Симонов: очерк творчества. - М., 1966.
Автор рассказывает об основном направлении творчества К.Симонова, о личном участии писателя в борьбе против фашизма, о патриотизме и интернационализме. Критик нарушает привычные литературоведческие рамки - книга является открыто публицистической, и ее главным предметом стала гражданская позиция писателя.
Ортенберг, Д. И. Год 1942: Рассказ-хроника - М., 1988.
Рассказ-хроника, написанный по страницам газеты "Красная звезда" ее главным редактором в годы войны, - это правдивое повествование о героических и трагических событиях одного года Великой Отечественной. В книгу включено немало новых, ранее неизвестных материалов о прославленных полководцах Г. К. Жукове, А. М. Василевском, спецкорах «Красной звезды», в т. ч. Константине Симонове.