Презентация - Лингвистическая игра «Умники и умницы»

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Лингвистическая игра «Умники и умницы»
Распечатать
  • Уникальность: 95%
  • Слайдов: 33
  • Просмотров: 5718
  • Скачиваний: 3017
  • Размер: 0.47 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 1
Лингвистическая игра «Умники и умницы»

Слайд 2

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 2
Фонетика и графика 1 2 3 4 5 6
Лексика 7 8 9 10 11 12
Морфемика и словообразование 13 14 15 16 17 18
Морфология 19 20 21 22 23 24
Орфография 25 26 27 28 29 30

Слайд 3

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 3
Какой фонетический процесс происходит в словах: Гардероб Повозка Переход Мороз Пароход С берегов Пересказ
ответ
3
оглушение

Слайд 4

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 4
-Я знаю два удивительных русских слова, - сказал Хоттабычу однажды Буратино. В одном из них семь одинаковых гласных, а в другом сорок. О мудрейший из юношей! – воскликнул Хоттабыч – Ты не можешь быть мудрее меня, старого волшебника и мага. Знай же, что я отыскал в русском языке четыре слова более удивительных: в каждом из них сто одинаковых согласных! О КАКИХ СЛОВАХ ИДЁТ У НИХ РЕЧЬ?
Сток, стог, стон, стол
4
ответ
2
Семья, сорока

Слайд 5

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 5
Сосчитайте количество букв и звуков в словах
Предъюбилейная Языкознание Разъединять
11 букв 10 звуков
11 букв 13 звуков
14 букв 15 звуков
5
ответ
2

Слайд 6

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 6
Найти лишнее слово
Съёмка Подъезд Вьюнок Полью Заяц Поём Плюшка Юла Вьюга Пьеса
ответ
ПЛЮШКА
6

Слайд 7

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 7
Аллитерация - звукоподражание
Посредством каких звуков автор создаёт звуковой фон в стихотворении?
Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. К. Бальмонт
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Ф. Тютчев
7
ответ
2
[сш]
ответ
[рлмн]

Слайд 8

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 8
Мы восприняли от греков способ письма слева направо и сверху вниз. В древности же многие народы писали справа налево. Евреи и персы пишут так и сейчас. Китайцы пишут свои иероглифы вертикальными колонками сверху вниз , начиная с правой стороны листа. Вообразите себя на минуту исследователями древних письмен и попытайтесь расшифровать эту таинственную надпись. Какой порядок чте- ния вы изберёте?
о и е м е а
м п и и т р
ь а н н и б
с н а в т о
8
ответ
2
8

Слайд 9

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 9
2
9
9

Слайд 10

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 10
К какой группе лексики относятся слова: ЗОДЧИЙ БРАНЬ ВНИМАТЬ ЛЕКАРЬ БЛАГОУХАНИЕ Подберите синонимы к ним из современного русского языка
10
ответ
Устаревшие слова
Строитель битва слушать врач аромат

Слайд 11

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 11
Как вы объясните слово «ошеломить»? От какого слова оно произошло? Подберите синоним к этому слову
ответ
11
2
Удивить От слова «шлем»

Слайд 12

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 12
Дремлет старушка в кресле. Дремлет чуткий камыш
В каком значении употреблено слово дремлет? Укажите художественное средство(троп) в литературе , основанное на разных значениях одного слова
12
ответ
1- прямое значение 2 –переносное МЕТАФОРА

Слайд 13

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 13
Как называются слова, которые являются отгадкой в следующем четверостишии:
Со мной ходи стрелять учиться И на гряде меня ищи. Могу попасть я метко в птицу, А часто попадаю в щи.
Лук
13
ответ

Слайд 14

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 14
Объясните значение и происхождение фразеологизма «Не солоно хлебавши»
14
2
ответ
Разочароваться в приёме

Слайд 15

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 15
Объясните значение фразеологизмов после того, как дадите определение фразеологизмов: ТЯНУТЬ КАНИТЕЛЬ КОНЦЫ В ВОДУ ЛЯСЫ ТОЧИТЬ
15
ответ
МЕДЛЕННО ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ
СКРЫТЬ, УТАИТЬ
БОЛТАТЬ

Слайд 16

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 16
Докажите, что данные слова не одного корня. Подберите к каждому из них Хотя бы по одному родственному слову
ВВОДНЫЙ – ВОДНЫЙ; ВИННЫЙ – ОБВИНИТЕЛЬ; ВРЕДОНОСНЫЙ – ДЛИННОНОСЫЙ; НОЖНИЦЫ – ТРЕНОЖНИК; МОЩНЫЙ – МОЩЁНЫЙ; РОСПИСЬ – ЗАРОСЛЬ; ГОДОВАЛЫЙ - ВЫГОДНЫЙ
16
2
ответ
Вводить – вода- вино –вина – носить- нос-ножи- нога- мощь – мостить – писать- росли- год- выгода

Слайд 17

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 17
Отыщите приставки: Подосиновик, подорожник, подоконник, подошва, подождать, подойти, подовый, подоходный, подозрение,пододеяльник
17
2
В словах подорожник, подоить, подоходный –приставка по-. Подосиновик, подоконник , пододеяльник – под, подождать , подошва , подозрение – подо, в слове подовый по – часть корня
ответ

Слайд 18

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 18
18
ответ
2
Назовите суффиксы в следующих словах
Притворяться Настроение Ребёнок Карандашик Вагончик Ключик
Мячик Стульчик Платочек Кусочек Грузчик Разносчик
-я- ,ся-,-, -ени- ,- ёнок- ,- ик -,-чик- -ик-, -чик-,чик -ек-, -ек-, -чик-,--чик-
2

Слайд 19

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 19
Определите, в каких словах имеется приставка на-, приставка над-, надо- и где приставки нет
НАДОИТЬ НАДОЕСТЬ НАДОКОННЫЙ НАДОУМИТЬ НАДОБНОСТЬ НАДОРВАТЬСЯ НАДОЛГО
ответ
19
2
Надоить, надолго – приставка на-, надоконный – над, надоесть, надоумить, надорваться - надо-. В слове надобность приставки нет.

Слайд 20

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 20
Определите, в каких словах есть приставка по-, под- и подо- и какие вовсе не имеют приставки
Подосиновик, подорожник, подоконник, подошва, подождать, подогреть, подо- вый (пирог), подоить, подоходный, подозрение, пододеяльник
20
ответ
2
По- подорожник, подоить, подоходный, подо- подошва, подождать, подогрет, подозрение, под - подосиновик , подоконник. Подовый – нет приставки.

Слайд 21

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 21
Какие из данных слов являются сложными ?
Сверхъестественный, трёхъярусный, контратака, нижеупомянутый, субтропический, предоктябрьский,
21
2
Трёхъярусный, нижеупомянутый
ответ

Слайд 22

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 22
Поставьте данные слова во множественное число
Человек, судно, курица, лист (бумаги), лист (дерева), зуб (волка), зуб (пилы) ,зелень, порт, фронт, якорь, слесарь
22
2
Люди, суда ,куры , листы, листья, зубы, зубья, зеленя, порты, фронты, якоря, слесари
ответ

Слайд 23

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 23
КАКИЕ ИЗ ДАННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ?
Сирота, Дюма, какаду, кофе, авеню, ябеда, ножницы, Джейн Остин, мука, стремя, тире, поле, плакса, Фенимор Купер, Швацнейгер
23
2
Дюма, какаду, кофе, авеню, Джейн Остин, тире
ответ

Слайд 24

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 24
Какой частью речи являются выделенные слова?
На тротуаре много прохожих. На обед подали жаркое. Слепой палкой нащупывал дорогу. Стану я слушать всякого встречного -поперечного! В посёлке открыли новую чайную. Дверь эта вела в прихожую. Чужих у нас не любят.
24
2
ответ
Прилагательные, перешедшие в существительные.

Слайд 25

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 25
Какие четыре моря носят название цвета?
25
2
ответ
Чёрное, Жёлтое, Белое, Красное

Слайд 26

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 26
Отгадайте загадку-каламбур И с буквой г - лечу, И с буквой, в – лечу.
26
2
Грач, врач
ответ

Слайд 27

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 27
У каких глаголов на конце животное с ветвистыми рогами?
27
2
Все глаголы прошедшего времени, единственного числа, среднего рода, оканчивающиеся на -лось
ответ

Слайд 28

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 28
НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Приготовить Прискакать Придумать Прилететь Пример Придел Приём
28
ответ
2
пример

Слайд 29

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 29
Сформулируйте правило орфографии, основываясь на примерах:
Предыдущий Безызвестный Подытожить Сверхинтересный Разыскать Подыграть
29
ответ
2
После приставок на согласный (кроме приставки сверх) в корне пишется не и, а ы-

Слайд 30

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 30
Найдите ошибки в тексте стихотворения С. Маршака
Дама здавала в багаш Диван, Чимодан, сакваяш, Картину, Карзину Картонку И маленькую собачёнку
30
ответ
2
Сдавала, багаж, чемодан , сакво- яж , корзину, собачонку

Слайд 31

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 31
Объясните разницу в написании корней в словах:
Коснуться Косить Прикасаться Мириться Примерять платье Примириться с неизбежностью Умирать от восторга Гора Гореть
31
ответ
2
Перед нами слова с корнями – омонимами. Их надо писать, применяя разные правила:
Нет суффикса а
косы
Есть суффикс а
мир
мерять
мир
мир
горы
Гор – безударный корень

Слайд 32

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 32
На каком правиле русского языка основано написание окончаний слов:
К площади У рощи От акации В армии Около реки В ущелье В лектории
32
ответ
2
Окончание существительных зависит от падежа и склонения. 1 – 3 скл.,Д.п; 2 -1-Р.п; 3, 4сущ. на –ия, 5-1 –Р.п., 6- 2скл. П.п., 7 – П.п., на - ий

Слайд 33

Лингвистическая игра «Умники и умницы», слайд 33
Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налётом покрывала опавшие листья, землю и крыши домов. А по временам Из мрачных свинцовых туч падала изморось.
Почему пишутся по – разному одинаково звучащие слова?
33
ответ
2
Эти слова обозначают разные понятия Изморозь – рыхлые снегообразные кристаллы льда
Изморось – мелкий дождик
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.