Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Переход к новой экономической политике
Учитель истории МОУ СОШ №1 г.о. Звенигород Бортникова Т.И.
Слайд 2
О каком событии идёт речь в тексте?
«Свидетельствую о высочайшей доблести, проявленной геройской пехотой при штурме Сиваша и Перекопа. Части шли по узким проходам под убийственным огнём на проволоку противник. Наши потери чрезвычайно тяжелы. Некоторые дивизии потеряли три четверти своего состава. Общая убыль убитыми и ранеными при штурмах перешейка не менее 10 тысяч человек. Армии фронта свой долг перед республикой выполнили. Последнее гнездо российской контрреволюции разорено…
(Хрестоматия по истории СССР, 1900-конец 1930-х гг. М.: Просвещение, 1988. с 2030)
Слайд 3
Цели урока:
Подвести учащихся к пониманию причин, сущности основных мероприятий и итогов НЭПа;
продолжить формирование давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы.
Слайд 4
План изучения нового материала
Причины перехода к новой экономической политике. Основные направления нэпа
Экономические итоги нэпа
Советское общество в годы нэпа
Экономические противоречия нэпа
Хлебозаготовительный кризис
Слайд 5
Расширяем словарный запас
НЭП – система экономических мер, призванная стимулировать рост сельского хозяйства и промышленности путем развития рыночных отношений.
Аренда – пользование имуществом другого собственника на определённый срок и на определённых условиях
Концессия – договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности.
Хозрасчёт – метод хозяйствования, основанный на соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности.
Слайд 6
Кто говорит: передышка.
Кто говорит: карачун.
Кто говорит: старой жизни отрыжка.
Кто говорит: новой жизни канун.
Крик бесшабашный, на что-то похожий:
«Нэп! Сторонися, прохожий!
Нэп!..»
Д. Бедный
Слайд 7
Причины перехода к НЭПу
Недовольство крестьян продразверсткой, о чём свидетельствуют вооружённые вступления крестьян против новой власти.
Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайной ситуацией, сложившейся в годы Гражданской войны (1921г. – забастовки рабочих кронштадтское восстание).
Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.
Из рассказа учителя самостоятельно выделить и сформулировать причины введения НЭПа
Как называлась политика большевиков, проводимая ими в условиях гражданской войны?
Слайд 8
Социально-экономическая политика Советской республики с 1918-конца 20-х гг. XX в.
Характерные черты политики “Военного коммунизма” Характерные черты НЭПа
1 Продразвёрстка
2 Трудовая повинность
3 Продуктообмен, уравнительность в распределении.
4 Полная национализация промышленности.
5 Запрет наёмного труда.
6 Запрет торговли.
7 Бесплатные коммунальные услуги.
8 Отмена денег.
9 Ликвидация частной собственности, монополия государственной собственности.
Слайд 9
Основные направления нэпа
«НЭП – это всерьез и надолго. НЭП позволит при сохранении командных высот в экономике в руках государства, возникновения различных форм кооперации крестьянства, позволит России осуществить индустриализацию»
Построение социализма в России на основе «врастания крестьян в социализм» при сохранении союза рабочих и крестьян.
Март 1921 г. – Х съезд РКП(б) - введение новой экономической политики
Слайд 10
Работа с документом в учебнике §18 с. 132-133
В чём принципиальное различие между продразвёрсткой и продналогом?
Как распределялся продналог между крестьянскими хозяйствами?
Какие стимулы для расширения производства он создавал?
Слайд 11
Основные направления нэпа
1920г. – создание Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). Она разработала план выхода из кризиса: строительство электростанций и индустриализация. - Г.М. Кржижановский.
1921г. – ГОЭЛРО преобразован в Государственную общеплановую комиссию (Госплан) - Г.М. Кржижановский.
Производство электроэнергии в 1932 г. выросло с 2 до 13,5 млрд кВтч. (к уровню 1914 г.)
В.И.Рейхт,"План ГОЭЛРО"
Слайд 12
Сопоставьте показатели в таблице и сделайте выводы
1913 1917 1927
Количество электростанций 33 75 858
Установленная мощность (кВт) 712 1036 18 500
Обслуживаемые сельскохозяйственные поселения — — 89 739
Текущее потребление (тыс. кВт·ч) 427 622 10 000
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%9E%D0%AD%D0%9B%D0%A0%D0%9E
Слайд 13
Советское общество в годы нэпа
Введение нэпа вызвало изменения социальной структуры общества, привело к появлению новой социальной группы - нэпманов. Они были лишены избирательных прав, не могли вступать в профсоюзы, но обладали высокими доходами. Нэпманы, зная непрочность своего положения, стремились вкладывать деньги не в промышленность, а в торговлю.
Слайд 14
Используя диаграмму, объясните термин «осереднячивание деревни».
Советское общество в годы нэпа
Слайд 16
Социально-экономическая политика Советской республики с 1918-конца 20-х гг. XX в.
Характерные черты политики “Военного коммунизма” Характерные черты НЭПа
1 Продразвёрстка Продналог.
2 Трудовая повинность Отмена трудовой повинности и введение рынка рабочей силы.
3 Продуктообмен, уравнительность в распределении. Оплата по труду.
4 Полная национализация промышленности. Сдача государством мелких и средних предприятий в аренду частным лицам. Создание концессий.
5 Запрет наёмного труда. Разрешение наёмного труда.
6 Запрет торговли. Разрешение торговли, в т.ч. крестьянам продавать излишки хлеба на рынке,
7 Бесплатные коммунальные услуги.
8 Отмена денег. Денежная реформа. Введение твёрдой денежной единицы, обеспеченной золотом.
9 Ликвидация частной собственности, монополия государственной собственности. Гос. Предприятия получили значительную хозяйственную самостоятельность. Существование нескольких форм собственности. Создание концессий.
Слайд 17
Первые итоги нэпа
Быстрое восстановление сельского хозяйства, промышленности, транспорта (к концу 1920-х годов по развитию промышленного производства были достигнуты показатели довоенной Российской империи)
Возрождение торговли
Рост численности городского населения
Повышение производительности труда рабочих
Повышение уровня жизни
Ускоренная социальная дифференциация в городе
Появление «новой буржуазии»
Ускоренное расслоение крестьянства
Нарастание экономической нестабильности
Регулярные экономические кризисы
Рост безработицы
Слайд 18
Хлебозаготовительный кризис
Сокращение продажи зерна и других продуктов государству
Сорван план вывоза зерна за границу
Страна недополучила валюту.
Сокращение промышленных программ
Рост цен на товары
Нехватка промтоваров
Неурожай
Низкие закупочные цены на зерно.
Слайд 19
Домашнее задание
Уровень А: § 18, (даты, термины)
Уровень В: «Учимся быть историками» задание 1 с. 139
Групповой проект «Нэп в зеркале рекламы» («Учимся быть историками» задание 2 с. 139)
Слайд 20
Интернет-источники и литература
http://old.seance.ru/n/7/lenin/
http://www.novayagazeta.ru/apps/gulag/57499.html
http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1953-04--num2
http://gitelman.ru/publications/?item=65
http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1953-04--num2
http://klyuch.com.ua/articles/history/torgivlya-na-kamyanechcheni-v-period-nepu-/
http://www.wikiart.org/ru/boris-kustodiev/sketch-of-poster-city-gives-textiles-a-village-gives-bread-1925
http://www.krasnoyeznamya.ru/picd.php?vrub=rm&pid=42&picid=2602