Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Фольклор. Былина «Садко»
Урок литературы 9 класс
Фищева Н.С., учитель русского языка и литературы, МОУ ОСШ №3, г.Нягань ХМАО-Югры
Слайд 2
Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.
Слайд 3
Синонимичные наименования
народное поэтическое творчество,
народная поэзия,
народная словесность.
Слайд 4
А.Блок писал:
«автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ».
Слайд 5
Особенности
Синкретизм (сплав музыки, поэзии, театра)
Тесная связь с обрядами, бытом народа
Традиционность,
Анонимность (нет автора, но есть исполнитель, сказитель, рассказчик)
Вариативность
Импровизация
Слайд 6
Фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни.
В.П. Аникин
Слайд 7
Литературный род (эпос, лирика, драма) – способ изображения действительности
Литературный жанр – тип художественной формы (сказка, пословица, загадка, песня, былина, скороговорка, потешка)
Слайд 8
Жанры УНТ
Предания, сказания, легенды, сказки, былички, побывальщины
Лирические и обрядовые песни
Былины, исторические песни
Ярмарочный фольклор (шутки, прибаутки, балагурная речь, представления – «вертеп»)
Детский фольклор
Скороговорки
Загадки
Слайд 9
Вспомним изученное в 5-7 классах
Что такое былина?
Каковы художественные особенности былины?
Каких былинных героев вы знаете?
Слайд 10
Былина «Садко» - жемчужина русской народной поэзии
Слайд 11
Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.
Цыганов С.В. Садко
Борис Ольшанский
Слайд 12
К. Васильев. Садко на дощечке кипарисовой, 1974
Репин Илья - Садко
Слайд 13
Художественное своеобразие
Одна из древнейших былин: в ней сохранились черты догосударственности
Единственная былина, где герой отправляется из дома и попадает в иной мир – подводное царство, встречается с морским царем, который относится к нему миролюбиво
Исторические черты добавились позднее
Слайд 14
Отражение в былине быта древнего Новгорода
рыбный промысел древнего Новгорода.
в эпизод вылавливания рыбы в Ильмень-озере включены такие подробности, как вязание неводов, закидывание тони, артельная организация рыболовства, хранение рыбы в погребах, промысловый и торговый характер рыболовства и т. д.
отражен судоходный морской промысел. описание бури или безветрия, подводных препятствий, описание и устройство корабля
Слайд 15
Сюжет былины:
1. Садко, бедный гусляр, оскорбленный тем, что его перестали звать для игры на богатых пирах, идет играть на Ильмень-озеро. Эту игру подслушивает водяной царь и награждает его за нее: он его учит, как выловить в Ильмень-озере рыбку золотые перья и как побиться об заклад с новгородскими купцами, что он поймает такую рыбку. Он вылавливает рыбку, выигрывает заклад — лавки с товарами — и становится богатым купцом. 2. Разбогатев, Садко вторично бьется об заклад с новгородскими купцами: он берется скупить все новгородские товары. Это ему в некоторых вариантах удается, но в большинстве случаев он терпит неудачу. В обоих случаях у него оказывается огромное количество товаров. 3. С накупленными товарами Садко отправляется в море торговать. Морской царь останавливает его корабли и требует его к себе. На морском дне Садко потешает морского царя своей игрой на гуслях. Морской царь пляшет. Чтобы наградить Садко за игру, он предлагает ему выбрать невесту. Садко выбирает девушку-Чернавушку, засыпает и, проснувшись, видит себя на берегу Волхова. Сюда же приплывают его корабли.
Слайд 16
Основной конфликт
Сословный характер: замкнутый купеческий круг не пускает в свою среду нового человека из низшей среды, человека презираемой профессии, который их посрамил и одержал над ними победу.
Слайд 17
Вопросы и задания:
Почему морской царь помог Садко?
Почему спасается Садко?
На чьей стороне народ?
Найдите в тексте былины постоянные эпитеты, лексические повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, метафоры. Определите их назначение в тексте былины.
Слайд 18
Домашнее задание на выбор:
Сопоставление былины «Садко» и сказки А.С.Пушкина «О золотой рыбке»
Сопоставление былины и стилизации А.К.Толстого «Садко»
Выучить наизусть отрывок из былины «Садко»
Слайд 19
Источники информации
http://www.licey.net/lit/istok/base
http://www.licey.net/lit/istok/baseGenre
http://www.byliny.ru/biblio/propp/sadko
http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post140785300/