Презентация - Памятники славянской письменности

Памятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменностиПамятники славянской письменности







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ПАМЯТНИКИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Слайд 2

Славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица ( ). До сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Константином (Кириллом). Большинство современных исследователей полагает, что он создал глаголицу. Позднее (по-видимому, на соборе в Преславе, в столице болгарского царя Симеона в 893 году) появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу.              
В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. И именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита.
Образец письма глаголицей. Зографское Евангелие, XI в.
Образец письма кириллицей Архангельское Евангелие, XI в.
?
?
Какую азбуку создал Константин?...

Слайд 3

Одним из важных источников по истории славянской письменности является «Сказание о письменах», написанное в конце IX — начале Х века неким черноризцем (монахом) Храбром. «Сказание» это было довольно популярно во времена средневековой Руси, об этом свидетельствует количество дошедших до нас списков «Сказания». Из 73 сохранившихся рукописных списков XIV—XVIII веков более половины древнерусского происхождения. Это сочинение древнеболгарского книжника написано на церковнославянском языке и рассказывает об особенностях славянской азбуки, об условиях ее возникновения. Черноризец Храбр писал, что Кирилл опирался на опыт создания мировых алфавитов и даже начал свою азбуку с той же буквы, что и более ранние еврейский и греческий алфавиты, но упорядочил славянское письмо и тем самым совершил научный подвиг.
"Сказание о письменах"

Слайд 4

«…Святой Кирилл сотворил первую букву «Аз». Та первая буква «Аз», Богом данная роду славянскому для открытия к разуму уст, учащихся буквам, великим раздвижением уст возглашается. А другие буквы малым раздвижением уст  возглашаются и произносятся. Вот буквы славянские, как их подобает писать и произносить: аз, буки, веди, глаголь, добро... до юса. Всего их двадцать четыре,  подобных греческим буквам,
а четырнадцать — по славянской речи…»
Это:
и это:
"Сказание о письменах"

Слайд 5

Глаголические памятники
Зографское евангелие. Глаголица, XI век.
Как объяснить происхождение глаголицы? Многие лингвисты пытались дать более-менее удовлетворительный ответ на этот вопрос, но их попытки не увенчались успехом. Наконец ученые вынуждены были признаться, что глаголица не похожа ни на какое другое письмо и скорее всего целиком изобретена солунскими братьями Кириллом и Мефодием, как, впрочем, свидетельствует древний славянский список русской редакции «Похвала святым Кириллу и Мефодию»: Не на тужемъ основании свое дело полагающа, нъ изнова писмена въображьща Произвели свое дело, полагаясь не на чужую основу, а сызнова буквы изобрели».
Именно глаголицей в IX веке были написаны самые древние славянские книги.

Слайд 6

Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав — это такое письмо, когда буквы пишутся прямо и на одинаковом расстоянии друг от друга (без наклона) - они как бы «уставлены». Буквы строго геометричны, вертикальные линии, как правило, толще горизонтальных,  промежутка между словами нет. Древнерусские рукописи IX - XIV веков написаны уставом.
С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее. Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.
В XV веке полуустав уступает место скорописи. Рукописи написанные «скорым обычаем», отличает связное написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка.
Кириллическое письмо

Слайд 7

Больше ста лет прошло с тех пор, как славянские первоучители Константин-Кирилл и Мефодий научили славян грамоте. Больше столетия понадобилось, чтобы и на Руси появились наконец книги, написанные по-славянски. Произошло это одновременно с крещением Руси, в 988 году. Русь, принявшая христианство, уже не могла обходиться без книг — богослужебных и четьих, то есть предназначенных для чтения, а не для богослужения. Четьи книги обычно содержали жития святых, разнообразные поучения, рассказы о христианских подвижниках.
Принесенная вместе с новой религией книжная ученость дала, например, в Новгороде обиль-ные всходы. Библейские рукописи разного рода и типа были доставлены сюда с юга, здесь они копировались и размножались по мере умножения новгородских церквей и монастырей. Переписка книг считалась богоугодным делом…

Слайд 8

Саввина книга – отрывки из Евангелия. Лист с инициалом В, около 1220 г.
Первые привезённые на Русь славянские книги были довольно просты. Мы знаем об этом, потому что до нашего времени сохранилась одна такая книга, написанная южнославянским писцом. Книга, а точнее, книжечка эта совсем небольшая. Она на треть меньше по размеру, чем школьная тетрадь, однако толще: в ней 166 листов (по традиции, в рукописных книгах определяют количество листов, а не страниц; если в книге 166 листов, то страниц в ней в два раза больше — 332). Эта невзрачная книга считается древнейшей сохранившейся кириллической рукописью. Она называется «Саввина книга», потому что в нижней части одного из листов была обнаружена запись: «поп Савва писал». Переписчик этой рукописи Евангелия оставил нам своё имя. Саввина книга написана почерком, который называется устав. Это чёткий и ровный почерк, похожий на наше «печатное» письмо; им написано большинство пергаменных славянских книг .
Саввина книга

Слайд 9

нье», рассудив, конечно, что детей легче научить книжной премудрости, чем взрослых. О том, насколько новым делом было книжное обучение, свидетельствует тот же летописец, говоря, что «матери детей этих плакали по ним... как по умершим». Чуть позже учреждает школы в Новгороде сын князя Владимира — Ярослав Мудрый. В 1030 году, по сообщению I Софийской летописи, Ярослав Мудрый «приде к Новегороду собра от старост и от поповых детей 300 учити книгам». В древнерусских городах обучением грамоте служители церкви, богословы, книжники. Наставниками чтения и письма были писцы и переписчики летописей и книг. Церкви и монастыри стали очагами новой христианской культуры.
начальной русской летописи под 988 годом сообщается, что киевский князь Володимер Святославич «стал забирать у знатных людей детей и отдавать их в книжное уче-
Так неизвестный художник начала XVIII века изобразил урок в древнерусской школе

Слайд 10

При Ярославе Мудром в Новгороде строились церкви, священникам которых приказывалось учить людей грамоте. И можно утверждать, что Ярослав ввел Русь в круг европейской мысли, подарив русским людям грамотность и книги - кладези премудрости.
«Подобно тому, как если бы кто-нибудь распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением: сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение».
Новгород стал своеобразным центром, снабжавшим книгами многочисленные церкви по всей Новгородской земле. Известно, что книги, написанные в Новгороде, считались эталонами для переписчиков книг в других городах.
Из отзыва летописца о деятельности Владимира и Ярослава:
Ярослав Мудрый

Слайд 11

Наиболее древним материалом для письма, удобным для хранения и перемещения, являлся папирус (греч. papuroz), изготовленный из похожего на тростник растения.
Папирус был редкостью, поэтому во многих странах вскоре стали употреблять пергaмен (пергaмент) – писчий материал, выделанный из кожи животных. Для изготовления пергамента использовались очень тонкие кожи телят, ягнят и козлят. Кожи отбеливали в растворе хлорной извести, натягивали на деревянную раму, а потом тщательно выскабливали с обеих сторон. Листы пергамента обрезали по краям, придавая им прямоугольную форму. При письме листы складывали пополам и получали четыре книжные страницы.
Пергамент был дорог, поэтому приходилось обращаться к материалу, который поставляла сама природа. Им стала берёста – верхний слой коры берёзы – очень удобный материал для письма. На берёсте были написаны (процарапаны костяным стержнем) многочисленные грамоты наших предков: это и хозяйственные записи, и частные письма, и жалобы, и деловые поручения...
На чем писали в Древней Руси?

Слайд 12

Берестяная грамота. XI век. Письмо сборщика государственных расходов.
Новгороде многие люди, не только знатные и богатые, знали грамоту. Подтверждение тому - множество берестяных грамот, которые нашли археологи под древними деревянными мостовыми города. Острым резцом люди писали на бересте (листочках из верхнего слоя березовой коры) послания друг другу.
Отправляли короткие записки с просьбами: «Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения…» Порой посылали письма с назиданием и упреком: "Поклон от Якова куму и другу Максиму. Как договорились, пришли мне второго коня. Ну зачем ты второй раз подверг меня такой опасности? Рать ударила под Копорьем. А я, не имея второго коня, имущество побросал, а часть его растерял».
Берестяная грамота

Слайд 13

О том, как в древности учились писать, нам рассказывают древнерусские школьные «тетрадки» мальчика Онфима, найденные в Новгороде во время археологических раскопок. Пергамен был дорогим материалом, и для школьных занятий его, конечно, не использовали. Найденные археологами «тетрадки» — это донышко от старого берестяного туеска, полоски и кусочки бересты, на которых острым инструментом процарапаны буквы.
Надпись грамоты сделана на овальном донышке туеса. По краям донышка видны следы от скрепления со стенками туеска. На первой полосе старательно выписана вся азбука от "А" до "Я"; затем следуют склады: "ба, ва, га …" и так до "ща", потом "бе, ве, ге…" и так далее почти со всеми буквами алфавита. Видно, что грамоте обучали по складам.
Тетрадки мальчика Онфима
Здесь изображены два забавных человечка. У них на руках неправильное количество пальцев - 3 и 8. Это свидетельство того, что Онфим еще не умел считать.
Тетрадки мальчика Онфима

Слайд 14

Позднее, в 1037-1039 годах, он перерабатывался и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии по повелению князя Ярослава Мудрого. Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево-Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться «Повестью временных лет».
ЛЕТОПИСАНИЕ
Летописание, как специфический литературный жанр, зародилось в Киеве в конце X века. Первым летописным сводом Древней Руси был Киевский летописный свод 996-997 годов.
Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря.
Васнецов. Летописец Нестор.

Слайд 15

Памятник Нестору Летописцу. г. Киев
«Повесть временных лет» рассказывает о событиях, которые происходили на руси до XII века.
"Повесть временных лет"
«…Се повести времянных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве первее нача княжити и откуда земля стала есть…»
Нестор Летописец. г. Киев

Слайд 16

Что есть что?
ЛЕТОПИСИ - исторические произведения, вид повествовательной литературы в России XI-XVII вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава — своды летописные. Летописи были общерусскими (напр., «Повесть временных лет», Никоновская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.).
ЛЕТОПИСЕЦ - терминологически то же, что и летопись. Например, Радзивиловская летопись начинается словами: «Сия книга – летописець», а Ермолинская: «Летописець Рускии весь от начала и до конца». Софийская первая летопись также именует себя: «Летописец Рускыя земли…». (Написание же самого слова в рукописных оригиналах: в первых двух случаях с «мягким знаком», в последнем - без оного). ВРЕМЕННИК - раньше употреблялось в качестве синонимов слов «летопись» и «летописец» (например, «Русский временник», «Временник Ивана Тимофеева»). Так, Новгородская первая летопись младшего извода открывается словами: «Временникъ еже есть нарицается летописание князей и земля Руския…». ХРОНОГРАФ - средневековое историческое сочинение в православных странах - Византии, Болгарии, Сербии, России, синоним «летописи». Некоторые поздние русские летописные сочинения также поименованы хронографами.

Слайд 17

Что есть что?
ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД - соединение в единое повествование разных летописных записей, документов, актов, беллетристических повестей и житийных произведений. Подавляющее большинство дошедших до нас летописей представляют собой своды. ЛЕТОПИСНЫЙ СПИСОК - переписанные в разное время, разными лицами (и к тому же в разных местах) одинаковые летописные тексты. Понятно, что одна и та же летопись может иметь множество списков. Например, Ипатьевская летопись известна в восьми списках ЛЕТОПИСНЫЙ ИЗВОД - редакционная версия какого-либо текста. Например, известны Новгородская первая и Софийские летописи старшего и младшего изводов, которые отличаются друг от друга по особенностям языка.
ХРОНИКА (по-древнерусски - кроника) - по смыслу то же самое, что «хронограф» или «летопись», но распространена она была, главным образом, в западноевропейских странах, а также в славянских, тяготеющих к Западу (Польша, Чехия, Хорватия и др.).

Слайд 18

Что есть что?
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» - общерусский летописный свод, составлен в Киеве во втором десятилетии XII в. Нестором. Редактировалась Сильвестром и др. Текст включает летописные своды XI в. и другие источники. История Руси в «Повести временных лет» связана со всемирной историей и историей славянства. Положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.
Ипатьевский монастырь.
ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - написана монахом Лаврентием и другими писцами в 1377. В основе — владимирский свод 1305. Начинается «Повестью временных лет» (древнейший список). ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - свод начала XV века, восходит к южнорусскому летописному своду конца XIII в. Включает «Повесть временных лет» с продолжением до 1117 года, Киевский свод конца XII в., Галицко-
Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре (близ Костромы). ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - общерусский свод XVI в., отличается полнотой использования источников. Один из списков хранился в Новоиерусалимском (Воскресенском) монастыре (совр. г. Истра Московской области).

Слайд 19

НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ – общерусский свод XVI в. Компиляция многих источников по истории России. Составлена около 1539-42. В 40-60-х гг. XVI века на основе никоновской летописи составлен Лицевой летописный свод. Один из списков никоновской летописи (середина XVII в.) принадлежал патриарху Никону. «КАЗАНСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ» - русская историческая повесть о Казанском ханстве («царстве») с древнейших времен до 1552 года. Составлен около 1564-1566 гг. неизвестным автором по татарским преданиям, письменным источникам и др.
Что есть что?
НОВГОРОДСКИЕ ЛЕТОПИСИ - списки летописных сводов, посвященные истории Новгородской и других русских земель с XI до XVII вв. Изданные новгородские летописи обозначены № I-V. В состав Новгородской первой летописи входят Краткая редакция Русской правды, часть летописного свода, предшествовавшего «Повести временных лет», и др. ПСКОВСКИЕ ЛЕТОПИСИ - составлены в Пскове в XIV-XVII вв. Посвящены истории Пскова, народов Прибалтики и другим событиям.
Никоновская летопись

Слайд 20

Миниатюра Лицевого летописного свода, изображающая кузнецов за работой.
Лицевой летописный свод
Князь Дмитрий выступает с войском навстречу Мамаю. (Лицевой летописный свод. Второй Остермановский том, с. 146 ).
В Московской Руси в XVI веке создаются два замечательных и не имеющих аналогий рукописных памятника. Это Великие Минеи-Четьи, составленные по инициативе московского митрополита Макария, и Лицевой летописный свод, который создавался по заказу царя Ивана IV Грозного.
В 1568 году в Александровой слободе, где находился тогда двор царя Ивана Васильевича, начинается работа по состав-лению грандиозной иллюстри-рованной летописи («от сотво-рения мира» до 1567 г.). До нашего времени сохранилось 10 томов, около двадцати тысяч страниц, украшенных шестнад-цатью тысячами (можете себе представить!) миниатюр, или лицевых изображений (отчего сам летописный свод получил назва-ние Лицевого). Работа над летописью осталась незавер-шённой, некоторые миниатюры даже не успели раскрасить…

Слайд 21

ЛЕТОПИСАНИЕ
Официально летописание на Руси продолжалось чуть более шести столетий. Первые летописи по образцу византийских хронографов были созданы в XI веке, а к концу XVII века все само собой завершилось: начиналось время Петровских преобразований, и на смену рукописным творениям пришли печатные книги. За шесть столетий были созданы тысячи и тысячи летописных списков, но до нынешних времен их сохранилось около полутора тысяч. Остальные - в том числе и самые первые - погибли в результате погромов и пожаров. Самостоятельных летописных сводов не так уж и много: подавляющее большинство списков - это рукописное тиражирование одних и тех же первоисточников. Самыми старыми из сохранившихся считаются летописи: Синодальный список Новгородской первой (XIII-XIV вв.), Лаврентьевская (1377 год), Ипатьевская (XV в.), иллюстрированная Рад-зивиловская (XV век).
(продолжение)
Тамбовская летопись, XVII век

Слайд 22

Большое государство требовало огромного количества официальных бумаг. На бумаге писались указы и приказы, договоры и приговоры, доклады и доносы... Бумажные листы одного дела склеивались между собой как когда-то листы папируса — в свитки, которые на Руси назывались столбцами. (Кстати, европейское название бумаги — рареr, как в английском, или рарir, как во французском, — происходит именно от названия древнеегипетского писчего материала.) Писать нужно было быстро. Для этого со временем вырабатывается и особый тип письма — скоропись. Заметим, что произведения светской литературы создавались не на строгом церковнославянском языке, а на упрощённом, приближенном к разговорному или приказному языку. Приказной язык — прямой наследник языка берестяных грамот, княжеских договоров, вкладных и духовных грамот — это язык государственного делопроизводства, язык чиновников. Приказами в Московском царстве называлось то, что мы с вами сейчас называем министерствами.
Как появилась скоропись
Вкладная грамота. 1592 г.

Слайд 23

"Свет, ты наш!"
Давным-давно, когда история великой русской державы только начиналась, «она» стоила очень дорого. Ее одну можно было обменять на табун коней, стадо коров, на собольи шубы. И дело тут не в украшениях, в которые красавицу и умницу наряжали. А ходила она только в тисненых кожах, в жемчугах да в каменьях драгоценных! Золотые и серебряные застежки украшали ее наряд! Любуясь на нее, люди говорили: «Свет, ты наш!» … Что же это за диковина такая? Это ЕЕ Величество – КНИГА. Она сохранила до нас Слово Божие и предания далеких лет.

Слайд 24

Самой древней, дошедшей до нас, с точной датировкой русской книгой, является Евангелие, изготовленное дъяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира, начато перепиской 21 октября 1056 года и закончено 12 мая 1057 года. Рукопись написана крупным почерком на пергамене отличного качества с обилием художественно оформленных заглавных букв (инициалов) и тремя миниатюрами, на которых изображены евангелисты.
Первые из известных сегодня рукописных Евангелий, предназначенных для монастырского богослужения, были также созданы в Новгороде. Это роскошное Мстистлавово Евангелие, написанное между 1095 и 1117 гг. по заказу новгородского князя Мстислава и Юрьевское Евангелие, послужившее вкладом "грешнаго Феодора" в новгородский Юрьев монастырь вскоре после его основания игуменом Кирияком в 1119 году.
Титульный лист Мстиславова Евангелия. Нач. XII в.»
Фрагмент текста Остромирова Евангелия.1056-1057 гг.

Слайд 25

Новой сильной православной державе требовалось все больше и больше духовных и светских книг – узнавать законы, отправлять службу, вести переписку, учить детей грамоте.
Скрипит переписчик гусиным перышком, торопится, делает ошибки, пропуски – все равно мало успевает. Царь Иван Грозный гневно говорил: «Писцы пишут с неисправных переводов, а, напротив, не правят же, опись к описи (ошибка к ошибке) прибывает.» Стали создавать целые цеха переписчиков. Дело пошло быстрее, но книг все равно не хватало. Как быть? В ту пору прибыл в Московию ученый монах Максим Грек. Он рассказал, что в Венеции печатаются книги на многих языках, в том числе и на славянском.
Почему бы и Москве не заказать печатных книг в Венеции? Но прикинули – далеко, да и возить трудно, неудобно. Не завести ли печатню в самой Москве? Так начинается другая история – про первого русского типографа….
Как все начиналось...

Слайд 26

"Умелец, что и в чужих землях не сыскать"
Так говаривал народ московский про дьяка Ивана Федорова. Отличал его и Митрополит Московский Макарий: - Дьяк Иван Федоров, как воин оружием, украшен пре-мудростью. Какие руки были у Ивана – быстрые, сильные, проворные, - любоваться не налюбуешься! Мог Иван любую букву затейливо начертать на бумаге, резал на досках изображения – гравюры. Не было такой работы, которую не мог сделать Иван Федоров.
Когда Царь Иван Грозный решил завести в Москве Печатную избу, то новое и трудное дело поручили Ивану Федорову с его содругами.

Слайд 27

Печатный станок времен Ивана Федорова
Первая типография
Шел 1564 год. Иван резал доски для гравюр-рисунков, отливал из металла шрифты (буквы), мастерил из дерева печатный станок. Много трудов ушло на изготовление заставок, рисунков. И этот день настал. Взял страницу Иван Федоров, оттистул на ней узор и текст. Вот и готова первая страница! Не успел он налюбоваться делом своих рук, как во дворе раздался шум. В печатную избу вошел сам Царь Иван Грозный и митрополит Макарий. Иван Грозный взял в руки пахнущий краской оттиск и долго держал его перед глазами…
Иван Грозный в типографии Ивана Федорова. Г. Лисснер

Слайд 28

Торговая марка типографии Ивана Федорова
Первая книга
Первая книга называлась «Апостол», выглядела внушительно и красиво.
Фронтиспис первой печатной книги Ивана Федорова "Апостол«, 1564.

Слайд 29

В 1565 Иван Федоров издал «Часовник» - основную учебную книгу на Руси, сохранившуюся в 7 экземплярах. По неясным причинам покинув Москву, Федоров продолжил издательскую деятельность в Литве, Белоруссии, на Украине. В 1573 - 1574 Федоров напечатал первую датированную украинскую книгу - «Апостол». В 1574 издал «Азбуку» - первый печатный русский учебник (единственный экземпляр находится в Гарвардском университете в США). В 1580 - 1581 напечатал первую полную славянскую Библию («Острожская библия»). В 1581 им издана «Хронология» Андрея Рымши - первый печатный календарь.
Помимо печатного, владел и другими ремеслами. В 1583 ездил в Вену, где демонстрировал при дворе изобретенное им многоствольное орудие. Умер в бедности.
Дело всей жизни

Слайд 30

«Есть у меня искусство, орудия для работы, должен я духовные семена по вселенной сеять…» Иван Федоров
Слово мастера

Слайд 31

ГЛАГОЛИЦА И УСТАВ КИРИЛЛИЦЫ

Слайд 32

ГЛАГОЛИЦА И УСТАВ КИРИЛЛИЦЫ (продолжение)