Презентация - Образ женщины на картинах русских художников XIX века

Образ женщины на картинах русских художников XIX векаОбраз женщины на картинах русских художников XIX векаОбраз женщины на картинах русских художников XIX векаОбраз женщины на картинах русских художников XIX векаОбраз женщины на картинах русских художников XIX векаОбраз женщины на картинах русских художников XIX векаОбраз женщины на картинах русских художников XIX векаОбраз женщины на картинах русских художников XIX векаОбраз женщины на картинах русских художников XIX векаОбраз женщины на картинах русских художников XIX векаОбраз женщины на картинах русских художников XIX векаОбраз женщины на картинах русских художников XIX векаОбраз женщины на картинах русских художников XIX века







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Быть женщиной – великий шаг!»
Образ женщины на картинах русских художников XIX века

Слайд 2

События XIX века, определившие развитие культуры и искусства «века надежды и пробуждения»
Убийство Павла I Отечественная война 1812 года Восстание декабристов Крымская война Отмена крепостного права

Слайд 3

Павел Андреевич Федотов «Сватовство майора»
Перед нами женитьба обнищавшего дворянина на богатой купеческой дочке. Типичная картина жизни людей 19 века. Действие представлено в наиболее острый момент и построено на контрасте белого платья невесты и чёрного мундира бравого майора.

Слайд 4

Василий Григорьевич Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом»
Картина "Приезд гувернантки в купеческий дом» рисует тяжелое положение людей, вынужденных путем наемной работы сплошь и рядом становиться в унизительное положение. В 1860-е годы Россия превращалась в капиталистическую страну, и новый хозяин жизни - купец, фабрикант, разбогатевший крестьянин - становился рядом с прежним хозяином-помещиком, стремясь урвать свою долю власти над угнетенным русским народом.

Слайд 5

В движении рук гувернантки, достающей рекомендательное письмо, неуверенность и страшная «чужеродность» этому миру. В этом жесте уже есть предчувствие своей будущей гибели.
Этот персонаж наиболее отвратителен. Взгляд молодого купчика характеризует «бессовестное любопытство».
Единственное светлое пятно на картине – девочка в розовом платье, к которой и приглашена гувернантка. Розовый цвет указывает на душевную чистоту девочки.
На стене висит портрет «старомодного купчины» – основателя и столпа этого тёмного царства, зверская сущность которого скрыта за благопристойной внешностью.
Большой дорожный чемодан и котомка – вот все вещи, с которыми гувернантка приехала в купеческий дом. Мир, в котором ей предстоит жить, беспросветен и чужд.

Слайд 6

Фирс Сергеевич Журавлёв «Перед венцом»
Художник продолжает и развивает тему положения женщины в русском обществе XIX века. Проблема бесправия и унижения решается художником в образах невесты, её отца и не смеющей войти в комнату матери невесты. Ни слёзы, ни рыдания не могут изменить решения отца выдать дочь замуж за нежеланного жениха. Невеста изображена спиной к образам, закрыла лицо руками, она в полном отчаянии.

Слайд 7

Василий Владимирович Пукирёв «Неравный брак»
Неравный брак. Как много горя и жестоких страданий приносили подобные браки своим жертвам! Сколько трагедий породили они в прошедшие времена! Тема неравного брака не случайно прошла через все русское искусство. В заунывных, исполненных грустью народных песнях плакалась о своей горькой доле русская женщина. ...Полутемная приходская церковь. Тонут в окружающем мраке предметы церковной утвари. Сильный поток света, падающий из невидимого источника откуда-то слева, из-за пределов холста, врывается в темноту, резко освещая центральную группу – жениха, невесту и священника. Все предельно ясно говорит о неравном браке. Это понятно зрителю с первого взгляда на картину. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком? Сухая расчетливость и черствый эгоизм сквозят в чертах его лица. Он человек без сердца, без души, и брак, в который он вступает, не что иное, как прихоть престарелого сластолюбца, своеволие богатого самодура. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

Слайд 8

Василий Андреевич Тропинин «Кружевница»
Этим портретом Тропинин показал, что и крестьянка может быть красива, изящна и кокетлива, не менее, чем знатная дворянка. Художник открывает нам красоту девушки-крепостной, жизнь которой проходит в тяжком труде. В картине главным является другое – желание показать, что и простая девушка может быть прекрасна и внешне и душой. Так же в свое время воскликнул Карамзин: «И простая девушка любить умеет!» - и для всех это явилось открытием.

Слайд 9

Коклюшка – точёная палочка для намотки ниток и плетения поясков и кружев
Серый фон (часть платья, стена) «оживляет» по контрасту сиреневую ткань косынки, накинутой на плечи кружевницы
Человеческое лицо – выражение «реализма души»
Профессиональный «знак» кружевницы – коротко остриженные ногти
Живописно изломанная ткань с фрагментом тонких кружев – результат кропотливого труда Натюрморт – инструментарий кружевницы: ножницы, булавки

Слайд 10

Иван Николаевич Крамской «Неизвестная»
Картина «Неизвестная» - одна из самых популярных не только в творчестве Крамского, но и во всей русской школе второй половины XIX века. Она сразу привлекла всеобщее внимание и породила разноречивые толки. Многие критики восприняли произведение как обличающее моральные устои общества: нравственный облик которой никак не может служить общественным идеалам. Были критики, которые соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, сошедшей с высоты своего социального положения, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, поднявшейся над положением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета. К началу XX века скандальность образа постепенно перекрылась романтически-загадочной аурой блоковской «Незнакомки». В советское время «Неизвестная» Крамского стала идеалом неземной красоты и духовности.

Слайд 11

Место действия не вызывает сомнений. Это Невский проспект в Петербурге – известные здания выписаны Крамским довольно узнаваемо.
Героиня одета по последней моде (сезон 1883 года). На ней шляпка «Франциск» со страусовым пером, пальто покроя «Скобелев», шведские перчатки.
Тайна красоты этого женского лица до сих пор остаётся неразгаданной. Чем оно пленяет зрителя – своим полуцыганским типом, несколько презрительным выражением, чувственным взглядом?
Розовая морозная дымка выписана виртуозно, словно наяву несёт от картины ощущение холода. Крамской умел писать свет и воздух мастерски.

Слайд 12

Выводы
Художественное творчество выдающихся русских живописцев XIX века отразило злободневные проблемы современности; Каждый из художников по-своему раскрыл тему бесправного положения женщины в обществе и сказал своё слово в их защиту; Разные по своему социальному положению, женщины на полотнах русских художников являют собой непревзойдённые образы, вобравшие в себя красоту внешнюю и красоту внутреннюю; Каждый из художников привнёс в искусство своё понимание женского счастья и тяжёлой женской доли.

Слайд 13

Живописуя и творя, Волнуя мысли не напрасно, Художник создаёт тебя, Всегда великой и прекрасной. О, женщина – начало всех начал, Ты на картинах оживаешь снова, Чтоб мир смотрел, воспринимал И вымолвить не мог ни слова. Судьба и доля, труд и мастерство, Событие, сравнимое с бедою. Неравный брак и сватовство, И тайна женщины, доселе не знакомой. Нам эти лица так приятны много лет, По ним учили мы историю искусства, Чтоб понимать, что выше правды нет, Чем женское страдание и чувство.