Презентация - Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложенииТире и двоеточие в бессоюзном сложном предложенииТире и двоеточие в бессоюзном сложном предложенииТире и двоеточие в бессоюзном сложном предложенииТире и двоеточие в бессоюзном сложном предложенииТире и двоеточие в бессоюзном сложном предложенииТире и двоеточие в бессоюзном сложном предложенииТире и двоеточие в бессоюзном сложном предложенииТире и двоеточие в бессоюзном сложном предложенииТире и двоеточие в бессоюзном сложном предложенииТире и двоеточие в бессоюзном сложном предложенииТире и двоеточие в бессоюзном сложном предложенииТире и двоеточие в бессоюзном сложном предложенииТире и двоеточие в бессоюзном сложном предложенииТире и двоеточие в бессоюзном сложном предложенииТире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении
9 класс

Слайд 2

Распределительный диктант
Смысловые отношения между частями БСП Примеры
1. [ ]: [причина] = потому что, так как
2. [ ]: [пояснение] = а именно, то есть
3. [ ]: [дополнение] = что
Не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему её тонкому телу, привлекла она меня: её душа мне нравилась. Не ноги меня несли, не лодка меня везла: меня поднимали какие-то широкие, сильные крылья. Вдруг я слышу: меня кличет кто-то. Голова у меня ходила кругом: слишком много впечатлений в неё нахлынуло разом. Он любил её страстно и никогда ничего ей не запрещал: он в душе считал себя перед ней виноватым. (И. Тургенев)

Слайд 3

Распределительный диктант
Смысловые отношения между частями БСП Примеры
1. [ ]: [причина] = потому что, так как 2), 4), 5)
2. [ ]: [пояснение] = а именно, то есть 1)
3. [ ]: [дополнение] = что 3)
Не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему её тонкому телу, привлекла она меня: её душа мне нравилась. Не ноги меня несли, не лодка меня везла: меня поднимали какие-то широкие, сильные крылья. Вдруг я слышу: меня кличет кто-то. Голова у меня ходила кругом: слишком много впечатлений в неё нахлынуло разом. Он любил её страстно и никогда ничего ей не запрещал: он в душе считал себя перед ней виноватым. (И. Тургенев)

Слайд 4

Синтаксический разбор предложения
Не пой красавица при мне ты песен Грузи_ печальной напом_нают мне оне другую жизнь и берег дальный. 4 А. Пушкин

Слайд 5

Проверка
[Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной]: [напоминают мне оне другую жизнь и берег дальный]. А. Пушкин [=,, –]: [= – и]. БСП
причина

Слайд 6

А. [ ]: [причина] = потому что, так как В. [ ]: [пояснение] = а именно, то есть С. [ ]: [дополнение] = что
Не подымай носу: споткнёшься. Всё может случиться: и богатый к бедному стучится. Верь: открывается настойчивому дверь! Не трись возле сажи: сам замараешься. Непостоянен обманщик апрель: на дню сто погод. Не хвали сам себя: есть много лучше тебя.
Цифровой диктант: А, В или С?
1 –? 2 –? 3 –? 4 –? 5 –? 6 –?
1 – А 2 – В 3 – С 4 – А 5 – В 6 – А

Слайд 7

Запишите начала предложений в столбик (каждое пишите через строчку от предыдущего).
1) Растения освежают воздух: ... 2) Лес влияет на температуру воздуха: ... 3) Любите природу: ... 4) Прочитайте книгу В. Каверина «Два капитана»: ... 5) Я посмотрел на небо: ... 6) Я счастлив: ... 7) Об одном прошу тебя: ...
• Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между частями.
А. [ ]: [причина] = потому что, так как В. [ ]: [пояснение] = а именно, то есть С. [ ]: [дополнение] = что

Слайд 8

Графический диктант
1) Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. (И. Тургенев) 2) Труд избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды. (Вольтер) 3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. (И. Тургенев) 4) В.Г. Белинский утверждал: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни». 5) Знание основывается на трёх вещах: нужно много видеть, много учиться и много страдать. (У. Фосколо) • Графически обоснуйте расстановку знаков препинания. • Докажите, что двоеточия в данных примерах относятся к трём разным пунктограммам. В чём сходство интонации всех предложений, имеющих двоеточие? • Составьте и запишите свои три примера предложений, в которых двоеточие будет разделять: а) обобщающее слово и однородные члены; б) прямую речь и слова автора; в) предикативные части сложного бессоюзного предложения.

Слайд 9

[ ] - [ ] противопоставление (сопоставление) = а, но Семь раз отмерь – один отрежь. [Время, условие] - [ ] = когда…то, если…то Солнце взошло – начинается день.
1) Лето припасает — зима поедает. 2) Тьма свету не любит — злой доброго не терпит. 3) Напролом идут — волос не жалеют. 4) Источник утоляет жажду — доброе слово оживляет сердце. 5) На глаз поверишь — криво отрежешь. 6) Смелые побеждают — трусливые погибают. 7) Азбуку учат — на всю избу кричат. 8) Есть терпение — будет и умение. 9) Взошло красно солнышко — прощай, светел месяц. 10) Помашешь палкой не умея — своя же пострадает шея. 11) Дружно за дело взяться — пустыня зацветёт. 12) Язык один, ушей пара — раз скажи, два послушай. 13) Больному словечко шепнул с любовью — вернул ему половину здоровья. 14) Умная голова сто голов кормит — худая и одной не прокормит. 15) Будешь книги читать — будешь всё знать. 16) Утром не встанешь — день пропал. 17) Не пожалеть трудов, не полениться — в цветок в конце концов колючка превратится. {Пословицы)
[ ] - [вывод, следствие] = поэтому Ударил сильнейший гром – задрожали все окна. [ ] - [ ] ↔ = быстрая смена событий На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.
[ ] - [ ] сравнение = словно, будто
Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.

Слайд 10

[ ] - [ ] противопоставление (сопоставление) = а, но Семь раз отмерь – один отрежь. [Время, условие] - [ ] = когда…то, если…то Солнце взошло – начинается день.
1) Лето припасает — зима поедает. [ ] - [ ] противопоставление (сопоставление) = а, но 2) Тьма свету не любит — злой доброго не терпит. [ ] - [ ] сопоставление = а, но 3) Напролом идут — волос не жалеют. [Условие] - [ ] 4) Источник утоляет жажду — доброе слово оживляет сердце. [ ] - [ ] сопоставление = а, но 5) На глаз поверишь — криво отрежешь. [Условие] - [ ] = если… то 6) Смелые побеждают — трусливые погибают. [ ] - [ ] противопоставление = а, но 7) Азбуку учат — на всю избу кричат. [Время] - [ ] = когда… то 8) Есть терпение — будет и умение. [Условие] - [ ] = если… то 9) Взошло красно солнышко — прощай, светел месяц. [Условие (или время)] - [ ] = если… то 10) Помашешь палкой не умея — своя же пострадает шея. [Условие] - [ ] = если… то 11) Дружно за дело взяться — пустыня зацветёт. [Условие] - [ ] = если… то 12) Язык один, ушей пара — раз скажи, два послушай. [ ] - [вывод, следствие] = поэтому 13) Больному словечко шепнул с любовью — вернул ему половину здоровья. [Условие] - [ ] = если… то 14) Умная голова сто голов кормит — худая и одной не прокормит. [ ] - [ ] противопоставление = а, но 15) Будешь книги читать — будешь всё знать. [Условие] - [ ] = если… то 16) Утром не встанешь — день пропал. [Условие] - [ ] = если… то 17) Не пожалеть трудов, не полениться — в цветок в конце концов колючка превратится. [Условие] - [ ] = если… то {Пословицы)
[ ] - [вывод, следствие] = поэтому Ударил сильнейший гром – задрожали все окна. [ ] - [ ] ↔ = быстрая смена событий На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.
[ ] - [ ] сравнение = словно, будто
Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.

Слайд 11

[ ] - [ ] противопоставление (сопоставление) = а, но Семь раз отмерь – один отрежь. [Время, условие] - [ ] = когда…то, если…то Солнце взошло – начинается день.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Поднимаешься по лестнице — смотри вверх, а не под ноги. Волков бояться — в лес не ходить. Гость часто за шапку берётся — не скоро уйдёт. Не спеши языком — торопись делом. Собака лает — ветер носит. За чужим погонишься — своё потеряешь. Птицы улетели на юг — в лесу стало тихо.
[ ] - [вывод, следствие] = поэтому Ударил сильнейший гром – задрожали все окна. [ ] - [ ] ↔ = быстрая смена событий На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.
[ ] - [ ] сравнение = словно, будто
Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.

Слайд 12

[ ] - [ ] противопоставление (сопоставление) = а, но Семь раз отмерь – один отрежь. [Время, условие] - [ ] = когда…то, если…то Солнце взошло – начинается день.
1. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. [ Действие ] - [ результат ]. 2. Поднимаешься по лестнице — смотри вверх, а не под ноги. [Время, условие] - [ ] . 3. Волков бояться — в лес не ходить. [Условие] - [ ] . 4. Гость часто за шапку берётся — не скоро уйдёт. [Условие] - [ ] . 5. Не спеши языком — торопись делом. [ ] - [ ]. противопоставление 6. Собака лает — ветер носит. [ Действие ] - [ результат ]. 7. За чужим погонишься — своё потеряешь. [Условие] - [ ] . 8. Птицы улетели на юг — в лесу стало тихо. [ ] - [вывод, следствие] .
[ ] - [вывод, следствие] = поэтому Ударил сильнейший гром – задрожали все окна. [ ] - [ ] ↔ = быстрая смена событий На полном бегу набок салазки – Саша в снегу. [ Действие ] - [ результат ].
[ ] - [ ] сравнение = словно, будто
Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.

Слайд 13

• Послушайте поэтические строки древнегреческого поэта Архилоха (в переводе В. Вересаева). В чём заключается глубокая мудрость данных строк?
• Запишите под диктовку • Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях. • Какие виды сложных предложений представлены в тексте? Начертите их схемы. Определите смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений. Какими союзами эти отношения можно поверить? • В сложноподчинённом предложении определите вид придаточного.
 * * * Победишь — своей победы напоказ не выставляй, Победят — не огорчайся, запершись в дому, не плачь. В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй. Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт. (Архилох)

Слайд 14

Повторение
1) Серёжа — сын лесника Степаныча — сидел в конце лодки за кормовиком. {В. Баныкин) 2) Я встретил вас — и всё былое в отжившем сердце ожило. (Ф. Тютчев) 3) И костёр зари, и плеск волн, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр — вся красота родного края с годами отразилась в стихах Есенина, полных любви к родной земле. (Т. Курдюмова) 4) «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моём творчестве», — говорил Есенин. 5) А по сторонам — словно вымершая от зноя степь. (М. Шолохов) 6) Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. (А. Сент-Экзюпери) 7) Долгое время шли обильные дожди — вода в реке сильно поднялась. (Г. Блинов)

Слайд 15

Предложения для разборов
1) Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою. (Н. Карамзин) 2) Мещанство — большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя. (А. Чехов) 3) Человек ловится на мелочах, в крупном — можно притвориться, мелочь всегда выдаёт истинную «суть души», её рисунок, её тяготение... (М Горький) 4) Мещанство — ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами всё на своей дороге. (М Горький) 5) Только истинные учёные продолжают учиться; остальные предпочитают учить. (Б. Шоу) 6) Ночь тяжело и сыро пахнула мне в разгорячённое лицо; казалось, готовилась гроза; чёрные тучи росли и ползли по небу, видимо меняя свои дымные очертания. (И. Тургенев)

Слайд 16

Использовано пособие:
Аксенова Л. А. Диктанты по русскому языку: 9 класс: к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык. 9 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Л. А. Аксенова. — М.: Издательство «Экзамен», 2015. — 240 с. (Серия «Учебно-методический комплект»).