Презентация - Русская культура Серебряного века

Русская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного векаРусская культура Серебряного века







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Литература 11 класс
Учитель Плиева Л.В. МОУ СОШ № 41

Слайд 2

Русская культура Серебряного века
Вступительный урок по теме

Слайд 3

Цели урока
Познакомить с русской культурой конца XIX – начала XX веков Дать определение понятия Серебряный век Развитие образного мышления Воспитание духовно-нравственных ценностей

Слайд 4

«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Слайд 5

Серебряный век
Ассоциативная цепочка: Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса… Особый мир – возвышенный и прекрасный

Слайд 6

Временные рамки Серебряного века
Непродолжительный период на рубеже XIX – XХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусство. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен. Впервые название было предложено философом Н.Бердяевым. Статья Николая Оцупа «Серебряный» век русской поэзии (1933 г.) Книга Сергей Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962 г.)

Слайд 7

Первая учебная ситуация
Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

Слайд 8

Выступления учащихся Историк
1890 – начало эпохи экономического роста, реформ Витте 1894 – начало царствования Николая П С 1902 г. – массовое создание политических партий 1903 г. – второй съезд РСДРП 1904 -1905 -0 русско-японская война 1905-1907 – первая русская революция 1906 – создание 1 Государственной Думы, аграрная реформа Столыпина 1914 – начало Первой мировой войны 1817 – Февральская революция, свержение самодержавия 1917 – Октябрьская революция (переворот)

Слайд 9

Историк
Декаденство (лат. dekadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний Модернизм ( фр. moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника.

Слайд 10

Искусствовед М.Врубель «Демон поверженный»

Слайд 11

Что мы видим?
Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. «И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное… Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности…

Слайд 12

В. Борисов-Мусатов «Призраки» 1903 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Слайд 13

Симфония художника
Подобно Ф.И.Тютчеву, художник мог бы сказать: "Душа моя - элизиум теней, теней бесплотных, светлых и прекрасных". Из этого парка забвения нет выхода, и героини, торжественно предстоящие в картинах, замирают от невозможности выразить драму человеческой души, ее бездонность и оттого обречены на вечное молчание. Атмосфера безмолвной грусти…В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения зыбки и бестелесны…

Слайд 14

К.Петров-Водкин «Купание красного коня» Показана в 1912 году на выставке "Мира искусства»

Слайд 15

Символический смысл картины
Своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роинили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса..

Слайд 16

Литературовед
«Золотой век» в истории русской литературы Поэзия сменяется прозой Прозу сменяет поэзия Вывод по первой учебной ситуации: Поэзия – всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение. Поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был индивидуален.

Слайд 17

Вторая учебная ситуация
Голоса поэтов начала века Композиция «Я каждый миг исполнен откровенья» Задания для учащихся: Прослушать композицию Записать в тетрадь имена авторов, годы жизни, поэтическую Я-концепцию

Слайд 18

Владимир Сергеевич Соловьев 1853-1900 г.

Слайд 19

Мирра Александровна Лохвицкая (1869-1905)

Слайд 20

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

Слайд 21

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941)

Слайд 22

Федор Сологуб Федор Кузмич Тетерников) (1863-1927)

Слайд 23

Михаил Алексеевич Кузмин (187501936)

Слайд 24

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (1877-1032)

Слайд 25

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

Слайд 26

Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939)

Слайд 27

Велимир Хлебников (Виктор Владимирович) (1885-1922)

Слайд 28

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (1885-1941)

Слайд 29

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)

Слайд 30

Выводы, запись в тетради:
Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.

Слайд 31

Обзор литературной жизни начала века
Символизм Акмеизм Футуризм - цели творчества; отношение к миру; отношение к слову: особенности формы произведений

Слайд 32

Таблица по литературным направлениям
Цель творчества Отношение к миру Отношение к слову Особенности формы

Слайд 33

Символизм
Направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни времени Сущность символизма сформулировал В.С.Соловьев: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами?

Слайд 34

Акмеизм
(от греческого аcme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) Направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами: - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности - стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности - обращение к человеку, к подлинности его чувств -поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала

Слайд 35

Футуризм
(от латинского futurum – будущее) Идея разрушения старого мира Художественной системе футуризма свойственны: Культ техники, индустриальных городов; Отрицание гармонии как принципа искусства; Словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, к игровому началу; Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника Пафос эпатажа

Слайд 36

Вывод Что дает основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»?
Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпоха Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии; Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…

Слайд 37

Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века (по выбору учащихся) Просмотреть записи в тетради, записать вывод по уроку.