Презентация - Евгений Иванович Замятин - Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"

Евгений Иванович Замятин - Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"Евгений Иванович Замятин - Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"Евгений Иванович Замятин - Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"Евгений Иванович Замятин - Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"Евгений Иванович Замятин - Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"Евгений Иванович Замятин - Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"Евгений Иванович Замятин - Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"Евгений Иванович Замятин - Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"Евгений Иванович Замятин - Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"Евгений Иванович Замятин - Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"Евгений Иванович Замятин - Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЗАМЯТИН 1884-1937
РАЗВИТИЕ ЖАНРА АНТИУТОПИИ В РОМАНЕ «МЫ»

Слайд 2

Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления? Н.А.Бердяев
Вспомним, что такое утопия. Утопия (от греч.U – «нет» и topos – «место») в литературе – развернутое описание общественной, государственной и частной жизнь воображаемой страны, отвечающий тому или иному идеалу социальной гармонии. Первые утопические описания встречаются у Платона и Сократа. Термин «утопия» – от названия произведения Т.Мора. Классические образцы утопий – «Город Солнца» Т.Кампанеллы, «новая Атлантида» Ф.Бэкона. Утопия – мечта. - Почему же философ Н.Бердяев предостерегает от осуществления утопии? Постараемся в конце урока ответить на этот вопрос.

Слайд 3

Роман Замятина «Мы», написанный в 1921-22 годах, впервые опубликован на английском языке в 1924 году в Нью-Йорке, впервые на русском языке – там же, в 1952 году. В нашей стране роман увидел свет лишь в 1988 году в журнале «Знамя». История романа драматична, так же как и судьба его автора.
К изданиям книг Замятина обычно не прилагали его фотографий. Это было бы непозволительным пренебрежением к работам известных художников. На портрете Бориса Кустодиева Замятин сидит полуразвалясь, небрежно-элегантный, с папироской в картинно опущенной кисти руки, с ядовитой полуулыбкой. А за спиной – контур пейзажа, даже не городского, а индустриального. Трудно предположить в этом денди жителя русской провинции. На портрете – инженер по образованию, кораблестроитель по профессии, язвительный европеец по характеру. И только что-то в лице, в глазах играет – будто ряженый.

Слайд 4


Замятин родился в г.Лебедянь Тамбовской губернии в семье священника.
Дом Замятиных сохранился до сих пор.
Здание гимназии, где учился Замятин.
Е.Замятин- гимназист

Слайд 5

Замятин – кораблестроитель.
О выборе профессии писал так: «В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума». Летняя практика давала будущему писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе «Три дня» (1913).

Слайд 6

Дух противоречия привел Замятина, выросшего в патриархальной семье, в партию большевиков. С 1905 года он участвует в нелегальной работе, подвергается аресту и проводит несколько месяцев в «одиночке».
В годы Первой мировой войны Замятин уезжает в Англию экспертом по строительству ледоколов для русскому флота. Был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», после Октябрьской революции названного «Лениным». Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (1921). Уважение к людям, обеспечившим высокий уровень развития цивилизации, не помешало писателю увидеть недостатки западного общественного устройства. Повесть «Островитяне» посвящена изображению тотального мещанства в технократическом обществе.

Слайд 7

В сентябре 1917 года Замятин возвращается в революционную Россию.
В 1922 году Замятин публикует рассказы («Пещера», «Дракон» и др), в которых революционные события предстают как разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившееся бытие. Замятин не вставал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом, не мог примириться с господством диктатуры, ее жертвами, тяжестью потерь. Как писатель он был всегда честен: « У меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой». Печатать его перестали, критика травила. В октябре 1931 года уезжает за границу.

Слайд 8

Роман – антиутопия «Мы».
Свой роман Замятин назвал словом ставшим лозунгом, призванным объединить униженных и оскорбленных, сделать их политической силой, строящей новый мир. Таким образом Замятин показал реальную суть утопии, якобы осуществляемой от имени большинства и ради его блага. В категоричном «мы» звучит запрет на «я». Если древний род предстваляет собой коллективную личность, то современная масса («мы») – коллективную безличность, агрессивную, подавляющую.
Портрет Ю.Анненкова

Слайд 9

Наблюдения над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии «Мы» (1920, опубл. на рус. яз. в 1952 в США). Роман был задуман как пародия на утопию, написанную идеологами Пролеткульта А.Богдановым и А.Гастевым. Главной идеей пролеткультовской утопии провозглашалось глобальное переустройство мира на основе «уничтожения в человеке души и чувства любви». Действие романа «Мы происходит в Едином Государстве, изолированном от мира и возглавляемом Благодетелем. Главный герой — инженер Д-503, создатель сооружения, предназначенного для господства человека над космосом. Существование в Едином Государстве рационализировано, жители полностью лишены права на личную жизнь, любовь сводится к регулярному удовлетворению физиологической потребности. Попытка Д-503 полюбить женщину приводит его к предательству, а его возлюбленную к смерти. Повествовательная манера, в которой написан роман, заметно отличается от стилистики предыдущих произведений Замятина: язык здесь предельно прост, метафоры носят рационалистический характер, текст изобилует техническими терминами.

Слайд 10

Антиутопия
Роман Мы стал первым в череде европейских романов-антиутопий — «Прекрасный новый мир» О.Хаксли, «Скотский хутор» и «1984» Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р.Брэдбери и др.

Слайд 11

Подведем итоги:
Как устроено «счастливое» общество будущего? О чем предупреждает Замятин своей повестью? Насколько актуально это предупреждение сегодня? Подумайте над эпиграфом к уроку?