Презентация - Оценка и отметка в современной образовательной системе

Оценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системеОценка и отметка в современной образовательной системе







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Оценка и отметка в современной образовательной системе
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №9 г.о. Коломна Московской области Халяпина Л.Н.

Слайд 2

Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.
Реакция детей на отметки

Слайд 3

Почему отметка и оценка так важны в жизни ребенка?
Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего, потому, что они тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.

Слайд 4

Отметка - кнут, оценка - пряник
«Слова оценки — знамёна, воодружённые там, где было найдено новое блаженство... новое чувство». Ф. Ницше   Оценка - это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»). Можно оценивать любое действие ученика (а особенно успешное): удачную мысль, высказанную в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Оценки - чрезвычайно важный элемент урока! Устный комментарий педагога способен смягчить горечь, ободрить, дать надежду, подзадорить, вызвать чувство сопереживания. В таком комментарии существенно все: оттенки интонации, жесты, взгляды. 
Отме́тка в педагогике — это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом. «Отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы учения косвенными,  а с другой - насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Вот это-то радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью отметок»  (Ш.А. Амонашвили)

Слайд 5

Оценка в современной образовательной системе
«Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в раз- вёрнутом   оценочном   суждении,  выражается  в вербальной форме.  «Оценка» - это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. Главная задача оценки - установить глубину и объём индивидуальных знаний. Оценка  должна   предшествовать отметке.   Функции оценки:  обратная связь и подкрепление (поощрение).

Слайд 6

Смысл оценочных суждений   учителя
Смысл комментирования отметок, а если быть точным, – оценочных суждений учителя, заключается, во-первых,  в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним,  в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с   выставляемой   ему  отметкой.

Слайд 7

То, как тебя оценивают окружающие, понятно всем, даже малышам. Жесты, мимика, взгляды, наклоны и повороты корпуса – все без исключения чувствительны к ним, мгновенно реагируют на малейшие изменения. Ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания. При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нём предварительно, как о лентяе и глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребёнка, что может найти отражение в отметках.
Оценивание – очень тонкий психологический момент

Слайд 8

Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребёнок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.
«Эффект ореола"

Слайд 9

Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную, необходимо использовать простое правило: при оценивании сначала человеку говорится хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность. Оценивается только действие, а не личность: не «Ты – лентяйка», а «Ты поленилась сегодня».
Оценивается только действие, а не личность

Слайд 10

Очень важно объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: «У тебя обязательно получится», «Я верю в тебя» - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика.
Я верю в тебя

Слайд 11

Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, её не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному тёплыми словами.
Хвалите!

Слайд 12

Прекрасно! Молодец! Умница! Хорошо! Удивительно! Остроумно! Несравненно! Красота! Как в сказке! Ярко! Очень эффектно! Сенсационно!
Хвалите!
Очень точно! Я горжусь тобой! Ты увлек всех. Ты помог другому! Выдающаяся работа! Огромный успех! Огромное достижение! Ты – победитель. Поразительно! Ты хорошо постарался! Великолепное открытие! Я восхищаюсь тобой.

Слайд 13

Ты быстрее двигаешься вперед. Я уважаю тебя! Ты очень ответственный человек. Ты уникален! Я верю в тебя. Я знала, что ты сможешь это сделать. Ты добился большого успеха!
Хвалите!
Какой ты внимательный! Я не видела ничего подобного! Это трогает меня до глубины души! Ещё лучше, чем прежде. Это как раз то, что нужно. С каждым днём у тебя получается всё лучше. Тут мне без тебя не обойтись.
Хвалите детей! Пусть крылья успеха помогают им в учебе!

Слайд 14

Как я рада! Я так расстроена. (огорчена, подавлена, убита)... Как же ты меня удивил... Я знаю, что ты можешь больше. Передай маме, что я в восторге (опечалена)...   Я в тебе не сомневалась! Ты сам себя не знал.
Хвалите!
Сколько раз можно повторять! Я уже сто раз сказала… Если ты будешь продолжать в том же духе, то... Вы что, забыли, что скоро конец четверти… Что с тебя возьмешь… Смотри лучше, как отвечает Иванов. Тебе что, нечего делать? Мое терпение лопнуло!
Хвалите детей! Пусть крылья успеха помогают им в учебе!
Недопустимы менторские высказывания

Слайд 15

Извлекайте максимум стимулов из ошибок: «Прекрасная ошибка! Твоё мнение не совсем правильно, но даёт пищу для размышлений». Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку!
Любой человек имеет право на ошибку!

Слайд 16

Не забывайте правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.
Закон для любого учителя

Слайд 17

Ещё одна школьная проблема – проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Давайте изменим к ним отношение, не будем проверять, как ребенок выучил, чему он научился. Давайте сделаем наоборот: “Ребята, завтра у нас самостоятельная работа. Я хочу проверить, как я вас научила, на что мне надо обратить внимание. Можно ли переходить к новой теме”.
Школьная проблема – контрольные работы

Слайд 18

В руках учителя – развитие ребёнка
В наших руках, в руках учителя, великая сила, которая может двигать вперёд развитие ученика, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.

Слайд 19

Замечание в дневнике
Эмоционально окрашенным должно быть замечание в дневнике. Не просто фиксация факта ("Мешал уроку", "Удален с урока", "Нет домашнего задания по..."), а собственное отношение к случившемуся. У родителей будет совсем иная реакция, если они прочитают в дневнике: "Очень расстроена...", "Пожалуйста, переговорите с сыном, он меня огорчил", "Как бы хотелось с Вами встретиться и обсудить...", "Огорчена неудачами Вашего сына, хотелось бы обсудить их причины", "Не могу разобраться в причинах агрессии Вашего сына, хотелось бы с Вами встретиться...", "Вынуждена была удалить с урока Вашего сына, очень расстроена…”

Слайд 20

Замечания в дневнике
К сожалению, пока еще очень редки в дневниках школьников такие замечания: "Сегодня был очень обрадован...", "Был приятно удивлен", "Спасибо, что откликнулись, учеба пошла на лад", "У вас замечательный сын" и т.п. Большую половину времени учащиеся проводят в школе и, если день за днём, час за часом они будут слышать лишь унизительные реплики и замечания, то это станет нормой и их общения, их реакцией на окружающий мир.

Слайд 21

http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/otsenka-i-otmetka http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=9&uinfo=ww-1350-wh-633-fw-1109-fh-448-pd Фото из личного архива
Информационные источники