Презентация - Методика работы с текстовой информацией

Методика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информациейМетодика работы с текстовой информацией







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Методика работы с текстовой информацией

Слайд 2

Классификация общеучебных умений и навыков.
1. учебно-организационные — обеспечивают организацию и анализ учебной деятельности; 2. учебно-информационные — обеспечивают нахождение, преобразование и использование информации для выполнения учебных задач; 3. учебно-логические — обеспечивают чёткую структуру работы над содержанием учебных задач; 4. учебно-коммуникативные — обеспечивают сотрудничество и организацию совместной деятельности.

Слайд 3

Принципы формирования общеучебных умений и навыков
принцип доступности (алгоритмы); принцип последовательности (связь между разными навыками в одной параллели в период знакомства и освоения); принцип усложнения (внутри навыка); принцип преемственности (связь навыков в разных параллелях в период закрепления и углубления); принцип дополнения (внесение нового навыка).

Слайд 4

Общеучебные навыки Общеучебные навыки Общеучебные навыки Общеучебные навыки
5-й класс 6-й класс 7-й класс 8-й класс
Научить сравнивать явления и объекты одного порядка, обобщать полученные данные и фиксировать результаты работы в сравнительных таблицах. Научить самостоятельно разрабатывать критерии для сравнения Научить сравнивать явления разного порядка, развивать навык обобщения полученных данных и фиксировать результаты работы как в виде различной текстовой информации (развёрнутое суждение, сравнительная характеристика), так и в виде различных графических изображений Сформировать навык сопоставления: выполнять сопоставительный анализ различных видов информации, явлений, ситуаций… с выявлением причинно-следственных связей Развивать навык сопоставления: сопоставлять и анализировать различные мнения, оценки, позиции по какой-либо проблеме

Слайд 5

5-й класс 6-й класс 7-й класс 8-й класс
Сравнить образы героев (Царица и Царевна у Пушкина), образ Солнца у разных народов… выделять главный критерий для сравнения, последовательно выявлять общее и различное, обобщать результаты сравнения Сравнивать образы словесные, живописные и скульптурные, относящиеся к разным историческим эпохам Развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи Уметь сопоставлять различные критические оценки, мнения по произведению, соотносить с собственной оценкой

Слайд 6

И.С. ТУРГЕНЕВ. «СФИНКС»
Изжелта-серый, сверху рыхлый, исподнизу твёрдый, скрыпучий песок... песок без конца, куда ни взглянешь! И над этой песчаной пустыней, над этим морем мёртвого праха высится громадная голова египетского сфинкса. Что хотят сказать эти крупные, выпяченные губы, эти неподвижно-расширенные, вздёрнутые ноздри — и эти глаза, эти длинные, полусонные, полувнимательные глаза под двойной дугой высоких бровей? А что-то хотят сказать они! Они даже говорят — но один лишь Эдип умеет разрешить загадку и понять их безмолвную речь. Ба! Да я узнаю эти черты... в них уже нет ничего египетского. Белый низкий лоб, выдающиеся скулы, нос короткий и прямой, красивый белозубый рот, мягкий ус и бородка курчавая — и эти широко расставленные небольшие глаза... а на голове шапка волос, рассечённая пробором... Да это ты, Карп, Сидор, Семён, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно ли попал ты в сфинксы? Или и ты тоже что-то хочешь сказать? Да, и ты тоже — сфинкс. И глаза твои — эти бесцветные, но глубокие глаза говорят тоже... И также безмолвны и загадочны их речи. Только где твой Эдип? Увы! не довольно надеть мурмолку, чтобы сделаться твоим Эдипом, о всероссийский сфинкс! Декабрь, 1878

Слайд 7

• Какие дополнительные детали египетской скульптуры необходимы, чтобы представить её полно? • Какие ещё детали, кроме “длинных, полусонных, полувнимательных глаз”, придают образу загадочность? • Тургенев видел взгляд сфинкса таким, а есть ли иное восприятие? • Русский мужик и египетская скульптура — такие далёкие культурные и исторические образы. Почему у писателя возникло желание их сравнить? • Кто такой Эдип?

Слайд 8

Ориентирование в содержании текста и понимание его смысла в целом: • сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; • определить наиболее общую, доминирующую идею текста. Выявление информации: • определить основные элементы текста; • найти необходимые единицы информации. Понимание текста: • сравнить между собой содержащуюся в текс­те информацию; • обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, своих мыслей; • сделать заключение о намерении автора. Осмысление содержания текста: • связать информацию, найденную в этом тексте, с информацией, полученной из других источников; • найти доводы в защиту своей точки зрения. Осмысление формы текста: • определить (выявить) композицию текста; • слышать авторский голос, различать авторские оценки изображаемого; • дать стилистический комментарий.

Слайд 9

Дефицит умений в учебных умениях российских школьников (результаты международного тестирования PISA)
Не сформированы различные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый, с ориентацией на отбор нужной информации и т.д. Нет навыков работы с составными текстами, когда информация представлена разными по жанру фрагментами, то есть необходимо сравнивать, сопоставлять и соединять. Нет привычки видеть детали. Не выработано умение сформулировать и переформулировать вопрос.

Слайд 10

Требования компетентностного подхода и общеучебные навыки при работе с текстом Требования компетентностного подхода и общеучебные навыки при работе с текстом
Требования к заданиям PISA Общеучебные навыки
• выбрать из текста ответ на вопрос • придумать заголовок • сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста • отделить основные идеи от второстепенных • определить основные составляющие графика или таблицы • связать информацию, найденную в этом тексте, с информацией, полученной из других источников • найти доводы в защиту своей точки зрения • формулирование вопросов различного вида и типа • формулирование темы урока, творческого задания, текста • выделение главной мысли и темы текста • классификация информации • преобразование одного вида текстовой информации в другой • сопоставление оценок, мнений • владение правилами и видами доказательств

Слайд 11

Основание города
Представьте, что вы живёте в веке, скажем, десятом, и вам надо основать город. Причины для этого могут быть разные: например, вы князь, вам нужна опорная точка, центр, столица или пришло время развивать торговые связи с соседями, оборонять границы от воинственных племён. Утилитарные соображения понятны: нужно, чтобы были пути — сухопутные и водные. А ещё лучше, чтобы это был перекрёсток. Место должно быть и на виду, и хорошо защищено. Однако практические цели строительства города были у наших предков не единственными. Место должно быть обязательно красивым. Гармония — необходимый признак сакрального, следовательно, ваш город должен стать естественной, органичной частью ландшафта. (По материалам статьи журнала «Человек без границ».)

Слайд 12

Задание 1: сформулируйте тезис, выражающий общий смысл текста.

Слайд 13

Задание 2: прочитайте фрагменты стихотворений, посвящённых разным русским городам, и рассмотрите планы-схемы кремлей старинных русских городов.

Слайд 14

1. Какими думами украшен Сей холм давнишних стен и башен, Бойниц, соборов и палат! Здесь наших бед и нашей славы Хранится повесть! Эти главы Святым сиянием горят! 2. На трёх холмах тебя слагали, Велику силу даровали, Победами крестили град, И каждый видеть тебя рад! 3. Он как камень дорогой, Красивый, драгоценный, золотой. Сплошною крепкою стеной Лежит на зелени равнинной. 4. И солнце его купола золотит. Здесь древние соборы, и церкви, и палаты, Широкие просторы древностью богаты. 5. Временем не стёрта — припорошена, Создана руками чёрной нелюди, Красота церквей, как гуси-лебеди, Унесёт назад в святое прошлое. Здесь не в сказках на мосту калиновом Бились с ворогом за землю русичи, Погибали и вставали тысячи, И пылал на небе звон малиновый. Смотрят мудро арки вековых ворот, Крепостной стены бойницы узкие...

Слайд 15

Задание 3: выделите в планах-схемах и фрагментах информацию, раскрывающую ваш тезис. Опишите ваш город: место, обязательные элементы его, выбрав любой вариант записи — текст или схемы. Задание 4: используя полученную информацию, раскройте тезис: “Закон гармонии есть во всех творениях Вселенной, и древние строители следовали ему”, то есть сформулируйте вопросы (запишите их) и ответьте на них.

Слайд 16

Вопросы для повторения
1. Чем общеучебные навыки отличаются от компетентностных качеств? 2. Что подразумевают под компетентностью? 3. Что значит компетентностный подход при работе с текстом? 4. Какова основная причина провала российских школьников на международном тестировании?

Слайд 17

Первое правило при работе с алгоритмом
 он не даётся ученикам в готовом виде, а осваивается в ходе работы с учителем, только затем ученики получают его как результат своей работы.

Слайд 18

1. …Ахиллес, и далеко от всех, одинокий, Сел у пучины седой и, взирая на понт темноводный, Руки в слезах простирал, умоляя любезную матерь. 2. Быстро из пенного моря, как лёгкое облако, вышла, Села близ милого сына, струящего горькие слёзы; Нежно ласкала рукой… 3. Близко пред ним восседает и, быстро обнявши колена Левой рукою, а правой подбрадия тихо касаясь, Так говорит, умоляя отца и владыку бессмертных…

Слайд 19

Алгоритм составления словесного описания
Выделите (выпишите, подчеркните) ключевые слова, относящиеся к образу (событию, явлению, месту, пейзажу…). Задайте себе вопросы: какую картину я представляю, прочитав…? как я понимаю такую-то деталь (сравнение, олицетворение, эпитет…)? “Раскрасьте”, то есть добавьте из текста (или своего воображения) поясняющие слова (определения, глаголы); с чем можно сравнить то, что я себе представляю? какие ассоциации у меня вызывает то, что я себе представляю? Подберите слова, выражающие ваше отношение к изображаемому, используя: введение эпитетов (например: кровать у меня старая, зато весело скрипит); введение в канву описания самого себя, создание “я”- образа (например: я присела под ёлкой, и она мохнатой лапой закрыла меня от дождя). Создайте единый образ, то есть составьте текст (устный или письменный) на основе собранного материала.

Слайд 20

Второе правило работы с алгоритмом
 алгоритм обязательно комментируем: соотносим пункты с теми примерами, с которыми только что работали, а затем даём домашнее задание на другие примеры.

Слайд 21

Алгоритм сравнения
1. Определите объекты для сравнения. 2. Подумайте, какова цель сравнения: • лучше представить себе описания, образы…; • открыть новое, необычное, странное, интересное…; • помочь себе оценить сравниваемое; • понять авторскую позицию. 3. Выберите из текста примеры для цитирования согласно цели. 4. Выберите то, что вы будете сравнивать: внешние признаки, качественные характеристики. 5. Выполните сравнение объектов, отметив сходства и/или различия между ними. 6. Сделайте вывод(ы) о том, что удалось узнать в результате сравнения (помните о цели — п. 2).

Слайд 22

Чем сопоставление отличается от сравнения?
• сопоставление не требует систематического выделения сходств и различий; • обладает широким диапазоном аспектов; • может рассматривать явления, значительно отстоящие друг от друга во времени, пространстве, принадлежащие к разным направлениям и областям знания; • предполагает объяснение причин выявленных различий и/или сходств; • обязательно завершается выводом.

Слайд 23

Механизм осуществления сопоставления
• Выявить наиболее характерные, значимые, существенные черты, особенности рассматриваемых объектов, явлений; • проанализировать выделенные черты или особенности, определить взаимосвязь и несоответствия между ними; • сформулировать выводы, отражающие причины взаимосвязей, взаимовлияния, противоречивости событий или явлений.

Слайд 24

Алгоритмы для 5–6-х классов Алгоритм для составления пересказа 1. Прочитать текст, отмечая основные (ключевые) события, явления, лица. 2. Установить между ними причинно-следственные связи. 3. Продумать речевые связки между предложениями, эпизодами, структурирующие текст-пересказ. 4. Продумать последовательность изложения материала согласно заданию. 5. Составить текст-пересказ. Алгоритмы для 7-8-х классов Расширение алгоритма 1. Прочитать текст, отмечая основные (ключевые) события, явления, лица. 2. Составить к ним необходимые пояснения согласно заданию учителя. 3. Установить между ними причинно-следственные связи. 4. Сформулировать предполагаемый итог (обобщение, оценку). 5. Продумать речевые связки между предложениями, эпизодами, структурирующие текст-пересказ. 6. Продумать последовательность изложения материала согласно заданию. 7. Составить текст-пересказ.

Слайд 25

Комментарий — разъяснительные примечания к какому-либо тексту (Ожегов С.И. Толковый словарь). Комментарий, как и всякий научный текст, помогает размышлениям читателя, но не заменяет их (Рейсер С.А.). Комментарий излагает ход и результаты критического изучения текста и сопровождает его издание (Литературный энциклопедический словарь).

Слайд 26

Историко-культурный комментарий Дуэль. Поединок, происходящий по определённым правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесённого оскорблением. Таким образом, роль дуэли социально-знаковая... Историко-бытовой комментарий “Служив отлично-благородно”. Официальная формула бюрократического языка, употреблявшаяся при аттестации чиновников, означает: “весьма благородно”; “заслуживающим отличия образом”. Историко-литературный комментарий “И романтические розы”. Мистический средневековый символ розы... получил исключительно широкий отклик в романтической литературе... Семантический комментарий “Стушеваться”. Глагол, введённый в русский язык Ф.Достоевским в повести «Двойник» (1846). В «Дневнике писателя» Достоевский писал: “Слово стушеваться значит исчезнуть, уничтожиться, сойти, так сказать, на нет. Но уничтожиться не вдруг, не провалившись сквозь землю, с громом и треском, а, так сказать, деликатно, плавно, неприметно погрузившись в ничтожество...”

Слайд 27

1. Цели комментария: намечать связи между произведениями одного автора или одной тематики; отмечать неточности; разгадывать загадки текста; улавливать строй языка; подчёркивать и акцентировать мысли, рассуждения, сомнения автора; давать пояснения, вступать в диалог с автором. 2. Для того чтобы глубже понять текст, необходимо комментировать его на разных уровнях: объяснение простых реалий (слов, бытовых деталей, выражений); понятий, терминов; значений имён, фамилий, названий; символики (цвета, чисел…); различных ситуаций и положений (снов, дуэлей, свиданий…); топографии произведения (место действия); малозаметных на первый взгляд деталей и т.п. 3. Средства: научная лексика с привлечением цитат, аргументирующих мнение автора по поводу прочитанного текста, для чего необходимо использовать справочную литературу (словари, энциклопедии, справочники) и труды различных исследователей (литературоведов, историков, лингвистов). 4. Темы, на которые условно делятся комментарии: историко-культурная, историко-бытовая, историко-литературная, семантическая, текстологическая.

Слайд 28

Алгоритм составления комментария к тексту
1. Прочитать внимательно текст. 2. Определить тему и подтемы текста. 3. Отметить элементы текста, требующие комментария для раскрытия смысла текста. 4. Классифицировать элементы в группы согласно видам комментариев. 5. Найти в соответствующей справочной и энциклопедической литературе сведения, поясняющие смысл отмеченных в тексте элементов. 6. Собрав все сведения, выбрать способ комментирования и составить текст-комментарий: 1) комментировать слово за словом и в конце сделать обобщение: о чём говорится в тексте (фрагменте, эпизоде); 2) рассказывать об информации, содержащейся в тексте (фрагменте, эпизоде) и попутно комментировать необходимое.

Слайд 29

Требования к комментарию
1. Указать границы комментируемого фрагмента. 2. Делать ссылки на используемые словари, энциклопедии и другие источники. 3. Цитировать исходный текст. 4. Логически структурировать текст-коммен­тарий, завершив пояснения обобщением. 5. Соблюдать нормы устной и письменной речи.

Слайд 30

“Были века Трояновы, миновали года Ярославовы, были сечи Олеговы, Олега Святославича. Тот Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он в золотое стремя в граде Тмутаракани, звон тот слышал давний великий Всеволод, сын Ярославов, а Владимир всякое утро затыкал (себе) уши в Чернигове; Бориса же Вячеславича, храброго и молодого князя, похвальба на (смертный) суд привела и на Канине зелёное покрывало постлала за обиду Олегову”.
Задание: группа должна определить, какой или какие виды комментариев (тематические) она будет применять, затем, пользуясь справочной литературой, составляется комментарий к указанному эпизоду, выбирая различные способы.

Слайд 31

1. Примерный план характеристики художественного образа персонажа
Вступление. Место персонажа в системе образов произведения. Главная часть. Характеристика персонажа как определённого социального типа. 1. Социальное и материальное положение. 2. Внешний облик. 3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек: а) характер деятельности и основных жизненных устремлений; б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия). 4. Область чувств: а) тип отношения к окружающим; б) особенности внутренних переживаний. 5. Авторское отношение к персонажу. 6. Какие черты личности героя выявляются в произведении: а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику других действующих лиц; г) с помощью предыстории или биографии; д) через цепь поступков; е) в речевой характеристике; ж) через “соседство” с другими персонажами; з) через окружающую обстановку.

Слайд 32

2. План Е.А. Маймина
1. Портрет персонажа. Что прежде всего подчёркнуто в портрете? Как это его характеризует? 2. Речь героя. Каковы особенности речи и о чём они говорят? 3. Герой во взаимоотношениях с другими людьми. Кто о нём говорит и что именно? Как он относится к разным людям? 4. Герой в его поступках. Как проявляется герой в делах своих? Какие качества раскрываются в его поведении? 5. Что мы можем сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Что думает о нём автор и что хотел сказать, изображая его? Каким он представляется нам? Что мы думаем о нём? На какие мысли о жизни, о человеке он нас наводит?

Слайд 33

Алгоритм составления характеристики персонажа
1. Отметить в тексте всю информацию (детали, описания, оценки), которая относится к персонажу. 2. Выделить в этой информации важные, яркие примеры, которые можно процитировать. 3. Представить героя: 1) указать, главный он или второстепенный, назвав произведение, имя автора; 2) создать портрет героя, используя авторское описание или описание по воображению; 3) описать поступки и действия героя, отражающие особенности его характера; 4) привлечь оценки героя другими персонажами и автором; 5) заключить характеристику собственной оценкой.

Слайд 34

Вопросы и задания для повторения
1. Каким образом связаны предметные и обще­учебные навыки? 2. Выделите методические приёмы, лежащие в основе работы с алгоритмами. 3. Назовите преимущества работы с алгоритмами. 4. Чем сопоставление отличается от сравнения? 5. По какому принципу Ю.М. Лотман классифицировал виды комментариев?

Слайд 35

Текст 1
Это случилось в Индии. Однажды западный ветер принёс чёрную грозовую тучу, и бешеный ливень обрушился на землю. Но не только струи дождя лились на людей, а какие-то блестящие продолговатые предметы сыпались сверху. Вместе с дождём с неба падали рыбы, и люди, которые видели это чудо, опускались на колени. Они поднимали руки к небу и благодарили богов. Американские учёные заинтересовались этим сказочным происшествием и выяснили, что это не единичный случай. Какие силы поднимают рыб в воздух? Почему потом водяные жители падают на землю? Сильные ураганы, которые проносятся над океаном, поднимают рыб вместе с водой. Когда ураган преодолевает огромные пространства, его сила ослабевает, и поднятые им предметы падают на землю. Именно тогда из грозовых туч низвергается на землю рыбный дождь. В разных местах земного шара выпадали дожди из водорослей, лягушек, мелких камешков, а в Горьковской области однажды выпал дождь из старинных монет.

Слайд 36

Текст 2
Декларация прав ребёнка Принцип 2 Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

Слайд 37

Текст 3
Одна устрица сказала своей соседке: — Знала бы ты, какая нестерпимая боль гложет меня. Чувствую, как во мне растёт что-то тяжёлое и круглое. Прямо не знаю, куда деваться! — Хвала небесам и морю, я-то никакой боли не чувствую. Грех жаловаться — здоровье у меня отменное, — самодовольно и надменно проронила в ответ вторая устрица. В это время мимо полз краб. Заслышав разговор двух устриц, он сказал той, которая ни на что не жаловалась: — Так-то так, здоровье у тебя и впрямь отменное, но страдание, которое терпит твоя соседка, — жемчужина редкостной красоты.

Слайд 38

Правило № 1
При первом чтении любого текста ищи ответы на вопросы: • кто действует? что делает? • кто или что описывается? • где и когда происходит (-ят) действие (-я)? • каким образом происходит действие или явление?

Слайд 39

1. “Ливень обрушился”, “чудо”, “сказочное происшествие”. 2. “Специальная защита”, “наилучшее обеспечение интересов ребёнка”. 3. “Боль гложет”, “самодовольно и надменно”, “страдание — жемчужина редкостной красоты”.

Слайд 40

1. “Ливень обрушился”, “чудо”, “сказочное происшествие”. 2. “Специальная защита”, “наилучшее обеспечение интересов ребёнка”. 3. “Боль гложет”, “самодовольно и надменно”, “страдание — жемчужина редкостной красоты”.

Слайд 41

В любом тексте существуют детали, передающие подтекстовую информацию.
1. “Ливень обрушился”, “чудо”, “сказочное происшествие”. 2. “Специальная защита”, “наилучшее обеспечение интересов ребёнка”. 3. “Боль гложет”, “самодовольно и надменно”, “страдание — жемчужина редкостной красоты”.

Слайд 42

Листопад
В странах, где зима или периодически наступающие ежегодно засухи определяют перерыв в жизни растений, большинство кустарников и деревьев сбрасывают свои листья. Это явление и есть Л. Одни деревья или кусты сбрасывают листья ежегодно, облачаясь ими вновь по окончании зимы (наши деревья и кусты) или сухого времени года (баобаб, бомбаксы). Деревья или кустарники с многолетними листьями сбрасывают их постепенно, сохраняя на себе листья прошлых лет или благодаря прикрывающему их снегу (брусника), или благодаря способности с помощью своего строения выдерживать сильный мороз (ели, лиственницы) или сильную сухую жару (некоторые пальмы, мясистые растения). Деревья и кустарники жарких и сырых стран по большей части Л. не подвержены. Л. наступает для каждого растения при определённых условиях тепла и пр., но в этом отношении замечаются большие колебания. Необходимо также заметить, что деревья, подверженные Л. в своём отечестве, будучи перенесены в страны, где нет ни зимы, ни засухи, напр. бук из Европы на Канарские острова, продолжают сбрасывать свою листву с наступлением зимних месяцев. Листья опадают по большей части гладкими поверхностями в местах, называемых сочленениями (articulatio). Тут при основании опадающей части, в большинстве случаев черешка, там, где он соединён с веткою, образуется пластинка ткани, раньше остальных тканей замирающая и усыхающая; при малейшем движении образуется перерыв этой пластинки, и орган отваливается. Сравнительно мало деревьев и кустарников, у которых листья не отваливаются, а засыхают и постепенно разрушаются, таковы наши дубы (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона).

Слайд 43

Найти в тексте приметы осени, а также ответы на вопросы о причинах листопада и о том, почему листья разноцветные
В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. Шёл дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят жёлтые весёлые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. Дурак ударил по ним из обоих стволов — и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Небось, видел в лесу — есть лист жёлтый и есть лист красный. До того времени вся птица зимовала у нас. Даже журавль и тот никуда не подавался. А леса и лето, и зиму стояли в листьях, цветах и грибах. И снега не было. Не было зимы, говорю. Не было! Да на кой она ляд сдалась нам, зима, скажи на милость?! Какой с неё интерес? Убил дурак первую птицу — и загрустила земля. Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь (К Паустовский)

Слайд 44

Правило № 2
При повторном чтении обращай внимание на детали: • выдели детали в тексте; • подумай, как они связаны с фактами, которые отметил при первом чтении • соедини все полученные смысловые оттенки и определи главную мысль.

Слайд 45

Расширение Правила№1
каким было время, о котором рассказывается? как происходит событие? как описывается явление? как разворачивается сюжет? с кем нас знакомит автор? как выглядят герои? как выглядит место, где они живут?

Слайд 46

Схема видов информации (ВИ)
Чтобы выявить какой-то один вид информации, надо учитывать остальные. ФИ — факты, события, место, время, портрет героя, предыстория, эпилог ПИ — детали, художественные средства, порядок слов, монтаж предложений, интонация КИ — 1) общий замысел автора; 2) система взглядов на явления, способ их рассмотрения

Слайд 47

Слайд 48

Вопросы для повторения
1. Какие трудности возникают у читателя-ученика при соприкосновении с текстом? 2. С каких вопросов следует начинать работу с текстовой информацией? 3. Чем отличаются задачи на выявление деталей в тексте в 5-м и 6-м классах? 4. Какие виды информации выделяют в тексте? 5. Что следует учитывать в тексте, чтобы выявить какой-то один вид информации? 6. Каковы основные принципы построения читательской карты?