Презентация - Художественные средства выразительности

Художественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительностиХудожественные средства выразительности







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Художественные средства выразительности

Слайд 2

Тропы - обороты речи или слова в переносном значении. В основе тропов лежит сравнение.
Тропы помогают автору показать явление или образ ярко, неповторимо, наглядно; обогащают восприятие мира, показывают явления с новой, неожиданной стороны; отражают личностный взгляд автора на мир, помогают ощутить авторскую позицию.

Слайд 3

сравнение
ирония
метонимия
эпитет
синекдоха
литота
гипербола
перифраза
метафора
олицетворение
аллегория
символ
гротеск

Слайд 4

Сравнение: сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака.
Какие способы для создания сравнений вы находите? Река как зеркало стальное. Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждёт чего-то. (А.Чехов). Лежал закат костром багровым (А.Ахматова). Под ним струя светлей лазури (М.Лермонтов). Сводом каменным кажется небо (А.Ахматова).

Слайд 5

Какова функция сравнения в тексте?
Сравнение, сближая разные явления, помогает ощутить их глубинную, иногда совершенно неявную взаимосвязь. Образ становится более точным, рельефным, ёмким, наполняется смысловыми оттенками и полутонами.

Слайд 6

Метафора ( с греч. - перенос)
Что такое метафора? Понаблюдайте над примерами сравнения, метафоры и эпитета и попытайтесь дать определение метафоры, почувствовать ее особенность: река как зеркало (сравнение); зеркальная река (эпитет); зеркало реки (метафора). Метафора – это скрытое сравнение; перенос значения с одного предмета на другой по сходству.

Слайд 7

Метафора выявляет неповторимость авторского взгляда на мир, способность увидеть в привычном и обыденном – необычное, почувствовать взаимосвязь, казалось бы, далеких проявлений бытия, разных предметов и явлений.
О чём говорят поэты? «Медлительнее снежный улей»; «Осколки звёзд на землю падают»; «Морозное дыхание зимы»; «К белым звёздочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплёт». «А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод».

Слайд 8

метафора позволяет сделать художественный образ наиболее выразительным, резко индивидуальным, помогает нам «увидеть», представить его
Что вы видите, читая эти строки? В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. (С.Есенин); Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова);

Слайд 9

метафора помогает почувствовать состояние героя, его душевный настрой
В каком душевном состоянии находится лирический герой? Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил, Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил. (С.Есенин)

Слайд 10

Аллегория: иносказание, отражение отвлеченного понятия через конкретный образ.
Всмотритесь в аллегорические скульптурные образы и подумайте – для чего необходимо отвлеченное понятие отражать через конкретный образ?
В основе самого крупного петергофского фонтана – «Самсон, разрывающий пасть льва» - миф о герое ветхозаветных преданий силаче Самсоне. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы. Образ Самсона олицетворял Петра Первого и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых изображен лев.

Слайд 11

Скульптурное убранство башни Адмиралтейства включает в себя композицию «Нимфы, несущие земную сферу»: скульптуры олицетворяют четыре времени года, четыре стихии, четыре главных направления ветра.

Слайд 12

Проверьте себя:
Абстрактное, отвлеченное понятие, получая выражение в конкретной образной форме, становится зримым, понятным, обнаруживается его внутренняя сущность.

Слайд 13

символ
Многозначный образ, связующий собой разные планы воспроизводимой действительности на основе их существенной общности.

Слайд 14

Символ предполагает множественность толкований, расширяет ассоциативный план высказывания, тем самым обогащая его содержание.
Что может символизировать образ моря, созданный Иваном Айвазовским?

Слайд 15

Метонимия (с греч. - переименование) - перенос значения по смежности явлений
выпить бокал вина (с содержимого на содержащее); эй, шляпа, остановитесь (с человека на его одежду); собрался весь Эльзас (с жителей на населенный пункт); прочитал всего Шекспира; поздний Блок; ранний Есенин (с произведения на имя автора).

Слайд 16

Для какой цели используется метонимия?
Цель метонимии – выделить основное, наиболее важное в данном случае и представить выделенное в яркой, предметно ощутимой форме.

Слайд 17

Синекдоха (с греческого «соотнесение»)
Что с чем соотносится и по какому принципу? И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов); Швед, русский колет, рубит, режет (М.Лермонтов). Вся армия соотносится с одним солдатом, ее представителем; множественное число обозначается через единственное; Все флаги в гости будут к нам (А.Пушкин) страна как целое обозначается через ее государственный флаг; Усилить бой бестрепетных сердец (А.Фет) человек соотносится с его сердцем, что в данном случае является для поэта главным, самым существенным признаком человека.

Слайд 18

Синекдоха – это…
Частный случай метонимии: перенос значения с целого на его часть, с множественного числа – на единственное. Так же, как и метонимия, выделяет существенное, значимое для автора, создает яркий образ

Слайд 19

Повторим:
Как связаны между собой: В чем отличие:
метафора
метонимия
символ
аллегория
синекдоха

Слайд 20

олицетворение
Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.

Слайд 21

Мы знаем, как удивительны олицетворения в русской литературе. Они отражают не только яркость художественного образа, но и определенное мировосприятие поэта, его взгляд на мир.
Ощутите это мировосприятие в стихотворных текстах С.Есенина: как осмысливается поэтом взаимосвязь человека и природы? О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жуёт пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадётся мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру.

Слайд 22

Олицетворение помогает ощутить одухотворенность окружающего мира, взаимосвязь человека и природы, тонкую грань между живым и неживым, выявляя условность самого понятия «неживое».
Всмотритесь в жизнь природы на этих картинах и сформулируйте одну фразу, которая бы обнаружила функциональность олицетворения:

Слайд 23

гипербола
Преувеличение: Усиливает существенные, значимые свойства, признаки явления, предмета или действия.

Слайд 24

Для каких целей используется гипербола в следующих примерах?
Сидит милый на крыльце С выраженьем на лице, А у милого лицо Занимает всё крыльцо. в сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский).

Слайд 25

гротеск
Сильное преувеличение, выводящее изображаемое в область фантастики, условности. Фантастическое преувеличение значимого для автора признака или явления помогает показать его сущность, иногда скрытую от поверхностного взгляда.

Слайд 26

литота
Приуменьшение: талии никак не толще бутылочной шейки (Гоголь). Литота помогает создать зримый, запоминающийся образ, передать авторское отношение или чувство.

Слайд 27

Как вы думаете, почему на нашей схеме мы оформили взаимосвязь этих тропов именно так:
сравнение
литота
гипербола
гротеск

Слайд 28

перифраза (перифраз)
Описательное выражение; замена однословного названия описательным оборотом: Это был не просто орел – к этому гордому и немного надменному созданию как нельзя лучше подходило определение «царь птиц»; Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. (М.Лермонтов)

Слайд 29

Какому образу осени на картинах И.Левитана соответствует перифраза: унылая пора, очей очарованье (А.Пушкин)?

Слайд 30

Для чего используется перифраза?
Какова функция перифразы в этом тексте? На крыльцо выскочило милейшее создание – маленький щенок болонки с черными глазками и смешным хвостиком, никогда не знавшим покоя. Как тут же выяснилось, это «милейшее создание» сгрызло за неделю любимые туфли хозяина и прихватило гостевые тапки. Перифраза выявляет авторское отношение к изображаемому; создает яркий, неповторимый образ; указывает на существенные в данном случае, важные для автора свойства, качества, признаки.

Слайд 31

Ирония (с греческого «притворство»)
Прочитайте эти примеры и скажите, почему ирония – это «притворство»? отколе, умная, бредешь ты, голова («умная голова» – обращение к ослу в басне Крылова). «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего» (Н.Гоголь).

Слайд 32

Что такое ирония и для чего она служит?
Употребление слова или высказывания в смысле, обратном буквальному. Ирония подчеркивает авторскую насмешку, выявляет скрытую дисгармонию, алогичность явления. Высшая степень проявления иронии – сарказм – насмешка едкая, горькая, выявляющая авторское неприятие.

Слайд 33

эпитет - художественное определение, создающее запоминающийся, яркий образ, обнаруживающий неповторимость авторского взгляда на мир.
Подберите эпитеты к слову «река», отражающие неповторимость живописного образа на каждой картине:

Слайд 34

Эпитет придает выражению образность и эмоциональность
Найдите эпитеты в тексте и аргументируйте свой выбор: Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. По всему саду раздаются голоса и скрип телег. (И.Бунин)

Слайд 35

Повторим: прокомментируйте обобщающую схему тропов, но сначала постарайтесь ее припомнить
тропы

Слайд 36

Фигуры - особые формы синтаксических конструкций, построенные на особых сочетаниях слов
Фигуры усиливают воздействие речи на читателя; подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями; придают тексту наглядность, эмоциональность; выделяют наиболее важное в содержании.

Слайд 37

эпифора
параллелизм
анафора
умолчание
эллипсис
инверсия
оксюморон
антитеза
риторический вопрос
риторическое восклицание
риторическое обращение
повтор
многосоюзие
Сочетания слов, основанные на повторе
повышение эмоцио- нальности, прив- лечение внимания
Сочетания слов, основанные на соотношении значений
градация
бессоюзие
парцелляция
ряды однород- ных членов

Слайд 38

Сочетания слов, основанные на повторе

Слайд 39

повтор (лексический повтор)
Значимый повтор одного слова или словосочетания на протяжении строки или соседних строк: Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней. (Ф.Тютчев) Повтор подчеркивает значимое для автора слово, заставляя читателя вдуматься в его смысловое наполнение; создает ритм, «пульсацию» строки.

Слайд 40

Одинаковы ли функции повтора в художественном и публицистическом текстах?
Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. (Б.Пастернак)
Для каждого человека его время есть загадка, туманность, хаотичное сцепление случайных событий, в которых лишь угадывается закономерность, а история дарует нам возможность, открыв что-то в прошлом, выстроив события в логическую цепь, в случайном увидеть закономерное, в частном – проявление общего, в отдельном – его связь с целым. Исторический процесс предстает именно процессом, имеющим начало в прошлом и продолжение в настоящем.

Слайд 41

анафора
Единоначатие; повторение слов или словосочетаний в начале предложений (строк): Август – астры, Август – звёзды, Август – грозди Винограда и рябины Ржавой – август. (М.Цветаева).

Слайд 42

Что анафора помогает нам понять в чувстве лирического героя А.Фета?
Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих клёнов шатёр. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор.

Слайд 43

Для чего служит анафора?
Анафора создает особую мелодию строки, подчеркивает, вновь и вновь называя в начале предложений, нечто значимое для автора.

Слайд 44

эпифора
Повторение слов или словосочетаний в конце предложений (строк): Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь) Эпифора так же, как анафора, создает мелодию строки, обнаруживает особое смысловое наполнение повторяющихся слов.

Слайд 45

параллелизм (синтаксический параллелизм)
В чем своеобразие построения следующих строк? В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. (А.Ахматова «Родная Земля»)

Слайд 46

Параллелизм – это… Продолжите фразу.
Одинаковое синтаксическое построение смежных фраз, параллельное расположение в них сходных членов предложения. Параллелизм служит ритмико-интонационной организации строки, выявляет взаимосвязь явлений.

Слайд 47

многосоюзие
Значимое, намеренное повторение союзов в одном предложении: И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. (А.Пушкин) Повторяющиеся союзы либо связывают явления, выявляя их родственность, равновеликость, либо разделяют, дробят, подчеркивая выборочность, единственность.

Слайд 48

бессоюзие
Бессоюзие подчеркивает обособленность отдельных слов, фраз, а значит, и явлений, однако эта обособленность всё же означает их внутреннюю связь, взаимообусловленность. Всё это – грани чего-то единого. О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. (А.Блок)

Слайд 49

ряды однородных членов
Значимое для создания образа или выражения авторской мысли употребление однородных членов. Ряды однородных членов помогают передать полноту, детальность изображаемого мира (если однородными оказываются подлежащие или дополнения); его динамику (при однородных сказуемых), многогранность (при однородных определениях).

Слайд 50

Почему для выражения своей мысли Исааку Левитану оказались необходимы ряды однородных членов?
Посмотрите на лучшие картины Саврасова, например, «Грачи прилетели». Какой ее сюжет? Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, – и только! Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу.

Слайд 51

Сочетания слов, основанные на соотношении значений

Слайд 52

Антитеза – контраст, противопоставление
Два поэта – два стихотворных отрывка – два разных случая использования антитезы. В чем сходство и различия функции этой фигуры? Кто создан из камня, кто создан из глины –А я серебрюсь и сверкаю. (М.Цветаева) Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! (А.Некрасов)

Слайд 53

Сделаем вывод о функциональности антитезы:
Антитеза придает высказыванию особую внутреннюю энергию, подчеркивает неслиянность, несоответствие предметов или явлений, тем самым обнаруживая в этом противопоставлении их уникальность, неповторимость. Однако может использоваться и для того, чтобы обнаружить внутреннюю противоречивость целостного явления.

Слайд 54

Оксюморон – соединение в одном словосочетании несоединимого
Зачем оказывается необходимым соединить несоединимое? Какой образ создается благодаря оксюморону? снежный огонь (А.Блок) грустная радость (С.Есенин) Оксюморон подчеркивает необычность авторского видения, обнаруживает внутреннюю пластичность явления, способного сочетать взаимоисключающие признаки.

Слайд 55

градация
Расположение слов по возрастающей (или убывающей) значимости: Не жалею, не зову, не плачу… (С.Есенин) Усиливает различные оттенки одного чувства, все более и более повышает эмоциональность и внутреннюю экспрессию высказывания.

Слайд 56

умолчание (фигура умолчания) - внезапно оборванное высказывание
Понаблюдайте над текстами и предположите, что может быть скрыто за этим «красноречивым» многоточием? Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё – равно, и всё – едино. Но если по дороге куст Встает, особенно – рябина… (М.Цветаева)
Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже. На тебя она страшно похожа. Может, думает обо мне… (С.Есенин)

Слайд 57

Для чего используется фигура умолчания?
Умолчание предоставляет читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно оборванном высказывании, ощутить авторское отношение к изображенному, авторские чувства.

Слайд 58

парцелляция
Понаблюдайте над текстом и скажите, что такое парцелляция и какова ее функция? Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. До сущности протекших дней, до их причины. До оснований, до корней, до сердцевины. (Б.Пастернак)

Слайд 59

Проверьте себя:
Парцелляция – выделение из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного неполного предложения. Постановка точки там, где ее быть не должно. Разрыв предложения точкой, которая выносит определенные члены предложения в новое предложение. Парцелляция, разделяя то, что в обычной речи разделению не подлежит, сбивает инерцию читательского восприятия, заставляет вдуматься в каждое звено в отдельности, осознать его глубинный смысл и «самость».

Слайд 60

эллипсис
Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения: Загляну я в неба очи – звёзды, Загляну тебе я в очи – звёзды. (В.Курдюмов) Посреди комнаты – огромная изразцовая печка, На каждом изразце – картинка, А в единственном окне – снег, снег, снег. (М.Цветаева) Эллипсис привносит особую экспрессию, внутреннюю энергию, динамичность; разорванная, укороченная строка создает ощущение пульсации авторского чувства.

Слайд 61

инверсия
Обратный порядок слов: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (сказуемое +подлежащее); на закат ты розовый похожа (определяемое слово+определение). Инверсия всегда переносит интонационное и смысловое ударение, подчеркивая то слово, которое для автора оказывается наиболее важным.

Слайд 62

Фигуры, повышающие эмоциональность высказывания, привлекающие внимание читателя к определенным частям текста

Слайд 63

риторический вопрос
Вопрос, задающийся с целью привлечения внимания слушателя и зачастую не предполагающий ответа. Чему служит риторический вопрос в художественном тексте? Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи… (И.Тургенев)

Слайд 64

Для чего используется риторический вопрос в публицистическом тексте?
Понаблюдайте над текстом:

Слайд 65

Вправе ли мы назвать историю только наукой? Быть может, история – это нечто большее?

Слайд 66

Время бесконечно. Оно бесконечно не только в глубинах будущего, но и в глубинах прошлого, куда пытается заглянуть история. Бесконечность прошлого увлекает, поражает, притягивает к себе как Великая Тайна, которую вряд ли возможно разгадать до конца. Прошлое, как египетский Сфинкс, обращает к нам взор таинственный и молчаливый, пугающий и манящий. Кто может заставить этого Сфинкса заговорить?

Слайд 67

Именно история способна если не разгадать полностью, то хотя бы приблизиться к разгадке этой Великой Тайны прошлого; именно благодаря истории прошедшие века обретают свои контуры, превращаются из темного хаоса в гармонизированный Космос, в котором рождаются и гибнут цивилизации, сталкиваются интересы и чувства, обретают величие и низвергаются в прах империи.

Слайд 68

Как удается истории остановить время? История улавливает и воссоздает прошлое по немногим «знакам», которые оно оставляет нам: по документам и семейным архивам, клочкам пергаментов и книжных фолиантов. И лишь историк за этими мертвыми «знаками» способен увидеть само время – время поэтов, титанов и мудрецов. И как тут не позавидовать этой высокой, трудной и счастливой доле? Ведь историк – это всегда первооткрыватель: подобно мореплавателям прошлого, историки открывают и дарят миру новые материки – материки времени. Вероятно, Генрих Шлиман, открывший в 1870 году Трою, ощущал то же, что Магеллан или Колумб, Белинсгаузен или Крузенштерн.

Слайд 69

Каковы функции риторического вопроса?
Риторический вопрос служит для выявления логики высказывания, является средством связи разных мыслей, обнаруживает логику авторского размышления, привлекает внимание читателя, словно приглашая его задуматься над очень важной для автора проблемой.

Слайд 70

риторическое восклицание
Фигура, повышающая эмоциональный уровень речи: Да здравствует солнце, Да скроется тьма! (А.Пушкин) А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! (И.Тургенев) Риторическое восклицание придает большую энергетику высказыванию автора, усиливает выражение его чувств, их воздействие на читателя.

Слайд 71

риторическое обращение
Подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо. О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! (А.Фет) Выражает авторское отношение, привлекает внимание. Возможность отзыва того, к кому обращаются, не предполагается.

Слайд 72

Вспомните систему фигур, объясните их взаимосвязи
фигуры