Презентация - СП с разными видами связи

СП с разными видами связиСП с разными видами связиСП с разными видами связиСП с разными видами связиСП с разными видами связиСП с разными видами связиСП с разными видами связиСП с разными видами связиСП с разными видами связиСП с разными видами связиСП с разными видами связиСП с разными видами связиСП с разными видами связи







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.
Урок русского языка, 9 класс

Слайд 2

Цели:
актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.

Слайд 3

Беседа по вопросам.
1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями? 2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения? 3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях. 4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях? Приведите примеры.

Слайд 4

Задание 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания в них, составить схемы
1) Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати. 2) Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке. 3) Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода. 4) Была в его лице особенность: резко выделенный желобок на верхней губе переходил и на нижнюю и заканчивался кривой ямкой на подбородке – получалось, что нижняя часть лица как бы перечеркнута этой отчетливой вертикалью.

Слайд 5

Задание 2. Записать предложения и графически объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.
1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы.
[
[
]
]

Слайд 6

Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.
2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт , старички уже сидели за столиком и пили кофе .
(
(
)
)
когда?
когда?
[
]

Слайд 7

Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.
3) Это было в ту пору , когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости .
(
(
)
)
[
]

Слайд 8

Задание 3. Сопоставьте предложения, сделайте вывод.
1. Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. – Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. 2. К вечеру похолодало и мы заторопились домой. – Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.
Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.

Слайд 9

Сопоставьте предложения, сделайте вывод
3. С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. -С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. 4. Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. -Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.
Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

Слайд 10

Задание 4. Придумать и записать предложение по схеме:
(что…), [ ] : [ ].

Слайд 11

Задание . Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу. Составьте схемы предложений.
1. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней … 2. Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …

Слайд 12

Объяснительный диктант.
Хотя подавляющее большинство убитых в этот день людей были совершенно немощные старики, дети, женщины с младенцами на руках, эсэсовцы, все же боясь их сопротивления, организовали убийство таким образом, что на месте казни всегда было больше палачей с автоматами, чем безоружных жертв. Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза.

Слайд 13

Домашнее задание.
§ 37-38, упр. 216