Презентация - Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)

Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

К ОГЭ и ЕГЭ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Слайд 2

Грамматика
Традиционно морфология и синтаксис объединяются, составляя два относительно самостоятельных раздела, в более общую лингвистическую науку — грамматику (от греч. gramma — письменный знак) — раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.  

Слайд 3

Грамматика
Отдельно взятое слово выражает смысл явлений окружающей нас жизни. Но люди общаются друг с другом, создавая высказывания. В них слова связаны не только по смыслу, но и по форме. Благодаря способности слов изменять грамматическую форму они объединяются между собой в предложения, и мы можем общаться друг с другом.

Слайд 4

Грамматические нормы регулируют выбор вариантов образования форм слова и построение словосочетаний и предложений.

Слайд 5

К грамматическим нормам относятся
морфологические нормы
синтаксические нормы
Морфологические нормы регулируют выбор вариантов морфологической формы слова при его соединении с другими словами: много дел (а не делов), офицеры, инженеры (а не офицера, инженера).
Синтаксические нормы регулируют выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений.

Слайд 6

Морфологические нормы
Каждая часть речи имеет свои слабые участки морфологической вариантности.

Слайд 7

В Р.п. ед.ч. варьируются окончания -у (разговори.) и -а (книжн.): винограду — винограда. Окончание -у сохраняют вещественные сущ. при образовании части целого: кружка квасу, кусок сыру; 2) некоторые собирательные и отвлечённые существительные: много народу, мало жару; 3) в устойчивых сочетаниях: не зная броду, не суйся в воду; не подавал виду; без году неделя; с пылу с жару; что есть духу; не давать спуску; ни шагу назад; смеяться до упаду и др. При этом прочнее сохраняются формы с -у в словах из одного и двух слогов {воску, сахару, творогу и др.). если слогов больше, то употребляются формы с -а (шоколада, нафталина).
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Слайд 8

2. В Им.п. мн.ч. существует трудность выбора окончаний -а(-я) или -ы(-и). 1) С ударяемым окончанием -а(-я) употребляются: директора, инспектора, доктора, профессора, фельдшера, сторожа, веера, катера, клевера, корма, кузова, невода, короба, отпуска, паспорта, стога, флигеля, хлева, шомпола, штабеля, штемпеля, якоря, ястреба; 2) с неударяемым окончанием -ы(-и) употребляются: инженеры, шофёры, бухгалтеры, редакторы, корректоры, конюхи, лекари, лекторы, клапаны, тракторы, договоры, приговоры, выборы, порты, почерки, прииски, фронты, цехи; 3) равноправные варианты имеют слова: слесаря и слесари, пекаря и пекари, тома и томы; 4) различаются по смыслу формы: корпуса (войсковые соединения) — корпусы (туловища), образа (иконы) — образы (литературно-художественные), повода (поводья) — поводы (побуждения), пояса (часть одежды) — поясы (часовые), учителя (преподаватели) — учители (идейные), соболя (меха) — соболи (животные) и др.

Слайд 9

3. В Р.п. мн.ч. употребляются следующие формы существительных : 1) слова м.р.:
С нулевым окончанием С окончанием -ов (-ев)
— без ботинок, валенок, погон, чулок; — среди армян, грузин, осетин, башкир, бурят, румын, татар, туркмен, турок, цыган; — несколько ампер, ватт, вольт; — отряд солдат, партизан, гренадер, гусар, драгун, кирасир, улан — без носков, апельсинов, баклажанов, гектаров, мандаринов, помидоров, рельсов, томатов, комментариев; — среди калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов; — граммов, килограммов; — минёров, сапёров
2) слова ж.р.:
С нулевым окончанием С окончанием -ей
Барж, басен, вафель, домен, кочерег, оглобель, свадеб, простынь, яблонь, игра не стоит свеч Долей, кеглей, пригоршней, саклей, свечей

Слайд 10

3) слова с.р.: верховьев, низовьев, устьев, платьев, захолустий, побережий, коленей, снадобий, древков, яблок, личиков, остриев, болотцев, копытцев, кружевцев, блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец', 4) слова, не имеющие ед.ч.:
С нулевым окончанием С окончанием -ов(-ев) С окончанием -ей
нападок, потёмок, сумерек, брызг, дрязг, жабер, именин, макарон, каникул, панталон, шаровар заморозков, лохмотьев, помоев, консервов, подмостков, алиментов будней, граблей, яслей, гуслей, ходулей, россказней
5. Сложность в определении рода представляют имена существительные с невыраженными морфологическими показателями: на -ль (тюль, толь, выхухоль и др.) и несклоняемые сущ. (пенальти, цунами и др.). Иноязычные несклоняемые слова, как правило, относятся к ср.р.: широкое шоссе, вкусное пюре. Но: седьмая авеню, свежая кольраби, салями, фейхоа, влажный сирокко, чёрный кофе. Чаще отклонение от правила вызвано родо-видовыми смысловыми отношениями: авеню — улица.

Слайд 11

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. Краткие формы ед.ч. м.р. в прилагательных на -ный оканчиваются на -ен, если предпоследний звук основы полного прилагательного — согласный: любезный — любезен, идейный — идеен, складный — складен и др. В этом случае других вариантов нет.

Слайд 12

Вызывает сложности образование краткой формы прилагательных на -нный: нравственный — нравственен, нравствен. В этом случае предпочтителен первый вариант.

Слайд 13

Форму на -ен (а не -енн) имеют прилагательные:
бессмысленный — бессмыслен
бедственный — бедствен
бездейственный — бездействен
беспочвенный — беспочвен
бесчисленный — бесчислен
величественный — величествен
воинственный — воинствен
двусмысленный — двусмыслен
злокачественный — злокачествен
искусственный — искусствен
легкомысленный — легкомыслен
многочисленный — многочислен
невежественный — невежествен
посредственный — посредствен
соответственный — соответствен

Слайд 14

2. Сложность представляет образование и употребление форм сравнительной степени прил.:
1) при образовании сложной формы сравнительной степени имени прилагательного используются слова «более», «менее» + начальная форма прилагательного: более привлекательный, менее интересный. Не употребляются формы «более лучший», «более худший» и т.п., поскольку второе слово само по себе уже выражают значение сравнительной степени; 2) в русском литературном языке приняты следующие формы сравнительной степени имён прилагательных: бойкий — бойче, звонкий — звонче, ловкий — ловче, сладкий — слаще, хлёсткий — хлестче; 3) при сравнительной степени (более светлый) должен быть указан предмет сравнения (более светлый, чем...) или следует добавить усилительное слово ещё.

Слайд 15

Источники
Симакова Елена Святославовна. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9-й кл. / Е.С. Симакова. — Москва : ACT : Астрель, 2015. — 350, [2] с. — (Государственная итоговая аттестация). Стр. 295-297 Русский язык и культура речи: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М, 2009. - 240 с.