Презентация - Ориентирование

ОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентированиеОриентирование







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ОРИЕНТИРОВАНИЕ – умение определять на местности стороны горизонта по компасу, Солнцу, Луне, звёздам и местным признакам.
Учебно-методический комплекс
Автор: В.Н. Дружков, преподаватель ОБЖ МОСШ № 8
г. Нижневартовск 2010 г.

Слайд 2

Цели урока: Обучающие: создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту; формировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте. Развивающие: создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей; продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи; создать условия для развития творческих способностей. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности; способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

Слайд 3

Изучаемые вопросы:
1. Компас. Назначение. Устройство.
2. Азимут.
3. Движение по азимуту с использованием компаса.
4. Ориентирование по Солнцу и часам.
5. Ориентирование по Полярной звезде.
6. Ориентирование по Луне.
7. Ориентирование по местным предметам.

Слайд 4

Компас
Ко́мпас (в профессиональной речи моряков: компа́с) — устройство, облегчающее ориентирование на местности. Предположительно, компас был изобретён в Китае при династии Сун и использовался для указания направления движения по пустыням. В Европе изобретение компаса относят к XII—XIII вв., однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. Принцип действия Принцип действия основан на взаимодействии поля постоянных магнитов компаса с горизонтальной составляющей магнитного поля Земли. Свободно вращающаяся магнитная стрелка поворачивается вокруг оси, располагаясь вдоль силовых линий магнитного поля. Таким образом, стрелка всегда указывает одним из концов в направлении линии магнитного поля, которая идет к Северному магнитному полюсу.

Слайд 5

Виды компасов и магнитной стрелки

Слайд 6

Шкала компаса. Устройство.
Север («С»; «N») - 00
Юг («Ю»; «S») - 1800
Восток («В»; «О»; «Е») - 900
Запад («З»; «W») - 2700
36 00

Слайд 7

Движение по азимуту
Азимут (геодезия) — угол между направлением на север и направлением на какой-либо удалённый предмет; отсчитывается по ходу часовой стрелки. (обозначается «Аз» или «Az») 

Слайд 8

Чтобы определить азимут на местности, надо: 1. стать лицом в направлении предмета, на который требуется определить азимут; 2. ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса (т.е. совместить стрелку с направлением на север); 3. вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление; 4. против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута. Выполняется практическая работа в классе

Слайд 9

Работа по определению азимута (закрепление материала).
Определить азимут на: завод ЛЭП дорогу дерево

Слайд 10

Графическое определение азимута (примеры решения задач)
Пример 1. Указать направление по азимуту 315 градусов при соответствующем положении стрелки компаса
Решение: 1. Определяем стороны горизонта
N
W
O
3150
2. От направления на север по часовой стрелке откладываем Аз.= 3150

Слайд 11

При определении азимута на объект поступают аналогично: Определяем стороны горизонта; Обозначаем направление на объект: При помощи транспортира измеряем угол между направлением на север и направлением на объект. Фиксируем результат.
Пример 2.
N
O
W
Ответ: А= 2250
3150

Слайд 12

Определение сторон света. Самодельный компас.
Компас сломан или разбит. Для изготовления компаса используется готовая стрелка, установленная на любую неметаллическую ось (спичка, заточенная ветка, рыбья кость ….)

Слайд 13

Определение сторон света. Самодельный компас.
2. Компас из иголки (сталистой проволоки, скрепки, куска консервной банки и т.п.)
Намагничивание предмета можно выполнить: от любого магнита (динамики громкоговорителей…); натиранием о волосы; пропусканием постоянного тока через намотанную проволоку («-» - N). Для ориентации стрелки необходимо провести дополнительное определение сторон горизонта, например – Солнце, Луна, Полярная звезда, местные предметы.

Слайд 14

Ориентирование по Солнцу и часам

Слайд 15

Местное время 13 часов 26 минут
Определить направление на север, юг, восток и запад

Слайд 16

1. Направить часовую стрелку на Солнце

Слайд 17

2. Выделить угол между часовой стрелкой и цифрой «12» (зимой) или цифрой «13» (летом)

Слайд 18

3. Полученный угол поделить пополам

Слайд 19

«N»
4. Продолжить линию деления в противоположную сторону от центра часов – это направление на север («С»; «N»)

Слайд 20

«O» «Е»
«W»
«S»
«N»
5. Определяем остальные стороны горизонта

Слайд 21

Примеры (летнее время)

Слайд 22

«O» «Е»
«S»
Ориентирование по Полярной звезде
Полярная звезда всегда на севере
Пример
«N»
«W»

Слайд 23

«Полная» Луна (c 23.00 до 03.00) всегда на юге; «Молодая» («рождающаяся») Луна (c 23.00 до 03.00) всегда на западе; «Старая» («убывающая») Луна (c 23.00 до 03.00) всегда на востоке.
Ориентирование по Луне
«S»
«W»
«O» «Е»

Слайд 24

Ориентирование по местным предметам

Слайд 25

Крона деревьев с южной стороны гуще…
(?)
Обманчивое скопление ветвей…
Равномерное освещение..
Крона гуще там, где больше света…

Слайд 26

Поэтому наиболее точной является следующая фраза:
Крона одиночно стоящих деревьев и защищенных от ветра со всех сторон с южной стороны гуще.
Крона одиночно стоящих деревьев и защищенных от ветра со всех сторон с южной стороны гуще.

Слайд 27

Ориентирование по пням
Учитываем вышесказанное про ориентирование по кронам деревьев

Слайд 28

Годовые кольца на пнях с южной стороны шире; Южная сторона пня разрушается быстрее.

Слайд 29

Валуны
1. С северной стороны у валунов всегда более густая растительность
А также: Северная сторона валуна более холодная; Возможно скопление влаги; Можно обнаружить червей.

Слайд 30

Мхи и лишайники
Всегда растут на северной стороне предметов
(если нет сплошного затенения)

Слайд 31

Ориентирование по коре деревьев
Кора деревьев с северной сторона намного темнее

Слайд 32

Ориентирование по коре деревьев
У хвойных деревьев с северной стороны кора более сжатая, а на южной стороне выступает смола. В пасмурную погоду северная сторона хвойных деревьев более темная

Слайд 33

Плоды и ягоды созревают быстрее с южной стороны

Слайд 34

На южной стороне оврагов деревья имеют большую высоту, либо растительность отсутствует полностью
Северная сторона оврагов как правило имеет густой травяной покров и развитые кустарники
Ориентирование по оврагам

Слайд 35

Ориентирование по грибам
Грибы растут преимущественно к северу от ближайших преград или на северной стороне склонов

Слайд 36

Муравейники располагаются к югу от ближайших преград
Южная сторона муравейников всегда более пологая

Слайд 37

Слайд 38

Ориентирование по квартальным столбам

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Снег начинает таять с южной стороны

Слайд 42

Слайд 43

Выход к людям подскажет:
1. Река или ручей…
…если двигаться по течению реки или ручья обязательно попадете к людям…
2. …тропинка или дорога…

Слайд 44

Правило «стрелки»

Слайд 45

Ну что!? Проверим знания!?
Начали!

Слайд 46

На рисунке видно грозу. А где (укажите азимут) вспыхнула молния???
Правильный ответ:
____________________________________
На западе (ориентиром является пень)

Слайд 47

Вопрос 2
Куда (укажите азимут) показывает рукой девочка?
Правильный ответ:
На юг - ориентир крона сосны и грибы

Слайд 48

3 вопрос
Помогите сориентироваться…
Правильный ответ:
1. По коре и кроне…- можно, но только днем…
2. «Стареющая» Луна – всегда ночью на востоке…

Слайд 49

Вопрос: А куда идет мальчик – в лес или домой?
Ответ: Домой (правило стрелки).
Вопрос: Куда ведет тропинка (азимут)?
Ответ: На восток (гриб).

Слайд 50

Вопрос. Какой дует ветер?
Ответ: Южный («Стареющая Луна»).

Слайд 51

Определите стороны горизонта…
Ответ: В полдень (часы) Солнце всегда на юге; Тень всегда указывает на север.
Обратите внимание! ЛЭП прокладываются с севера на юг (с востока на запад).

Слайд 52

ЛЮБИМЫЙ ВОПРОС
1. простой. Где можно встретить людей?
Ответ. Справа (см. следы).
2. сложный. Это утро или вечер? (ответ обосновать).
Ответ. Утро (гриб на севере от препятствия)…
3. Очень простой. Трактор приехал или уехал?
Ответ. Уехал, т.к. следы на твердом покрытии видны после грязи…(посевная или уборочная идут круглосуточно).

Слайд 53

Вопрос - загадка
Вы не рыбак. Посмотрите на картинку и определите где север.
ОТВЕТ. Определиться можно только по кувшинке (распускается утром), значит Солнце всходит – север за спиной мальчика!!!

Слайд 54

ВСЕ!!!
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!
ТЕПЕРЬ ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ!