Презентация - Материалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного года

Материалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного годаМатериалы к итоговому сочинению (изложению) 2016/17 учебного года






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

07.12.2016
Итоговое сочинение (изложение) 2016/17 учебного года
Либерцова Валентина Васильевна, учитель высшей категории

Слайд 2

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):
«Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда»

Слайд 3

1. «Разум и чувство».
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Слайд 4

2. «Честь и бесчестие».
 В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Слайд 5

3. «Победа и поражение».
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Слайд 6

4. «Опыт и ошибки».
 В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Слайд 7

5. «Дружба и вражда».
 Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Слайд 8

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
соответствие открытым тематическим направлениям; обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения); обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации); нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке); соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.); ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

Слайд 9

Приложение 5. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Слайд 10

К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения» Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания

Слайд 11

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Слайд 12

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:
«Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность».

Слайд 13

Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).

Слайд 14

Задание на дом
Записать списки прочитанных произведений по направлениям

Слайд 15

Списки литературы по направлениям
1. Разум и чувство  — И.С. Тургенев «Отцы и дети» — И.А. Бунин «Чистый понедельник», Тёмные аллеи», «Натали» — А.М. Горький «Старуха Изергиль» — Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»  - А. Н. Островский. «Гроза» - А.И.Куприн. «Гранатовый браслет», «Олеся»

Слайд 16

2. Честь и бесчестие 
— А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»  — Джек Лондон «Белый клык» — Л.Н. Толстой «Война и мир»  — В.В. Быков «Сотников»  О. Павлов. «Конец века» М. Булгаков. «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» В. Распутин. «Уроки французского», «Пожар», «Женский разговор», «Дочь Ивана, мать Ивана», «В ту сторону» А. Солженицын. «Матрёнин двор»

Слайд 17

3. Победа и поражение 
— Э. Хемингуэй «Старик и море»,  — Б.Л. Васильев «В списках не значился»,  — Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,  — В.П. Астафьев «Царь-рыба»  - М. Шолохов. «Судьба человека»

Слайд 18

4. Опыт и ошибки 
— Джек Лондон «Мартин Иден»,  — А.П. Чехов «Ионыч»,  — М.А. Шолохов «Тихий Дон»,  — Генри Марш «Не навреди» 

Слайд 19

— М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,  — Э.М. Ремарк «Три товарища»,  — Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,  — В.А. Каверин «Два капитана»

Слайд 20

Ресурсы
 https://neznaika.pro/text.html 

Слайд 21

Что важнее для развития личности: разум или чувства? Как определить границы чести и бесчестия? Самая трудная и радостная победа – это победа над собой. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.