Презентация - Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)

Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)Итоговое сочинение 3 2016-2017 (что нас ждёт в новом учебном году?)









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Итоговое сочинение 3 2016 – 2017
что нас ждёт в новом учебном году?

Слайд 2

Для чего нам сочинение-итог?
Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Слайд 3

Мнение филолога-практика С.В. Волкова
Итоговое сочинение будет во благо только в том случае, если мы позволим детям уйти от шаблона. ЕГЭ по русскому привел к тому, что сложился жесткий шаблон для любого письменного высказывания: формулируем проблему, комментируем ее, соглашаемся с автором, даем два аргумента. Как только ученик начинает писать, у него уже автоматически получается текст ЕГЭ. Но способов выразить мысль намного больше. Нужно, чтобы дети писали по-разному и о разном, в разных жанрах и стилях.

Слайд 4

Секреты… секреты…
Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.

Слайд 5

Как оценивается сочинение?
Сочинение оценивается по пяти критериям: - Соответствие теме; - Аргументация с привлечением литературного материала; - Композиция; - Качество речи; - Грамотность.

Слайд 6

Тематические направления (блоки) 2015 – 2016 года
- «Год литературы в России» - «Время» - «Дом» - «Любовь» - «Путь» опубликованы 29 августа 2015 года на официальном сайте Минобрнауки России

Слайд 7

БЛОК «ГОД ЛИТЕРАТУРЫ»
•Круг моего чтения •Книга или компьютер •Роль книги в моей семье •Моя настольная книга •Моя золотая полка •Мои любимые герои •Книга, которая меня изменила •Книга, которую хочется перечесть…

Слайд 8

БЛОК «ВРЕМЯ»
- Человек и время - Старая фотография - Вечность и сиюминутность - Время лечит - Ценности времени - Делу – время, потехе – час - Все бегут, бегут… - «Нам не дано предугадать…»

Слайд 9

БЛОК «ДОМ»
- Моя семья - Тихая моя родина - Мой дом – уютный и родной - Можно ли прожить без дома? - Мой дом – моя крепость - Бабушкин дом - Такие разные семьи - Семья – ковчег спасения

Слайд 10

БЛОК «ЛЮБОВЬ»
- Любовь – огромная страна - Родители и дети - Любовь – высшее начало - Муж и жена - Любовь к работе (делу, увлечению) - Любовь к животным - Сила любви

Слайд 11

БЛОК «ПУТЬ»
- Дорога домой - Моё увлекательное путешествиям - Духовные искания главных героев - Жизнь – это путь - Иногда хочется уехать в никуда - Когда находишься в дороге - Дорога без начала и конца

Слайд 12

Направления прошлого года
Год литературы Почему литературу часто называют «человековедением»? Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? Какие вопросы называют «вечными»? Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени? Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок? Какую книгу Вы бы хотели экранизировать? Помогает ли человеку книга лучше понять себя? Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы? Время Зачем человеку заглядывать в будущее? Какого человека можно назвать героем своего времени? Как судьба человека связана с историей народа? Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?

Слайд 13

Любовь Светлые и трагические стороны любви. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»? Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»? Почему в любви важно понимать и прощать? Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»? Почему любовь не всегда приносит счастье? Можно ли быть счастливым без любви?

Слайд 14

Дом Хорош ли принцип «моя хата с краю»? Какую роль в становлении личности играют детство и юность? Может ли человек прожить без Дома? Что в доме самое главное? Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? В какой дом хочется приходить снова и снова? Война и дом. Путь Что значит идти дорогой чести? Может ли человек влиять на ход истории? Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути? На пути к благородной цели все ли средства хороши? Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?

Слайд 15

Тематические блоки на 2016-2017
«Разум и чувство» «Честь и бесчестие» «Победа и поражение» «Опыт и ошибки» «Дружба и вражда»

Слайд 16

Короткая характеристика направления
«Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Слайд 17

Разум и чувство примерные темы сочинения
1. Почему сложные решения рекомендуют принимать “с холодной головой”? 2. Когда “ум с сердцем не в ладу”? (Грибоедов) 3. Есть совесть – есть и стыд. 4. Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей. (Аристотель) 5. Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке, но будут ли они управлять разумом – решать ему самому.

Слайд 18

Алгоритм работы над сочинением
Выбор и обдумывание темы сочинения. Выявление ключевых слов темы сочинения. Осмысление терминов и понятий в формулировке темы. Определение главной мысли сочинения (мой тезис). Подбор литературного материала. Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения, составление плана. Написание текста сочинения на черновике. Редактирование, переписывание сочинения на бланк. Работа с орфографическим словарём.

Слайд 19

Определение понятий
Разум – способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания. Чувства – способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни.

Слайд 20

Слова-синонимы Разум: ум, рассудок, интеллект, мыслительные способности, здравый смысл. Чувства: ощущение, впечатление, душевный порыв, страсть, переживание, влечение, увлечение.

Слайд 21

Может ли что-то объединять понятия «разум», «чувство»?
Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают Сайт ПСИХОЛОГОС. Статья Н.И.Козлова «Как должны сочетаться разум и чувства?»

Слайд 22

Направления прошлого года
Цитаты, которые могут стать универсальными тезисами Фирдоуси, персидский поэт и философ: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла». У. Шекспир, английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить. Н. Шамфор, французский писатель: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти». Г. Флобер, французский писатель: «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны». Л. Фейербах, немецкий философ: «Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь». А.С. Пушкин, русский поэт и писатель: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Н.В. Гоголь, русский писатель: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями».

Слайд 23

Направления прошлого года
Цитаты, которые могут стать универсальными тезисами В.Г. Белинский, русский литературный критик 19 века: «Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой». Л.Н. Толстой, русский писатель: «Каждое существо имеет органы, указывающие ему место в мире. Для человека этот орган есть разум». М.М. Пришвин, русский писатель: «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства». М.М. Пришвин, русский писатель: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств». Э.М. Ремарк, немецкий писатель: «Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав».

Слайд 24

Ключевые слова по теме «внутренний мир человека» «гармония разума и чувства» «внутренний конфликт» «нравственный выбор»

Слайд 25

Особенности сочинение
Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц… Объём сочинения увеличили с 250 до 350 слов (это минимум!!!)

Слайд 26

В какой форме могут быть сформулированы темы сочинения?
В форме вопроса Должен ли разумный человек жить чувствами? В форме высказывания (афоризма, пословицы) Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви. Сент-Экзюпери В форме назывного (номинативного) предложения Сплав разума и чувства В форме утверждения Любовь к родине – это проявление разума

Слайд 27

В какой форме могут быть сформулированы темы сочинения?
В форме вопроса Как в водовороте страстей не потерять разум? В форме высказывания (афоризма, пословицы) ...Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. В. Г. Белинский В форме назывного предложения Спор разума и сердца... В форме утверждения Чувства сильнее разума...

Слайд 28

Как выбрать тему сочинения?
Алгоритм рассуждения 1. Внимательно прочитать пять тем. 2.Определите, какая из предложенных тем кажется вам наиболее конкретной и понятной. 3. Ещё раз внимательно прочитайте выбранную тему, выделив ключевые слова (слова-подсказки, в которых заложен главный смысл) 4. Подумайте, сможете ли вы раскрыть понравившуюся тему на конкретных литературных примерах.

Слайд 29

Алгоритм работы над сочинением
Определите ключевые слова, осмыслите тему. Сформулируйте тезис, который вы будете доказывать в сочинении. Подумайте над вопросами: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?», то есть установите связь между собой, своим опытом и предметом, о котором идёт речь. Запишите свои мысли на черновик. Эти предложения могут стать вступлением вашего сочинения. Подберите произведение (-ия), на материале которого (-ых) сможете доказать свою точку зрения.

Слайд 30

Алгоритм работы над сочинением
6. Продумайте композицию (построение) работы. 7. Напишите план сочинения. 8. Напишите черновой вариант. 9. Перечитайте написанное.

Слайд 31

Как начать сочинение?
Тема дана в форме чьего-то высказывания: Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя. Х.Джубран 2. Как начать? Начать с записи высказывания и его пояснения (как поняли), обосновать уже имеющееся утверждение, тем самым сформулировав тезис: Хамиль Джубран, размышляя над тем, что такое разум и чувства и какова их взаимосвязь, сказал: «Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя». Действительно, человек должен прислушиваться к разуму, однако умение чувствовать, пропускать чужую боль через себя, видеть прекрасное и восхищаться им, любить и быть любимым не менее важно: человек не сможет жить только разумом, иначе он превратится в робота (тезис). (64 слова)

Слайд 32

Как начать сочинение?
1. Тема дана в форме вопроса: В каком возрасте люди чаще всего живут чувствами и почему? 2. Как начать? Записать данный вопрос или перефразировать его, а затем дать на него ответ, сформулировав тезис. 3. Интересно, зависит ли разумная и эмоциональная жизнь человека от возраста? Думаю, да. Дети часто живут чувствами, открыто выражая эмоции – в жизни взрослых разум занимает больше места, чем у детей. Наверное, это происходит потому, что взрослые умеют контролировать свои эмоции, они более рациональны, чем дети. (Тезис) (44 слова)

Слайд 33

Как начать сочинение?
Тема дана в форме назывного предложения: Содружество разума и чувств 2. Как начать? Переделать назывное предложение, данное в качестве темы, в вопросительное, добавив цепочку вопросов. Ответив на них, вы сформулируете тезис. 3. Пример Что объединяет разум и чувства? Может ли человек жить, всегда подчиняясь разуму, или его жизнь обеднеет, если в ней не будет чувств и эмоций? Мне кажется, что разум и чувство должны «дружить», а объединить их может целостность человека: если человек живет без разума, то он глуп и невыносим, а если он живет без чувств, то он робот. Только в «содружестве разума и чувства» человек является личностью. (Тезис) (66 слов)

Слайд 34

Как начать сочинение?
Тема дана в форме утверждения Чувства сильнее разума... 2. Как начать? Начните с размышления 3. Пример «Чувства сильнее разума...» Спорное утверждение. Нередко разум и чувства конфликтуют. Чувства говорят: "Хочу!", разум отвечает: "Нужно". Разум утверждает: "Правильно так", чувства протестуют: "Не хочется". Как решить это противоречие? Что победит (разум или чувства), зависит от многих факторов: от воспитания, темперамента, характера, от того, кто находится рядом и помогает или мешает, от жизненной ситуации... (Тезис) (53 слова)

Слайд 35

Как писать основную часть?
1. Основная часть может включать в себя один или несколько (2-3) аргументов. 2. В качестве аргумента или аргументов можно брать примеры из художественной или публицистической как отечественной, так и зарубежной литературы. 3. Необходимо не просто назвать произведение, нужно проанализировать его с какой-либо стороны: можно проанализировать сюжетную линию (не увлекайтесь пересказом!), можно остановиться на образе одного или нескольких героев, можете сопоставить героев, противопоставить их, можно проанализировать тему (тематику), раскрываемую в произведении, сопоставив ее с темой сочинения, можно остановиться на композиционных особенностях произведения, которые помогают раскрыть тему.

Слайд 36

Какова соотнесённость частей сочинения?
Основная часть должна составлять 2/3 всего сочинения, вступление + заключение =1/3 сочинения. Например, вступление =60 слов, заключение = 64 слова, основная часть = 248 слов, итого –372 слова    

Слайд 37

Несколько правил завершения итогового сочинения
Во-первых, чтобы знать, что писать в заключительной части, перечитайте своё сочинение. Во-вторых, помните, что заключение должно быть логически связано со вступлением и основной частью, поэтому обратите внимание на тезис, проверьте, связана ли с ним основная часть, и обобщите сказанное в нескольких предложениях. В-третьих, хорошее, осмысленное заключение не должно быть большим (не более 5-6 предложений, оптимально – 3-4 предложения. Не забывайте о соотнесённости частей сочинения!)

Слайд 38

Варианты заключения
Афоризм, пословица, «умные мысли» известных людей: Разум или чувство: кто кого? 2. Пример Если человек эмоционально реагирует на ту или иную жизненную ситуацию, не сдерживая себя, то разум в такие минуты бессилен. Об этом очень точно сказал известный немецкий писатель Генрих Манн: «Когда забьется сердце — разум умолкает». (42 слов)

Слайд 39

Варианты заключения
2. Иллюстрация, облегчающая понимание высказанного (-ых) положения (-ий) Стихия чувств и холод разума... Пример Представим человека, которого поглотила стихия чувств и который в это же время холоден, как лёд. Согласитесь, такого быть не может... Думаю, человек в равной мере должен уметь управлять и «стихией чувств», и «холодом разума», а иначе ему будет сложно строить отношения с окружающими его людьми. (49слов)

Слайд 40

Варианты заключения
Зарисовка Чувства сильнее разума... Пример Вспомним тургеневского воробья, героя одного из стихотворений в прозе, который бросился закрывать птенца своим дрожащим тельцем, защищая его от собаки, спасая от смерти. Действительно, «чувства сильнее разума»! (27 слов)

Слайд 41

Варианты заключения
4. Выражение надежды Кто хоть раз в жизни не терял рассудка? Мольер Пример Ответив на риторический вопрос, заданный французским драматургом Жан-Бати́стом Мольером, хочется выразить надежду на то, что человек в конце концов научится управлять своими эмоциями, в то же время не забывая прислушиваться и голосу разума. И тогда в мире воцарится гармония! (39 слов)

Слайд 42

Как соединить все части сочинения?
1. Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказан тезис, и основную часть

Слайд 43

Как соединить все части сочинения?
1. Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказан тезис, и основную часть: В правильности такой точки зрения убеждает художественная литература Обратимся к произведениям художественной литературы В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе В правильности такой точки зрения убеждает художественная литература

Слайд 44

Как соединить все части сочинения?
2. Скрепа, соединяющая основную часть и заключение

Слайд 45

Как соединить все части сочинения?
2. Скрепа, соединяющая основную часть и заключение: В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что ... К какому же выводу я пришёл (пришла), размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Слайд 46

Методика обучения написанию сочинения
1. Для отслеживания динамики формирования навыка написания сочинения в течение года проводится не менее трех контрольных сочинений. 2. Неудачно выполненная работа должна быть переписана с целью совершенствования написанного. 3. Проведение аудиторного или домашнего сочинения предваряется отработкой аналогичного материала в классе под руководством учителя.

Слайд 47

4. Сочинения (в обобщенном варианте) анализируются в классе с опорой на критерии оценивания; читаются наиболее удачные сочинения или их фрагменты; обсуждаются направления доработки анализируемых сочинений (упущенные повороты мыслей, другой подбор доказательств и иллюстраций к ним для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинения и др.). 5. Проводится индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным замечаниям к его сочинению. 6. В урок включаются отдельные практические задания, связанные с формированием как конкретного навыка, так и комплекса умений, необходимых для написания сочинения.

Слайд 48

При формировании умения писать сочинение особое внимание уделяется следующим аспектам методической работы: анализ формулировок тем сочинения, способы сужения темы; осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в постановке проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к теме; отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал; формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации); продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические связи между частями сочинения, логика фразы; речевое оформление текста; оптимальные формы работы с черновиком.

Слайд 49

Делаем выводы:
- Читать нужно! - Не надо бояться собственного мнения! Отказаться от шаблонов! - Выучить имена писателей и героев! - Помнить, что сочинение может дать 10 б.! - Собрать литературный материал! - Внимательно прочитать критерии! - Помнить о грамотности!

Слайд 50

Даты проведения:
7 декабря 2016. года – основной день 1 февраля 2017 года – пересдача 3 мая 2017 – пересдача Время написания – 3 часа 55 минут!

Слайд 51

ВНИМАНИЕ!
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы.

Слайд 52

При подготовке к сочинению эффективны следующие приемы: создание устных сочинений на разные темы, написание отдельных частей сочинения; многоаспектный анализ готовых ученических сочинений; развитие навыка рецензирования своей и чужой работы; редактирование текста.

Слайд 53

Алгоритм работы над сочинением
Выбор и обдумывание темы сочинения. Выявление ключевых слов темы сочинения. Осмысление терминов и понятий в формулировке темы. Определение главной мысли сочинения (мой тезис). Подбор литературного материала. Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения, составление плана. Написание текста сочинения на черновике. Редактирование, переписывание сочинения на бланк. Работа с орфографическим словарём.

Слайд 54

  Универсальное вступление
Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять «головой» или «сердцем». Разум - это способность логически мыслить, уяснять законы развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе лежат эмоции. Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми-желаниями. Если лошади бегут по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна крепкая рука кучера. Нужна воля. Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. Человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы…

Слайд 55

  Основная часть
В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого часто ставит своих героев перед выбором «между велением чувства и подсказкой разума». По мнению знатного вельможи екатерининского времени, князя Николая Андреевича Болконского, «… есть только две добродетели: деятельность и ум». В семье Болконских царит разум, а не чувства. Отправляя своего сына в действующую армию, старый князь даёт ему напутствие: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно». Безусловно, Н.А. Болконский воспитывает своего сына в лучших традициях русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства, беречь честь офицера, быть настоящим гражданином. Это всё верно. Но какой же путь прошел Андрей Болконский? Был ли он счастлив? Давайте вспомним ключевые эпизоды из жизни толстовского героя. Сначала – тщеславие, увлечение идеями наполеонизма. Тулон – это первая победа Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей мечтает о своем Тулоне: «Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что для одного этого я живу». К счастью, герой вскоре поймет ложность своей цели. Что же дальше? Деятельность на благо России, работа под началом Сперанского. Но опять разочарование: реформы, задуманные Сперанским, далеки от насущных интересов народа.

Слайд 56

  Основная часть
«Надо жить, надо любить, надо верить», - говорит князю Андрею его приятель Пьер Безухов. И молодой Болконский, вняв этому мудрому совету, постепенно возвращается к жизни. Он влюбляется в юную Наташу Ростову, весь отдаваясь этому новому, искреннему, такому непривычному для него чувству. Простота, естественность, открытость Наташи, её желание любить и быть любимой не могут не привлекать. Но неожиданно в отношения героев вмешивается светский щёголь Анатоль Курагин, который так же, как и наша героиня, живёт «легко и уверенно, с чувством полной свободы, не зная вопроса: зачем?». Запутавшись в своих чувствах, Наташа не может решить, кого же она любит по-настоящему: Болконского или Курагина. Молодые люди в восприятии эмоциональной Наташи сливаются в один образ. И героиня, доверяя чувствам, а не разуму, выбирает Анатоля. Почему? Ответ очевиден: она хочет радоваться жизни, любить сейчас, не откладывая на год своё счастье. Позже, поняв свою ошибку, Наташа горячо раскаивается. Ей важно услышать слова прощения от жениха. Но мы помним, что в Болконском преобладает разум над чувствами. Гордый и самолюбивый князь Андрей не умеет прощать чужие ошибки, не умеет быть великодушным. В его отношении к Наташе было больше эгоизма, чем любви. Снова разочаровавшись в жизни, Болконский сознательно подавляет в своём сердце, так и не научившемся любить, добрые чувства. Голос разума заставляет его принять такое решение. И опять новый жизненный виток – Бородинское сражение. Сражаясь против своего бывшего кумира Наполеона, князь Андрей наконец-то понимает, что стремиться нужно не к личной славе. Главное для офицера, дворянина - любовь к Отечеству. Чувство патриотизма объединяет Болконского с простыми солдатами, потому что он пришёл к важному жизненному выводу: исход битвы зависит не от действий главнокомандующего, а от «духа войска». И он, обычный полковой командир, может этот боевой дух создать. Но в сражении князь Андрей смертельно ранен. Перед смертью герой обретает некую душевную гармонию, потому что он научился любить, прощать людей, сострадать им. То есть Болконский постигает смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал».

Слайд 57

  Заключение
Человек, прислушиваясь только к голосу разума, подавляет свои чувства, смиряет желания. С такой же меркой он подходит к окружающим, осуждая их за излишнюю открытость, эмоциональность, любовный порыв. Именно это и произошло с «правильным героем» Андреем Болконским. Важно не только понимать происходящее разумом, но и делать свой выбор сердцем. От выбора между разумом и чувством зависят поступки, отношения с людьми, судьба человека в целом. Умный Болконский, герой с холодным сердцем, слишком поздно понял эту жизненную мудрость. Именно поэтому Л.Н. Толстой не делает князя Андрея счастливым, а «убивает» его.

Слайд 58

  Источники:
Красовская С.И. Сочинение? Легко! Пособие для учащихся общеобразовательных организаций / серия «Учимся с «Просвещением». – М.: Просвещение, 2015. http://sochinenie11.ru – все об итоговом сочинении; http://www.aforizmov.net – афоризмы, высказывания известных личностей; http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie - ФИПИ; http://qps.ru/ptNId - ГМЦ. Методические материалы по подготовке к итоговому сочинению.

Слайд 59

  Разум - счастливый дар человека и его проклятие. Э. Фром
Вступление Эрих Фром, немецкий мыслитель 20 века, размышляя над тем, что есть разум, пишет: «Разум - счастливый дар человека и его проклятие». Так ли это? Может ли разум оказаться проклятием для человека? Разум – это не только способность рассуждать, думать, делать выводы, но и умение быть честным, справедливым, добрым, отзывчивым. Такой разум является для человека счастливым даром. А если люди будут жить только разумом, не прислушиваясь к сердцу, то дар может превратиться в проклятие.

Слайд 60

Основная часть В правильности такой точки зрения убеждают произведения художественной литературы. Обратимся к рассказу М.Шолохова «Судьба человека» Главный герой, Андрей Соколов, попадает в плен, но ведёт себя достойно. Даже комендант лагеря Мюллер оценил мужество русского солдата. Когда Андрею Соколову удаётся бежать из плена, он попадает в госпиталь, где узнаёт об ужасной гибели его жены и обеих дочерей. Полный отчаяния, Соколов всё же находит в себе силы трезво оценить ситуацию: врага надо гнать с родной земли. Долг перед Родиной заставил его не поддаться чувствам. Победа одержана, только как жить дальше? Соколов случайно встречается с мальчиком-сиротой Ванюшкой, который и становится смыслом его жизни.… Не только смекалка, но и чувство долга, ответственность, доброта, сострадание помогают выжить Андрею. (Аргумент + вывод) Его разум можно считать счастливым подарком.

Слайд 61

Основная часть В повести Пушкина «Пиковая дама» Германна характеризует «расчёт, умеренность и трудолюбие». Узнав о тайне трёх карт, гкрой выстроил план по своему обогащению. Он продумал всё до мельчайших подробностей. Угрызения совести закрадывались в его сердце, но холодный расчёт сделал своё дело. Германн не пожалел ни Лизавету Ивановну, ни старушку ради достижения своей цели. Разумом героя овладела страсть к деньгам. (Аргумент + вывод) Дар героя всё тщательно продумывать превратился в проклятие для него. Он сходит с ума.

Слайд 62

Заключение Разум является даром для человека только тогда. Когда он соединяется с нравственными качествами человека. Б. Констан сказал: «Безнравственность сердца свидетельствует также об ограниченности ума». Значит, для безнравственного человека разум – это его проклятие.

Слайд 63

Благодарю за внимание