Презентация - Проект «Использование фразеологизмы в речи современных школьников»

Проект «Использование фразеологизмы в речи современных школьников»Проект «Использование фразеологизмы в речи современных школьников»Проект «Использование фразеологизмы в речи современных школьников»Проект «Использование фразеологизмы в речи современных школьников»Проект «Использование фразеологизмы в речи современных школьников»Проект «Использование фразеологизмы в речи современных школьников»Проект «Использование фразеологизмы в речи современных школьников»Проект «Использование фразеологизмы в речи современных школьников»Проект «Использование фразеологизмы в речи современных школьников»Проект «Использование фразеологизмы в речи современных школьников»






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор работы: Долганова Екатерина, учащаяся 8 «Б» класса МБОУ «Поселковская СШ № 1» Руководитель Долганова И.И., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Цель проекта: расширить кругозор учащихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка.
Задачи: систематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразеологии, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.

Слайд 3

Гипотеза: В речи современного школьника очень мало фразеологизмов, так как школьники мало знают о фразеологии и роли фразеологизмов в речи.

Слайд 4

Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Устойчивые выражения делятся на несколько групп: фразеологизмы пословицы и поговорки крылатые слова и выражения

Слайд 5

Фразеологизмы - это устойчивые словосочетания, обладающие обычно целостным значением: как кот наплакал, шила в мешке не утаишь. Пословицы – это краткие народные изречения с поучительным смыслом, для которых характерны меткость, мудрость, правдивость, краткость (Коротко и ясно, оттого и прекрасно). Поговорки – это фразеологизмы, вводимые в предложения для образного выражения мысли (чужими руками жар загребать). Крылатые слова и выражения (афоризмы) – это образные цитаты из литературных произведений. Авторы афоризмов известны, в отличие от народных пословиц и поговорок. «Чтение – вот лучшее учение» (А.С.Пушкин)

Слайд 6

Источники фразеологии
№ ИСТОЧНИКИ ПРИМЕРЫ
1 Народное творчество По щучьему велению, за тридевять земель, искать жар-птицу
2 Античная мифология Нить Ариадны, ахиллесова пята, кануть в лету, Троянский конь
3 Библейская мифология Блудный сын, козёл отпущения, избиение младенцев
4 Художественная литература Мартышкин труд (И.Крылов), злые языки (А.Грибоедов)
5 Традиции, обычаи Выкурить трубку мира, очертя голову, носить на руках
6 Профессиональная лексика Тянуть канитель, играть первую скрипку
7 Реальный исторический факт Держать порох сухим, во всю Ивановскую, перейти Рубикон

Слайд 7

Анкетирование учащихся 5 – 11 классов
Задание 1. Ответить на вопрос: знаете вы фразеологизмы? Если да, то откуда?
Класс Участвовали в опросе Варианты ответов Варианты ответов Варианты ответов Варианты ответов
Класс Участвовали в опросе Из книг На уроках русского языка и литературы Из речи родителей и знакомых Не знаю о фразеологизмах
5 класс 42 13 6 11 12
6 класс 33 2 19 12 0
7 класс 54 13 32 9 0
8 класс 46 3 31 10 2
9 класс 37 6 18 7 6
10 класс 27 12 4 9 2
11 класс 30 13 2 12 3
Итого 269 62 112 70 25

Слайд 8

Анкетирование учащихся 5 – 11 классов
Задание 2. Объяснить значение фразеологизмов
Назвали верное значение фразеологизмам (количество) Назвали верное значение фразеологизмам (количество) Назвали верное значение фразеологизмам (количество) Назвали верное значение фразеологизмам (количество) Назвали верное значение фразеологизмам (количество) Назвали верное значение фразеологизмам (количество) Назвали верное значение фразеологизмам (количество) Назвали верное значение фразеологизмам (количество) Назвали верное значение фразеологизмам (количество) Назвали верное значение фразеологизмам (количество) Назвали верное значение фразеологизмам (количество)
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
5 класс 42 0 3 6 6 3 6 4 7 3 3 1
6 класс 33 0 18 5 3 5 0 0 0 2 0 0
7 класс 54 0 17 8 7 6 4 3 3 3 2 1
8 класс 46 0 13 8 7 7 5 4 1 1 0 0
9 класс 37 1 10 9 3 4 3 2 4 0 0 1
10 класс 27 3 9 6 5 1 0 0 2 0 1 0
11 класс 30 2 8 5 1 4 2 1 5 0 0 2
Итого 269 6 78 47 32 30 20 14 22 9 6 5

Слайд 9

Анкетирование учащихся 5 – 11 классов
Задание 3. Написать в дополнение к списку известные фразеологизмы.
1. Сесть в калошу. 2. Спустя рукава. 3. Летать в облаках. 4. Считать ворон. 5. Чувствовать себя не в своей тарелке. 6. Утереть нос, водить за нос. 7. Съесть пуд соли, ахиллесова пята, как сыр в масле, зарубить на носу, поставить на ноги, бросать деньги на ветер, вешать лапшу на уши, тащить ко дну, сломя голову. 8. Хлопать ушами, мартышкин труд, выбить из колеи, скрепя сердце, брать себя в руки, во весь дух, не разгибая спины, провалиться сквозь землю, язык без костей, сидеть как на иголках, держать в ежовых рукавицах, выйти сухим из воды, мотать на ус.

Слайд 10

Выводы: 244 ученика из всех опрошенных знают о фразеологизмах. 78 учащихся смогли верно объяснить значение 9 из 10 предложенных фразеологизмов. Наибольшее затруднение вызвал фразеологизм «прокрустово ложе». 5 школьников не смогли объяснить значение ни одного фразеологизма. 93 ученика привели свои примеры употребления фразеологизмов речи. На наш взгляд, это не очень хороший показатель, так как с этим заданием справились менее 50% опрошенных.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами перед началом исследования, полностью подтвердилась: в речи современного школьника очень мало фразеологизмов, так как школьники мало знают о фразеологии и роли фразеологизмов в речи.