Презентация - Безличные предложения

Безличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложенияБезличные предложения









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Безличные предложения
8 класс

Слайд 2

Назовите грамматические основы предложения и чем они выражены.
В избе жарко натоплено, и мне не спится. Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении? Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?

Слайд 3

На что указывает приставка без-? Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?

Слайд 4

Задачи урока
Знать: – значение безличных предложений  – особенности сказуемого в безличных предложениях  – роль в речи безличных предложений

Слайд 5

 Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева. Прочитайте текст про себя
Какое сырое утро!       1.За окном мутно. 2.Каплет с крыши. 3.Каплет с черёмух. 4.Окна залеплены серым снегом. 5.Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… 6.Как болят кости! 7.Ах, как болят кости! 8.Но надо вставать. 9.Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11.И нет сил. 12.Наступило утро. 13.В деревне уже выходят на работу. 14.И мне надо работать.15. В избе жарко натоплено. 16.Но как болят кости! 17.И старые раны болят. 18.Полежу ещё маленько, чуть - чуть… Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать! Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать (по В.П.Астафьеву).

Слайд 6

 О чём этот текст? Почему он так называется? Какова основная мысль текста? В каком стиле написан текст? Какая часть речи наиболее часто употребляется?  Почему такое обилие глаголов? А по составу какие предложения преобладают в тексте? Назовите.

Слайд 7

На какие две большие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения и напишите их номера в таблице.
Двусоставные Одно составные
Определенно-личные Неопределенно-личные ?

Слайд 8

Что обозначают безличные предложения?
Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В.П.Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствовали, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.

Слайд 9

 Чем выражено сказуемое?
1. За окном мутно. – 1. Словом категории состояния. 2. Личным глаголом в безличном значении: 2. Каплет с крыши. 3. Инфинитивом: 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 4. Безличным глаголом: 10. Мне нездоровится.  5. Словами нет: 11. И нет сил. 6. Краткой формой причастия: 15. В избе жарко натоплено. 7. Возвратным глаголом в безличном значении: Мне не хочется работать.

Слайд 10

Чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении
Словом категории состояния на -о (сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом) Личным глаголом в безличном значении. Инфинитивом Безличным глаголом ( с -ся и без -ся) Отрицательным словом НЕТ или конструкцией, выражающей отрицание (существительным в родительном падеже с НИ или НЕ) Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т- Возвратным глаголом в безличном значении

Слайд 11

Работа с учебником.
Прочитайте теоретические сведения в учебнике на стр. 110-111.

Слайд 12

 Перед вами предложения из миниатюр Астафьева. Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены
1.Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло. 2. Каплет с черёмух. Завыло, запело вдали густо, пронзительно. 3. Идти дальше некуда. 4. За окном мутно.

Слайд 13

5. В небе ни одного облачка. 6. Пора уж разводить костёр и варить уху. 7. Пора уж разводить костёр и варить уху. 8. В номере было накурено. 9. На душе было легко и грустно. 10. Долго мне не спалось. 11. На селе темно и тихо. 12. Никого не было на дворе.

Слайд 14

Из предложенных предложений укажите (письменно): А) назывные Б) определённо-личные В) неопределённо-личные Г) безличные Д) двусоставные 1. Едем бором, тёмными лесами. 2. Полночь. Снегопад. 3. Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала. 4. От её голоса повеяло теплотой. 5. Вдыхаешь запах морозной прохлады. 6. Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме. 7. В ту ночь никому не спалось. 8. Косые лучи солнца пронизывают весь лес. 9. В избе жарко натопили. 10. В воздухе пахнет сосновой смолой.

Слайд 15

Из предложенных предложений укажите (письменно): А) назывные Б) определённо-личные В) неопределённо-личные Г) безличные Д) двусоставные Что пишут в газетах? Написать ответ товарищу надо сегодня же. Цыплят по осени считают. Можно выполнить задание за два часа. Единою солдатскою судьбою нас фронт и тыл спаяли навсегда. Надо требовать от детей аккуратности во всем. Выхожу из дому рано утром. Друга узнают в несчастье. Встань, весь край мой поруганный, на врага. Красная площадь. Народ.

Слайд 16

Из предложенных предложений укажите (письменно): А) назывные Б) определённо-личные В) неопределённо-личные Г) безличные Д) двусоставные 1.За дверью бегают. 2. В переулке пахнет морем. 3. Москва. Царские палаты. 4. Будем вместе служить. 5. Мне не хватает нежности твоей. 6. Установились морозные дни. 7. Береги честь смолоду. 8. Уже совсем рассвело. 9. Сообщили о резком похолодании. 10. У меня нет уверенности.

Слайд 17

Работа с учебником
Упр.199, 201.

Слайд 18

Итог урока
1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?   2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? 3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? 4) Безличное предложение – это односоставное предложение? 5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?

Слайд 19

Домашнее задание
Упр. 202, правило на стр.110-111