Презентация - Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)

Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)Проблемы экологии в современной коми прозе (по рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Давыдова Лилия Сергеевна учитель русского языка и литературы
Проблемы экологии в современной коми прозе (По рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)

Слайд 2

Эпиграф:
«…Оно убьет себя, тебя, планета,  Померкнет солнце и не станет света.  В смертельном танце ядерной зимы  Исторгнут вопль свой, торжествуя, силы тьмы. Сегодня тем, кто сеет зло упрямо,  Все заявить должны, решительно и прямо:  ¬ Мы жить хотим и наши дети тоже,  И на планете этой, если ей поможем…»

Слайд 3

Цели: 
1) раскрыть экологические проблемы в рассказах П.Столповского, показать соединение экологии природы с экологией души человека; 2) воспитывать любовь к природе, стремление быть её защитником; 3) развивать умения анализировать текст, обобщать и делать выводы

Слайд 4

Оборудование:
 Тексты рассказов, инструкция для работы в группе, портрет писателя П. Столповского, рисунки учащихся. Запись романса Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», словарь В. И. Даля, эпиграф на доске

Слайд 5

Тип урока:
 комбинированный

Слайд 6

Задания до урока:
— прочитать рассказы «Замор» и «Заповедный путик»; — нарисовать озёра Эткаты и Зарнивад; — индивидуальные задания: выразительное чтение наизусть стихотворения Виктора Шелопугина «Боль Земли»; информация об авторе.

Слайд 7

Рисунки Учащихся

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10


Слайд 11

БОЛЬ ЗЕМЛИ Земля моя, планета – мать, родная;  Изрытая, избитая, больная…  Ты то горишь, то в грохоте разрывов,  То содрогаешься от ядерных нарывов.  Сады твои и дым, и пепел давит,  Цветы твои кислотный дождик травит.  Вода твоя уже смертельной стала  И очищать себя, как должно, перестала.  Горят, гниют и вырубаются леса,  В дыму пожарищ меркнут небеса.  Могильники и свалки лик твой ясный,  Как оспой, увенчали черно-красной. 

Слайд 12

. Морские шельфы в мусоре и стали,  Озера высохли, а реки мельче стали.  Война и злоба гибельной рукой  Тебя терзают, унося покой.  Дрожишь от гнева ты, творя землетрясенья;  Разумный мечется, ища себе спасенья.  Ты ураганы шлешь, валы цунами  И задыхаешься в огне, зажженном нами.  О, мать моя родная! В струпьях века  Ты кормишь, поишь все же человека,  В тревожном, напряженном ожиданье  Того, что натворит еще твое созданье.  …

Слайд 13

Меняется оно, и стало много хуже,  Мышление его все пагубней, все уже.  Вовлечено оно в поток порочной страсти:  Наживы, денег, силы, славы, власти.  Оно убьет себя, тебя, планета,  Померкнет солнце и не станет света.  В смертельном танце ядерной зимы  Исторгнут вопль свой, торжествуя, силы тьмы.  Сегодня тем, кто сеет зло упрямо,  Все заявить должны, решительно и прямо:  ¬- Мы жить хотим и наши дети тоже,  И на планете этой, если ей поможем. 

Слайд 14

Как к матери, лицом к ней повернемся,  К травинке каждой нежно прикоснемся,  Сады посадим, рвы и ямы сгладим  И ласково рукой ее погладим.  Живи, родная, и кружи в пространстве,  И на груди своей жизнь бесконечно грей.  С Вселенной в неразрывном постоянстве,  В семье планет и Солнца вечно рей.  06. 06. 1999г. 

Слайд 15

Слово учителя.
«Земля умирает»… Какой ёмкий и какой печальный образ создал в своём стихотворении Виктор Шелопугин «Боль Земли»;. Поэтические строки ярко отражают беспокойство и боль за природу, богатствами которой Человек привычно пользуется.  Когда в 1866 году учёный Э.Геккель впервые употребил слово «экология», обозначив им науку о доме, о гармоничных взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей средой, он, конечно, даже не подозревал, что через полтора столетия это слово станет символом времени. К сожалению, говорить сегодня об экологии – значит говорить не об изменении, не об охране природы, а о её спасении. Именно эта тема – тема защиты северной природы – нашла отражение в рассказах коми писателя Петра Столповского «Замор» и «Заповедный путик», вышедших в 1988 году в сборнике «Заступник». 

Слайд 16

Беседа
К какому жанру относятся произведения П. Столповского? Охарактеризуйте рассказ как жанр? Писатель Юрий Казаков заметил: «Рассказ дисциплинирует своей краткостью, учит видеть … мгновенно и кратко… Беда ли это, счастье ли: мазок – и миг уподоблен вечности, приравнен к жизни. И слово каждый раз иное». Какой «миг уподоблен вечности» в рассказе «Замор»? А в рассказе «Заповедный путик»?

Слайд 17

Работа в группах.
Рассказ «Замор» Природа в рассказе великолепна. «Соберите» в тексте детали описания северной природы. — Хранитель этой красоты – главный герой Захарий. Что это за человек? Расскажите, как он оказался один в лесной глуши. — Докажите текстом, что Захарий «каждой своей жилкой чувствует лад, царящий вокруг него». — Как он относится к природным богатствам? Приведите примеры (лес, рыба, чаши, кот Рыжий, собака Найда).

Слайд 18

Считал ли себя Захар хозяином в лесу? Почему? Подтвердите текстом. — Как выглядит в представлении Захара «хозяин»? (тот, кто пришёл «хапнуть») — Найдите в тексте примеры такого «хозяйничанья». — По какому принципу, говоря словами Захара, живут эти «хозяева»? («Кто хватает, тому и хватает»)

Слайд 19

Красивое озеро Эткаты. (Защита своего рисунка).  — Почему ситуация на Эткаты так беспокоит Захара? Подтвердите текстом. — Как в рассказе переплетается тема экологии природы с темой экологии человеческой души? («В душах у вас тхло… у грабителей») — В словаре В.И.Даля найдите определение слова «тхло». Почему Захарий так характеризует браконьеров? — Какое символическое значение приобретает название рассказа «Замор»?

Слайд 20

Рассказ «Заповедный путик»
— Выразительно прочитайте описание озера Зарнивад. Что это название означает в переводе на русский язык? (Защита своего рисунка). — Охарактеризуйте главного героя Пилимона. Чем он отличается от своего соседа Никэна? В чём сходство Пилимона и Захара из рассказа «Замор»? — Образы буровиков. Что их роднит с браконьерами из рассказа «Замор»? — Какое символическое значение в конце рассказа приобретает образ огня? — Найдите в тексте «Заповедного путика» слова, отражающие авторскую позицию. («Лихолетье у нас, народ матерь свою забывает…»)

Слайд 21

Отчёты групп о работе.
Слово учителя Как известно, материальное богатство ещё никого не делало нравственно богатым. Издавна мудрые люди искали пользу в добродетелях (например, в мужестве, справедливости) и красоте, т. е. в согласии с природой, в гармонии человека и всего мироздания. Эту мысль П.Столповский подчёркивает и в рассказе «Заповедный путик». — Найдите в словаре В.И.Даля значение «заповедный» и «путик».

Слайд 22

Обращение к эпиграфу. 
— Выходит, прав Виктор Шелопугин, заявляя: «…Оно убьет себя, тебя, планета,  Померкнет солнце и не станет света.  В смертельном танце ядерной зимы  Исторгнут вопль свой, торжествуя, силы тьмы. Сегодня тем, кто сеет зло упрямо,  Все заявить должны, решительно и прямо:  Мы жить хотим и наши дети тоже,  И на планете этой, если ей поможем…» Ведь поэт очень точно обрисовал в своём стихотворении экологическую обстановку в мире.

Слайд 23

«Всё меньше – окружающей природы…»
Об этом задумываются все прогрессивные люди и в первую очередь, наверное, Н.Ф.Реймерс – доктор биологических наук, почётный профессор Международного независимого эколого-политологического университета, один из его создателей и первый декан экологического факультета, организатор и первый председатель Экологического союза

Слайд 24

Из Экологического манифеста Н.Ф.Реймерса 
Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она – Природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в её жизни, она же вечна и бесконечна. Человек для неё – деталь. Она для него – всё. А потому: не вреди!

Слайд 25

Заключение. Выводы
Вернёмся к рассказам Петра Столповского. Автор как бы предостерегает: не вреди, человек! И не зря он сборник своих рассказов назвал «Заступник». Произведения П. Столповского – это предупреждение человечеству: не спасём природу – не выживем и сами. Ведь разрушая природу, нарушая гармонию в мироздании, человек губит и собственную душу.

Слайд 26

Домашнее задание. 
Написать сочинение на тему «Проблемы экологии в рассказах П.Столповского»

Слайд 27

Сочинения учащихся

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30