Презентация - Способы аргументации

Способы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументацииСпособы аргументации









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Способы аргументации

Слайд 2

К 3
Отражение позиции автора исходного текста  Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок , связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет 1 Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно или позиция автора исходного текста не сформулирована 0

Слайд 3

Напомним, что позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д. Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

Слайд 4

Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции:
• Позиция автора такова:… • Автор считает, что… • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… • Автор убеждает нас в том, что… • В тексте доказывается мысль о том, что… • Основная мысль текста заключается в том, что… • Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…

Слайд 5

Стоит закрыть глаза – и весь зримый мир исчезает. Стоит заткнуть уши – и все вокруг немеют: подобно рыбам, они открывают рот, но ни единого звука не долетает до вас. Стоит зажать нос – и ни единый аромат уже не щекочет ваших ноздрей.. В отличие от зрения, слуха и обоняния, чувство равновесия не отключается никогда: его нечем закрыть, заткнуть, зажать. Что бы мы ни делали, наши органы равновесия (их два: по одному внутри каждого уха) бесперебойно сообщают нам о том, какое положение принимают все части нашего тела. Мы ловко перебираем руками, командуем всеми подвластными нам частями (от левого мизинца до правого глаза), держимся на ногах в самое скользкое время года и даже не задумываемся при этом, что нам делать. Все это происходит бессознательно: чувство равновесия правит нами, а не мы распоряжаемся им. Приученные своим организмом к согласию и точности чувств, мы и все вокруг себя стараемся привести к равновесию. Не случайно это понятие проникает в самые разные сферы жизни человека и природы. Экологи хлопочут о равновесии на нашей планете, подбивая баланс природных стихий и человеческих усилий; демографы добиваются необходимого равновесия смертности и рождаемости; политики говорят о равновесии интересов разных государств; химики добиваются химического равновесия при проведении реакций; астрофизики восхищаются равновесием в звездных системах; механики добиваются равновесия внутри сотворенных ими машин... Любой живой организм стремится к гармонии и равновесию, только тогда он чувствует себя благополучно, и этот баланс внутренних и внешних сил помогает нам выжить. Нужно стремиться и к равновесию в сфере духовного и душевного. Недаром в трудную пору жизни, когда нас охватывает смятение чувств, мы жаждем обрести внутреннее равновесие. (По Я.Катину)

Слайд 6

Фрагмент сочинения
Человечество на протяжении многих веков волновало множество «вечных» вопросов. Один из них – вопрос о гармонии. Итак, что такое гармония и какова роль этого понятия в жизни человека и общества? Над этой сложной проблемой размышляет Я.Катин. Казалось бы, автор всего один раз употребил слово гармония. Гораздо чаще в тексте используется существительное равновесие. Однако если в начале отрывка речь идет о чувстве равновесия в организме, то в конце автор пишет именно о гармонии – в духовной жизни человека, в обществе, в природе, во Вселенной: «Экологи хлопочут о равновесии на нашей планете… астрофизики восхищаются равновесием в звездных системах…». Катин с восхищением пишет о равновесии как всеобъемлющем понятии. И мы с горестным удивлением замечаем, что хотя в жизни природы человек видит стройность и согласованность, но в нашей духовной и душевной жизни далеко не всегда царит гармония. А как не хватает гармонии в сегодняшнем мире, сотрясаемом политическими кризисами и военными конфликтами! Я думаю, что позицию автора можно сформулировать так: все живое стремится к равновесию – «балансу внутренних и внешних сил», который помогает выжить. Человек, как и любой живой организм, – часть природы, и природное стремление к гармонии должно направлять человека и общество на путь истины, справедливости и добра.

Слайд 7

Аргументация собственного мнения

Слайд 8

Внимание! В демонстрационном варианте 2009 года изменен критерий К4, посвященный аргументации учеником своего мнения по проблеме.   Как видно из таблицы критериев оценки, для получения максимального балла необходимо использовать аргументы из научной, художественной или публицистической литературы, демонстрирующие эрудицию, начитанность ученика.   Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.   Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.   Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.   Существуют различные виды аргументов (логические, психологические, иллюстративные).

Слайд 9

К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме  Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) 3  Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт) или привел только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы 2  Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1 аргумент, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт) 1  Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументов, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе 0

Слайд 10

Виды аргументов

Слайд 11

Логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. К  ним относятся:
• научные аксиомы; • положения законов и официальных документов; • законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; • заключения экспертов; • цитаты из авторитетных источников; • показания очевидцев; • статистические данные; • примеры из жизни или художественной литературы.

Слайд 12

Психологические аргументы – это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:
• эмоциональная убежденность пишущего; • ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы); • примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата; • указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора; • апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).

Слайд 13

Иллюстративные аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.
Тезис Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития.
Аргумент 1 Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.
Иллюстрации к аргументу 1 Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо, оскорбляющее слух?
Аргумент 2 Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера.
Иллюстрации к аргументу 2 Вспомним хотя бы Порфирия Головлева – героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами (капустка, лампадка, маслице, маменька). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.
Вывод Таким образом, ничто не охарактеризует человека лучше, чем его речь.

Слайд 14

Рассмотрим структуру аргументации.

Слайд 15

ПРИМЕР 1. Тезис: книга – это важнейший инструмент, который помогает человеку познавать окружающий мир и самого себя.
Фрагмент сочинения Я полностью согласен с автором. Действительно, многие книги позволяют проникнуть в сложный мир человеческой личности. Так, величайшие русские писатели XIX века Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский создали в своих книгах психологически глубокие, многогранные образы героев, приоткрыв для читателей сокровенные тайны человеческой души. Духовные поиски и заблуждения Родиона Раскольникова, Пьера Безухова, Андрея Болконского – это примеры напряженной жизни человеческой личности, позволяющие нам приблизиться к пониманию того, что есть человек, чем живет его душа. Кроме того, книги – это то, что объединяет всех нас в некоторую культурную общность: например, образованные люди любой страны знакомы с произведениями Данте, Сервантеса, Шекспира, Достоевского – лучшими книгами, вошедшими в сокровищницу человеческой мысли. Эти произведения составляют «память человечества», хранят уроки прошлого, опыт множества поколений, позволяющий нам лучше понимать окружающий мир и себя.

Слайд 16

При опровергающей аргументации возможны два варианта:
1) ученик подбирает два аргумента, опровергающие истинность позиции автора, а в заключении формулирует контртезис (мысль, противоположную авторской); 2) формулируя собственную позицию по проблеме, ученик выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.

Слайд 17

ПРИМЕР 2. Тезис: компьютер не может заменить книгу.
Фрагмент сочинения Я не могу согласиться с автором. Мне кажется, что нет смысла противопоставлять компьютер и книгу. Во-первых, с появлением компьютерных технологий книга просто обрела новую форму. Например, электронные носители сделали книгу более удобной. Достаточно вспомнить, что информация тридцати томов Большой советской энциклопедии помещается на двух лазерных дисках! А многочисленные аудиокниги позволили услышать уже хорошо знакомые и новые произведения в исполнении профессиональных артистов. Во-вторых, в новой форме книга стала более доступной. Благодаря возможностям сети Интернет электронными библиотеками можно пользоваться, не выходя из дома. Художественную или учебную книгу можно закачать в телефон и читать ее в поезде или в метро. А на нескольких дисках можно возить с собой всю домашнюю библиотеку! Итак, обычная книга и компьютер – это разные формы хранения информации, и каждый выбирает для себя ту, которая соответствует его привычкам и потребностям.

Слайд 18

Типичные ошибки аргументации
• ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста; • приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса; • в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом; • в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы; • отсутствуют переходы между аргументами; • отсутствует вывод.

Слайд 19

Разберем некоторые примеры неудачной аргументации.

Слайд 20

ПРИМЕР 3. Тезис: произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека.
• Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь точка зрения писателя высказана достаточно убедительно. В качестве собственного примера могу привести такой случай: прежде чем выбрать серьезную профессию, я очень тщательно продумывала это решение, прочитала много книг. (Приведенный пример никак не соотносится с тезисом и не является аргументом.) • Мне кажется, что книги скоро исчезнут, потому что люди стали меньше читать. Кино – вот на что люди больше обращают внимание. Но пока выпускаются все новые и новые книги и появляются новые авторы. Значит, книги будут все больше и больше доставлять нам радость. (Рассуждение не только не соотносится с тезисом, но и обнаруживает внутреннее противоречие: последнее предложение противоречит первому.)

Слайд 21

• Во-первых, огромное книжное море ставит перед молодым человеком проблему выбора. Во-вторых, мне даже страшно представить отсутствие в моей жизни преподавателя литературы. Без него я никогда, наверное, не смог бы постичь малой доли того, что заложено в классической литературе. (Первый аргумент нуждается в примере, пояснении. Второй не связан с тезисом). • В моей жизни тоже встречались журналы, романы, которые привлекали своей обложкой, но стоило их прочитать, как меня охватывало чувство скуки. Однажды я поехала на дачу и захватила с собой новые журналы, которые купила недавно. Когда я начала их перелистывать, а потом читать, у меня не появился интерес, просто перелистывала страницы. (Можно усомниться в том, что описанный случай является подтверждением тезиса.)

Слайд 22

• Я согласен с мнением автора, потому что в нашей стране не должно быть романов и рекламы, которые бы вскружили голову людям. Например, я стал свидетелем такого случая. Со мной в одном доме живет сосед. Он прочитал в газете рекламу. В ней было сказано, что можно выиграть машину всего за тысячу рублей. Он повелся на эту рекламу, отправив тысячу рублей, но взамен ничего не получил. Его просто «развели». Поэтому я считаю, что нельзя доверять рекламе, лучше вообще ее не читать. (Подмена тезиса. Автор сочинения уходит от тезиса, рассуждая о вреде рекламы. Бедная речь пересыпана жаргонными словами – этическая ошибка.) • Автор, на мой взгляд, увеличивает данную проблему. Я не считаю, что данного типа романы, триллеры вредят организму, но они могут развить фантазии людей, просто отойти от всех проблем и дел. (Бедная речь, речевые ошибки мешают автору сочинения правильно выразить свою мысль в виде обоснованного довода.)

Слайд 23

ПРИМЕР 4. Тезис: способность к сочувствию, состраданию – важнейшее качество человека.
Я полностью согласен с автором: невозможно представить себе жизнь общества, в котором нет сочувствия, сострадания ближнему. Именно человеколюбию учили своих читателей гениальные русские писатели, такие, как Лев Толстой. Любимые герои Толстого – это по-настоящему добрые и милосердные натуры. Вспомните Пьера Безухова, который, как и сам автор романа «Война и мир», строил школы и больницы для крестьян. Вспомните Наташу Ростову, которая убеждает свою семью отдать подводы раненым. Эти поступки героев – пример искреннего желания помочь людям, облегчить жизнь окружающих. Я уверен в том, что желание помочь тому, кто попал в беду, – естественная потребность нормального человека. Мы стремимся прийти на помощь друзьям и близким, оказавшимся в затруднительном положении. Наше государство и другие страны отправляют гуманитарную помощь в районы, пострадавшие от стихийных бедствий или военных конфликтов. Все это вселяет в каждого из нас уверенность, что мы не одиноки в этом мире, что в человеке по-прежнему живо гуманное начало.