Презентация - Отрицательные и неопределённые местоимения

Отрицательные и неопределённые местоименияОтрицательные и неопределённые местоименияОтрицательные и неопределённые местоименияОтрицательные и неопределённые местоименияОтрицательные и неопределённые местоименияОтрицательные и неопределённые местоименияОтрицательные и неопределённые местоименияОтрицательные и неопределённые местоименияОтрицательные и неопределённые местоименияОтрицательные и неопределённые местоимения









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Подготовила Крылова Анастасия Валерьевна, учитель МАОУ «СОШ№2» ст. Тбилисской
Отрицательные и неопределённые местоимения

Слайд 2

По значению и грамматическим особенностям выделяются следующие разряды местоимений:
Личные местоимения – я, мы, ты, вы, он, она, оно, они и их падежные формы, являющиеся супплетивными: я - меня, мне, мной, обо мне; он – его, ему, им, о нём и т.д. Возвратное местоимение себя. Притяжательные местоимения – мой, твой, наш, ваш, его, её, их и их падежные формы. Вопросительные местоимения –кто?, что?, какой?, чей?, где?, куда?, откуда?, как?, когда?, зачем?, почему?, сколько?, который? и др. Относительные местоимения – это вопросительные местоимения, употребляемые в повествовательных предложениях. Неопределённые местоимения – некто, нечто, некоторый, несколько, некогда, кто-то, что-то, кто-нибудь, какой-то, когда-либо, кое-кто и др. Отрицательные местоимения – никто, никакой, никогда, нигде, никуда, ничей и др. Определительные местоимения – весь, всякий, каждый, любой, иной, другой, сам, сама, самый и их падежные формы, всюду, везде, всегда и др. Указательные местоимения – тот, этот, такой, столько, там, туда, тогда, поэтому, отсюда, здесь и др.

Слайд 3

Выполните практическое задание: назовите в предложениях местоимения и укажите их разряд
Я сегодня до зари встану, по широкому пройду полю. Что-то с памятью моей стало: всё, что было не со мной, помню… Как-то летом, на рассвете, заглянул в соседний сад. Там смуглянка-молдаванка собирает виноград. Я краснею, я бледнею, захотелось вдруг сказать: «Встанем над рекою зорьки вешние встречать»… Который год нам нет житья от этих фрицев. Который год солёный пот и кровь рекой… А мне б в девчоночку хорошую влюбиться, и мне б до Родины дотронуться рукой…Ещё немного, ещё чуть-чуть, последний бой, он трудный самый… Этот День Победы порохом пропах. Это праздник с сединою на висках… Никто не забыт и ничто не забыто. Люди, покуда сердца стучатся, помните, какою ценой завоёвано счастье. Заклинаю вас, помните!

Слайд 4

Роль местоимений в речи
Местоимений в языке немного. Однако они встречаются достаточно часто и выполняют очень важные функции. 1) Местоимения позволяют избежать повторов, делают нашу речь более экономной и краткой. Местоимения часто являются в тексте контекстными синонимами: Победа далась нам нелегко: мы её выстояли, мы её выстрадали, мы заплатили за неё потом и кровью… 2) Местоимения помогают объединять предложения не только в сложные, но и в связный текст: Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда- то, а превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времён тех дальних летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально мы замолкаем, глядя в небеса…

Слайд 5

Работа с текстом.
...Всего приятнее было мне узнать, что она любит книги, и когда она доживет до моих лет, непременно убедится в том, что книги вкуснее печенья и пирожков, занятнее всех игрушек и игр, интереснее всех зрелищ на свете. Если бы мне предложили стать королем – хозяином дворцов, садов и слуг, кормили бы вкусными-вкусными обедами... укладывали спать в мягкую-мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды – с единственным условием, чтобы я не читал книг, – я бы ни за что не согласился. Лучше я буду бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королем – но без библиотеки. (Маколей.) – Найдите отрицательное местоимение. Назовите тему текста. – Какова роль отрицательных местоимений в высказывании? – Просклоняйте по падежам местоимение никто.

Слайд 6

Творческий диктант.
– Подберите к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения. Посоветоваться ... , не испугался ... , не догадался ... , рассчитывать ... , идти ... , торопить ... , не преподнес ... , не радовался ... , не встретил ... , встречаться было ... , не слушал ... , слушать было ... , я не говорил ... , разговаривать было ... .

Слайд 7

Рефлексия: – Расскажите все, что вы узнали о правописании отрицательных местоимений. Домашнее задание: упражнения 426, 427.

Слайд 8

Творческая работа.
– Поставьте после глаголов неопределенные местоимения в нужном падеже. Запишите. Заменить ... , задумать ... , добиться ... , рисовать ... , прикоснуться ... , предполагать ... , достигнуть ... , ожидать ... .

Слайд 9

Рефлексия
– Сейчас я буду читать стихотворение. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, как только услышите неопределенное местоимение. Три черных собаки на чем-то сидели, Три черных собаки куда-то глядели, Три черных собаки увидели что-то, Три черных собаки вскочили с чего-то, Три черных собаки к чему-то подкрались, Три черных собаки за чем-то погнались, Но кто-то ни капельки не растерялся, Вильнул кое-чем и на что-то взобрался. (А. Хургин.)

Слайд 10

Домашнее задание
упражнение 418.