Презентация - Искусство каменного века

Искусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного векаИскусство каменного века









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ИСКУССТВО КАМЕННОГО ВЕКА

Слайд 2

ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА

Слайд 3

«БИЗОН» ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА

Слайд 4

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА

Слайд 5

КАМЕННЫЙ ВЕК

Слайд 6

Палеолит (Древний каменный век) 2млн лет до н. э. – 10 тыс. лет до н. э.
Население Земли было еще очень малочисленным. Люди занимаются охотой, собирательством (сбором растительной пищи), умеют создавать примитивные орудия труда. Судя по археологическим находкам, господствовал матриархат. Неотъемлемую часть искусства эпохи палеолита составляют предметы, которые по-русски принято называть "мелкая пластика«. Это - три типа объектов: 1) статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта), 2) уплощенные предметы с гравировками и росписями 3) рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.

Слайд 7

Живопись эпохи палеолита

Слайд 8

ПЕРВОБЫТНАЯ ЖИВОПИСЬ
  Было это примерно 15-17 тысяч лет тому назад. Еще не было открыто земледелие, собака не успела стать другом человека, а всяких новостроек вроде пирамиды Хеопса не имелось даже в проекте.        Однажды один первобытный художник взял в руки красную охру и начал рисовать на стенах пещеры, которая тогда, конечно, звалась не Капова или Шульганташ, а как-нибудь совсем по-другому. Он рисовал то, что привык видеть вокруг себя: мамонтов, шерстистого носорога, быков, диких лошадей. Иногда переходил на геометрические фигуры -- треугольники, трапеции, лесенки.

Слайд 9

Капова пещера

Слайд 10

Пещера Нио (Франция)‏

Слайд 11

Фон-де-Гом

Слайд 12

Пещера Ляско

Слайд 13

Слайд 14

Большой зал пещеры Ляско

Слайд 15

«Лошади и отпечатки рук». Пещера Пеш-Мерль, Франция

Слайд 16

КАК РАБОТАЛ ПЕРВОБЫТНЫЙ ХУДОЖНИК?
При создании наскальной живописи первобытный человек использовал природные красители, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение.

Слайд 17

ГЛУБОКАЯ ДРЕВНОСТЬ
В глубокой древности первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

Слайд 18

ПОЗДНЕЕ…
Позднее первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллель ными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться до полнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов.

Слайд 19

ПРАКТИКУМ

Слайд 20

РИСУЕМ РУКИ
Существовало два способа изображения рук: человек покрывал ладонь краской и делал отпечаток; человек прикладывал руку, а затем обводил ее по контуру. Получался своеобразный трафарет.

Слайд 21

РИСУЕМ ЖИВОТНОЕ

Слайд 22

ПАЛИТРА
Используй красно-коричневые, охристо-желтые и черные цвета

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

ФОРМЫ ПЕРВОБЫТНОЙ РЕЛИГИИ

Слайд 26

ТОТЕМИЗМ
Вера в таинственную родственную связь между группой людей, с одной стороны, и определенным предметом, растением животным (тотемом) – с другой. Каждый род (племя) носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать или употреблять в пищу.

Слайд 27

Аборигены Австралии

Слайд 28

ЧУРИНГИ
Чуринги (на языке австралийских племён аранда — священное, запретное), предметы культа некоторых племён австралийцев. Плоские орнаментированные куски дерева или камни; хранились в специальных тайниках и использовались при религиозных обрядах. Ч. считались воплощениями тотема. Аналогичные орнаментированные гальки обнаружены на стоянках мезолитической культуры.

Слайд 29

ЧУРИНГИ
Деревянная (1) и каменная (2) чуринги из Центральной Австралии.

Слайд 30

ФЕТИШИЗМ
Почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными силами. Например, если владеешь зубами хищника, то они придадут тебе силу, если перьями орла, то – зоркость.

Слайд 31

Костяные амулеты
Среди небольшого количества найденных предметов, носящих следы искусственной обработки и не являющихся орудиями труда или охоты, чаще всего встречаются изготовленные из костей или зубов животных амулеты, из которых могли быть составлены целые ожерелья или браслеты. При их создании применялась полировка и гравировка.

Слайд 32

АНИМИЗМ
Вера в душу и духов. Первобытный человек населяет духами весь окружающий его мир. Душами, по его представлениям, обладают растения, животные, явления и предметы природы.

Слайд 33

РИТУАЛ

Слайд 34

ИСТОКИ АРХИТЕКТУРЫ
Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры.

Слайд 35

ОХОТНИКИ НА МАМОНТОВ

Слайд 36

Жилище из костей мамонта

Слайд 37

Реконструкция палеолитического жилища

Слайд 38

КУРГАН

Слайд 39

МЕГАЛИТЫ
Мегалиты (от греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из больших блоков. Выделяют три вида мегалитов: менгиры; дольмены; кромлехи.

Слайд 40

МЕНГИРЫ
Менгиры – вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Могли быть и едва отёсанными, и покрытыми рельефной резьбой.

Слайд 41

Менгир. Комплекс в Карнаке.
Существуют, также, менгиры, выстроенные в линию, (назовем это условно ряды камней) иногда в несколько параллельных рядов. Самый грандиозный ансамбль такого рода, находится в Карнаке, и насчитывает около 3 000 менгиров. Карнак, безусловно, является наиболее знаменитым мегалитическим ансамблем Бретани и одним из двух (наряду со Стоунхенджем) в мире.

Слайд 42

ДОЛЬМЕН
Дольмен – это сооружение из крупных каменных плит, состоящее из нескольких врытых в землю камней, покрытых одной или несколькими плитами сверху.

Слайд 43

Слайд 44

Крытая аллея
Существует разновидность дольменов, которая называется крытыми аллеями. Крытая аллея, это ряд дольменов, составляющих галерею, которая может заканчиваться камерой, не превышающей своей шириной галереи, либо слепым концом. Выглядит это вот так (слева)‏

Слайд 45

Каирн в Барнезе.
Каирн – это ансамбль галерей и камер, покрытых сверху землей, то есть в данном случае дольмены составляли как бы их скелет. В Бретани их сохранилось больше всего. Каирн в Барнезе построен около 4 700 до Р.Х. Если быть точным, то монумент в Барненез является сооружением из двух каирнов. Он имеет, в общей сложности, 72 метра в длину и от 20 до 25 метров в ширину и включает в себя одиннадцать дольменов (в данном случае представляющих собой отдельные камеры) от каждого из которых к выходу тянется галерея, длинной от 7 до 12 метров. Первый каирн (А) был построен около 4 350 до Р.Х., а второй (Б) - около 4 100 до Р.Х.

Слайд 46

КАК СТРОИЛИ ДОЛЬМЕНЫ
Как строили дольмены? Если сопоставить тяжесть и громоздкость этих каменных конструкций с техническим арсеналом их создателей, то можно только снять шляпу перед их упорством и находчивостью. Было это приблизительно так...

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

Слайд 54

КРОМЛЕХ
Кромлехи – самые значительные сооружения древности; представляют собой расположенные по кругу каменные плиты или столбы. Кругов могло быть несколько; иногда столбы перекрывались плитами.

Слайд 55

СТОУНХЕНДЖ
Самым известным кромлехом является Стоунхендж, который находится на территории современной Англии. Предположительно использовался древними жителями – друидами как святилище, или как «обсерватория» для наблюдения за небесными светилами для различных предсказаний

Слайд 56

Слайд 57

КЕРАМИКА
Когда появились первые горшки? Вероятно, глина была удобным сподручным материалом. А когда, например, люди варили пищу на огне, то горшки становились прочным и не разбивались, когда их роняли. Известно, что первые горшки были без дна и без рисунка. Позже мастера научились их делать. Орнамент был обереговым, как правило был связан с плодородием земли или скота

Слайд 58

Пластичность глин использовалась человеком ещё на заре его существования, и едва ли не первыми изделиями из глины стали скульптуры людей и животных, известные ещё в палеолите. К позднему палеолиту некоторые исследователи относят и первые попытки обжига глины. Но широко обжиг глиняных изделий с целью придать им твёрдость, водоустойчивость и огнестойкость стал применяться только в неолите (около 5 тыс. лет до н. э.).

Слайд 59

Слайд 60

Керамика — одно из важнейших достижений первобытного человека в борьбе за существование:варка пищи в глиняных сосудах позволила намного расширить ассортимент съедобных продуктов. Как и другие подобные открытия (например, пользование огнем), Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа. Ее осваивали независимо друг от друга в разных частях земли, когда человеческое общество достигало соответствующего уровня развития.

Слайд 61

Слайд 62

  Первоначально основным видом керамики была посуда для хранения запасов и варки пищи. Сосуды обычно ставили между камнями очага, для чего удобнее было яйцевидное или округлое дно; толстые стенки для облегчения обжига покрывали вдавленным орнаментом, который с самого начала имел также важное эстетическое и культовое значение. Начиная с энеолита (3—2-е тысячелетие до н. э.) на керамических изделиях появилась роспись. Формы посуды развивались соответственно потребностям быта (например, переход к оседлому образу жизни потребовал сосудов с плоским дном, приспособленным к плоским поду печи и столу; своеобразная форма славянских горшков вызвана особенностями приготовления пищи в печи, когда сосуд обогревается сбоку) и художественным традициям народов.

Слайд 63

ОРНАМЕНТ
Орнамент - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Он предназначен для украшения предметов (утвари, оружия, книг и т.д.) и архитектурных сооружений. У первобытных людей орнаментом украшалось и человеческое тело, которое раскрашивали и на которое наносили татуировки. Один из самых древних орнаментов – геометрический, состоящий из абстрактных форм. Круг, квадрат, треугольник, из которых создаются простейшие узоры, некогда олицетворяли силы природы и служили охранными знаками. Позже возникают растительный и сюжетный орнаменты. Дом, предметы быта, одежда обязательно были украшены орнаментом.

Слайд 64

Слайд 65

ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
Круг. Круг символизирует солнце и небо. Волна, змея – символ водной стихии. Ромб. Символ плодородия и женского начала в природе

Слайд 66

Слайд 67

Слайд 68

СИНКРЕТИЗМ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ
СИНКРЕТИЗМ (от греческого synkretismos - соединение), неразделённость, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга).