Презентация - Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»


Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Константин Паустовский Рассказ «Старый повар»
Опыт комментированного чтения произведения

Слайд 2

Цели  урока:  представить значение музыки в жизни людей; на основе литературного произведения – рассказа К.Г.Паустовского - показать воздействие музыки на человека. Задачи  урока:  развивать умение анализировать прочитанное, понимать авторский замысел; способствовать развитию читательской наблюдательности и воображения; содействовать воспитанию у учащихся интереса к чтению литературы и интереса к классической музыке, эстетического вкуса.

Слайд 3

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун... это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять. Несколько лет назад повар ослеп от жара печей...

Слайд 4

Какие чувства посещают вас при чтении начала рассказа? - Подберите эпитеты, метафоры, характеризующие ваши настроения?
Щемящая грусть, сдавливающая грудь тоска, ощущение безысходности, печаль одиночества и забытости, страх приближения смерти, сочувствие

Слайд 5

Какими образами создаётся атмосфера рассказа? - Найдите ключевые слова в их обрисовке. Приведите объединяющие их ассоциации.
Повар: - бывший слепой старик умирал
Дом: даже не дом, а ветхая сторожка в глубине сада; на окраине Вены
Сад: гнилые ветки, сбитые ветром
Пёс: тоже умирал от старости, тихо ворчал, не мог лаять
Смерть, бессмысленность, бесполезность и ненужность, отчуждение ото всего и забытость

Слайд 6

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии. Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.
Клавесин - струнный клавишно-щипковый инструмент, предшественник фортепиано

Слайд 7

Как образы клавесина и Марии связаны с предыдущими и какой поворот настроений,мыслей создают? Найдите словесные переклички.
Мария: юность, продолжение отца, нить с его прошлым, любовью; единственное богатство отца
Клавесин:
старый, дрожащий, старческий гул
струны пели, ответ в ответ, встретил гулом, сторож своего дома, единственное богатство Марии
Жизнь, вечные ценности

Слайд 8

Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал: — Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть. — Что же делать? — испуганно спросила Мария. — Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет. — Наша улица такая пустынная… — прошептала Мария, накинула платок и вышла.

Слайд 9

Как автор рисует приближение смерти? Сравните состояние Марии и её отца.
Описание обряда омовения - физического очищения тела, облачения в чистые одежды («холодная чистая рубаха» как холодные объятия приближающейся смерти)
Глаголы речи, сопровождающие реплики героев в диалоге: Мария – испуганно спросила, прошептала; отец – сказал, сказал.

Слайд 10

Как эпизод помогает нам представить личность повара?
Повар: честность, строгость, требовательность к самому себе, независимость, гордость, неприятие лицемерия и фальши, жажда душевной чистоты, спокойствие перед лицом смерти

Слайд 11

Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек... Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца. — Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.

Слайд 12

Тревожное долгое ожидание девушки прерывает напев. Дрожащему голосу Марии противопоставлена спокойная речь незнакомца. Статика сменяется динамикой («Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.»)
Как автору удаётся снять возникающее напряжение?

Слайд 13

Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему. — Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

Слайд 14

«очень молод», «по-мальчишески тряхнул головой», «весело посмотрел в лицо умирающему»
Как меняется атмосфера рассказа и в связи с чем?
БОДРОСТЬ, ЭНЕРГИЯ, РАДОСТЬ, СВЕТ, ЖИВОСТЬ

Слайд 15

— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства.., я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола. — А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

Слайд 16

Грех повара. Грех?
Цель кражи – корысть, обогащение лёгким способом
Цель поступка повара – спасти жизнь жены. Жажда раскаяния, мучения совести, стыд перед собой и дочерью

Слайд 17

— Как вас зовут? — спросил незнакомец. — Иоганн Мейер. — Так вот, Иоганн Мейер, вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. — Аминь! — прошептал старик. — Теперь скажите вашу последнюю волю. — Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии. — Я сделаю это. А еще чего вы хотите?
Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: — Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, сбила меня с толку.

Слайд 18

- Что нового в облике старого героя открывает его исповедь?
Повар: искренность, любовь к близким, сознание ценности любви, семьи, чуткость к красоте, жизнелюбие

Слайд 19

— Хорошо, — сказал незнакомец ... подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет... внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков. — Слушайте,- сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите. Он заиграл.

Слайд 20

- Какое ощущение создаётся при чтении эпизода? - Какие приёмы способствуют этому?
Ожидание чуда, волшебства: умолчание , сравнение «сел перед ним на табурет... внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков»; слова гостя, звучащие уверенно, повелительно: «Слушайте и смотрите».

Слайд 21

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег... — Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.

Слайд 22

Незнакомец играл, глядя в чёрное окно. — А теперь, вы видите что-нибудь? — Неужели вы не видите, что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее... — Я вижу всё это! — крикнул старик. — Нет, сударь, — сказала Мария, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну ночь.

Слайд 23

— Открой окно, Мария, — попросил старик. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно. Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

Слайд 24

Что за чудо произошло? - Что его сотворило?
МУЗЫКА
ВОЗВРАЩЕНИЕ ОЩУЩЕНИЯ СЧАСТЬЯ, РАДОСТИ, ДУШЕВНОЙ ЧИСТОТЫ И СВОБОДЫ

Слайд 25

Старик сказал, задыхаясь: — Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя! — Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт. Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.

Слайд 26

- В чём величие музыканта и за что перед ним склоняются?
Гений Моцарта: - феноменальные способности: абсолютный слух и музыкальная память, - в 3 года под руководством отца научился играть на клавесине, - с 5 лет сочинял музыкальные произведения, - за 35 лет своей жизни написал более 600 произведений.

Слайд 27

Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.
Как музыка помогает человеку?
Успокаивает, радует, исцеляет, заставляет думать, очищает сердце, показывает все движения души, показывает естественное, истинное и доброе в этом мире. Музыка пробуждает в нашей груди любовь к человеку и к миру.

Слайд 28

1. Воздействие искусства на человека 2. Совесть 3. Раскаяние, чувство вины, грехи 4. Воспоминания 5. Любовь 6. Счастье 7. Талант, гений
Проблематика рассказа К.Г.Паустовского «Старый повар»