Презентация - Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)


Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устная часть)






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Подготовка к ОГЭ по русскому языку (устно)
Критерии Разбалловка Варианты Тематические задания с комментариями

Слайд 2

Задание 1. Чтение текста.        Вам, конечно, хорошо знаком знаменитый русский поэт, прозаик и драматург Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837). Выразительно прочитайте текст об А.С. Пушкине вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

Слайд 3

Выразительное чтение:
Скорость чтения - примерно 120 слов в минуту. Чётко проговаривать слова, окончания слов, правильно ставить ударение. Выделить графически ключевые слова и предложения в тексте, при чтении выделить их логически (интонацией, голосом). Обязательно соблюдать паузы после предложения. После абзаца пауза должна быть более длительной.

Слайд 4

Критерии оценивания выразительного чтения
Выразительность речи Экзаменуемый сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. 1 Экзаменуемый не сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. 0 Правильность речи (Соответствие речи языковым нормам) Речь правильная (соответствует языковым нормам): отсутствует искажение слов (или допущена 1 ошибка), ударение в словах поставлено верно (или допущена 1 ошибка). Интонация передаёт пунктуацию текста (или допущена 1 ошибка). Темп чтения высокий. (???) 2 Речь правильная (соответствует языковым нормам), но присутствует искажение слов (допущены 2-3 ошибки), и/или в постановке ударения допущено 2-3 ошибки, и/или интонация в целом передаёт пунктуацию текста, но допущено 2-3 ошибки. Темп чтения высокий. (???) 1 Речь содержит значительные ошибки ( частично соответствует языковым нормам): присутствует искажение слов (более 3 ошибок), в постановке ударения допущено более 3 ошибок. Интонация неточно передаёт пунктуацию текста (допущено более 3 ошибок). Темп чтения невысокий. (???). Понимание речи затруднено. 0 Максимальное количество баллов за всё задание – 3

Слайд 5

Слайд 6

Текст №2
     Я сидел один в полутемной комнате и не слышал звонка в передней. И вдруг увидел на пороге громаднейшую фигуру в распахнутой шубе и высокой бобровой шапке. Это был Ф.И. Шаляпин.      Величественным, медленным шагом Шаляпин направился к двери библиотеки. Он шел, как идут на сцене знатные бояре. Ничто не нарушало спокойствия его внезапно окаменевшего лица. И тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, коричневый бульдог, любимица всей семьи. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей шубы. — Ах, вот вы как? — опять прогудел Шаляпин, и все лицо его собралось в угрожающие бульдожьи складки. В какую-то долю секунды он очутился на четвереньках и мелкими торопливыми шажками побежал навстречу Буське. В эту минуту он обрел разительное сходство с вылезшим из берлоги медведем. Но что сделалось с несчастной собакой! Буська, взвыв от ужаса и неожиданности, задом поползла под диван. Шаляпин вновь выпрямился во весь гигантский рост. Серьезно и медлительно он продолжал свое боярское шествие. А в дверях кабинета стоял Горький и, сморщившись, давился от беззвучного смеха. (По В.А. Рождественскому. Страницы жизни)

Слайд 7

Текст №3
     Тоненькая, стройная Анна Андреевна ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н. С. Гумилева. То были годы ее первых стихов и неожиданно шумных триумфов.        С каждым годом Ахматова становилась величественнее. Это выходило у нее само собою.        Замечательна в ее характере и другая черта. Она была совершенно лишена чувства собственности, расставалась с вещами удивительно легко.       И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой. Как-то в двадцатом году, в пору лютого петроградского голода, ей досталась от друга большая жестянка, полная сверхпитательной «муки», изготовленной в Англии. Одна маленькая чайная ложка этого густого концентрата, разведенного в кипяченой воде, представлялась нашим голодным желудкам недосягаемо-сытным обедом. Я от души позавидовал обладательнице такого сокровища.     Было поздно. Гости стали расходиться по домам. Я несколько позже других вышел на темную лестницу. И вдруг она выбежала вслед за мною на площадку и сказала: – Это для Мурочки...      И в руках у меня очутилось драгоценное «Нестле».      Дверь захлопнулась, и сколько я ни звонил, не открылась.      Таких случаев я помню немало. (По К.И. Чуковскому)

Слайд 8

Текст №4

Слайд 9

Текст №5

Слайд 10

Текст №6

Слайд 11

Текст №7
Михаил Васильевич Ломоносов – учёный мирового значения. Он жил в 18 веке, в период правления императрицы Елизаветы Петровны. В 19 лет самостоятельно отправился в Москву учиться. Он получил хорошее по тем временам образование: окончил славяно-греко-латинскую академию, Академию наук и художеств в Санкт-Петербурге. В 1736 году, как один из лучших учеников, был отправлен в Германию, где  изучал химию, горное дело. Желание учиться было свойственно Михаилу Васильевичу до конца жизни. Он всегда стремился познать мир, понять его законы. Не случайно во многих науках Ломоносов сделал свои открытия: в химии, астрономии, географии, металлургии, истории, был прекрасным поэтом, художником. М.В. Ломоносов мечтал, чтобы молодые люди получали высшее образование не только за рубежом, но и  в России. В одной из од он писал: Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; По его инициативе в 1755 году был открыт в Москве первый в России университет, в котором  М. Ломоносов преподавал, разрабатывал программу обучения, подбирал лучших педагогов. Сегодня университет носит имя этого удивительно талантливого человека. Деятельностью М.В. Ломоносова во благо России гордятся его потомки.

Слайд 12

Текст №8
Язык- важнейшее средство человеческого общения. Одновременно он является зеркалом национальной культуры. История, традиции, нравственные законы- всё передаётся при помощи языка из поколения в поколение. Сокровищницей русского языка являются пословицы. Созданные народом, они и в наши 2000-ые годы не утратили своего значения. И пусть за окном 21 век, но и сегодня можно услышать знакомые нам с детства пословицы: «Любишь кататься — люби и саночки возить!», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Старый друг лучше новых двух» и многие другие. Пословицы – это небольшое высказывание, содержащее обобщённый нравоучительный смысл. В них в иносказательной форме выражена народная мудрость. Как надо вести себя в обществе, что является ценным для человека, каким нужно быть? На все эти вопросы можно найти ответы в пословицах. Используйте их в своей речи, и тогда она станет яркой, точной и выразительной. Как сказано в пословице, «хорошую речь приятно слушать».

Слайд 13

Текст №9
 СМИ — это средства массовой информации: печатные и сетевые издания, телевидение, радио. В современном мире их роль невозможно переоценить. Они являются одним из ключевых факторов развития общества. Термин «средство массовой информации» появился в русском языке в 1970-х годах. Сегодня он прочно вошёл в активный лексический запас людей. СМИ играют ведущую роль в освещении деятельности органов власти, в создании системы обратной связи, мониторинге общественного мнения и общественных настроений. Они являются неотъемлемой частью социально-экономической, политической и культурной жизни общества. Одной из важнейших функций СМИ сегодня является формирование общественного мнения по той или иной проблеме. Также СМИ играют рекреативную, то есть развлекательную роль. Особенно это проявляется в деятельности телевидения и радио, разнообразные шоу-программы в которых стали привычным явлением и занимают более 50 % эфирного времени. «Четвёртой властью» называют СМИ, поэтому необходимо, чтобы общество требовательно относилось к ним, не допуская негативных явлений.

Слайд 14

Текст №10
Герои Великой Отечественной войны! Сколько их было в 1941-1945 годах! Защищая Родину, многие погибли, отдав свои жизни за мир, свободу, за счастливое будущее своих детей. Имя Александра Матросова стало символом смелости, героизма, патриотизма советских людей с годы войны. В 1942 году, когда Александра после его многочисленных просьб отправили на фронт, ему было всего 18 лет. Сначала он несколько месяцев учился в пехотном училище, затем воевал на Калининском фронте. Там Александр Матросов и совершил 27 февраля 1943 года свой бессмертный подвиг. Три фашистских дзота преграждали путь советским солдатам, не давая им возможности атаковать опорный пункт немцев. Вскоре первый и второй дзот были взорваны. Но третий так и не могли уничтожить. Тогда Александр подполз к нему и закрыл своей грудью, чтобы дать возможность товарищам прорваться вперёд. За героический подвиг Александру Матросову в 1943 году было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Более 400 солдат повторили этот подвиг в годы войны! Имя Александра Матросова навечно вошло в историю нашей страны. Ему поставлены памятники. Имя героя носят улицы многих городов России.

Слайд 15

Текст №10
Кони несут среди сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота. Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней и тащу его в комнату. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим! Все это происходило на маленьком пространстве. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем поэтический беспорядок. Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость. Он, как дитя, был рад нашему свиданию. Прежняя его живость во всем проявлялась в каждом воспоминании. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами. Среди разговора внезапно он спросил меня: что о нем говорят в Петербурге и в Москве? Я ему ответил, что что стихи его приобрели народность во всей России и, наконец, что близкие и друзья любят его, желая искренно, чтобы скорее кончилось его изгнание.

Слайд 16

Текст №11
Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1.5 минуты на подготовку. Отрывок из книги Ивана Сергеевича Соколова – Микито́ ва «Звуки земли» Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью-землёю. Звуки земли драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют нам музыку. Я с радостью вспоминаю звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня. В ночной тишине ещё отчётливее слышу дыхание земли, шелест листка над поднявшимся из земли свежим грибом, трепетание ночных лёгких бабочек, крик петуха в ближайшей деревне. А как хорошо, незабвенно каждое новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начинают радостно петь птицы. Полнится жизнью пробудившийся лес! В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё серебристее звенят ручьи, душистее пахнут лесные травы, и аромат их чудесно сливается с музыкальной симфонией утра.

Слайд 17

Слайд 18

Чтение (2 балла)
Подготовка – 1,5 минуты Можно получить – 2 балла 1 балл – за интонацию 1 балл – за темп (120 слов в минуту)

Слайд 19

Темы для обсуждения на экзамене:
 музыка музеи театры кинофильмы  путешествия города увлечения и хобби

Слайд 20

Выразительное чтение:
Скорость чтения - примерно 120 слов в минуту. Чётко проговаривать слова, окончания слов, правильно ставить ударение. Выделить графически ключевые слова и предложения в тексте, при чтении выделить их логически (интонацией, голосом). Обязательно соблюдать паузы после предложения. После абзаца пауза должна быть более длительной. ,

Слайд 21

В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь. В процессе "говорения" учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение) и умение вести как диалог, так и монолог

Слайд 22

Монологическое высказывание. Беседа по монологу. Рекомендации ученикам:
1. Первый и самый главный прием:  определить основную мысль будущего описания. Подумай: что главное ты хочешь донести до адресата; зачем, для кого ты будешь говорить. 2. Второй прием подготовки : определи ключевые   слова, опираясь на которые ты будешь строить своё выступление (главное в выступлении) .

Слайд 23

Композиция монологического высказывания
1.Приветствие, комплимент аудитории. 2.Тезис, доказательство, вывод. 3.Заключение (обобщение). Я бы хотел, чтобы….. Спасибо за внимание…. Следить за наличием вводных слов (порядок мысли, оценка говорящего).

Слайд 24

Требования к речевому оформлению монологического высказывания Рекомендации ученикам
1.Обязательное использование выступающим изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика, прилагательные и др.)

Слайд 25

2. Не допускается использование говорящим односложных фраз. Предложения должны включать различные синтаксические конструкции: однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты; вводные слова со значением порядка изложения мыслей (во-первых, во-вторых), с оценкой говорящего ( конечно, к сожалению, я надеюсь и т.д. ); вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения.

Слайд 26

Приложение 2 Как нельзя составлять высказывание
Даже не знаю, с чего начать… Ну…, наша гимназия- одна из самых старых. Образовалась гимназия в 1786 году. Ну…, еще что? …А, вспомнил! Образовалась гимназия по указу Екатерины Великой. Вот. Сначала гимназия была в литературном музее, а потом здесь. Ну, вернее, в здании литературного музея. Много раз менялагимназия статус, а потом все-таки осталась гимназией. Я точно не помню, кажется в 1992 году. Точно... Вспомнил. Много знаменитых выпускников вышли из стен гимназии. А еще праздник скоро 225 лет. Все!

Слайд 27

Приложение 1 Наша гимназия – одно из старейших учебных заведений страны и имеет богатое прошлое. Она появилась в Пензе еще в 1786 году. Здесь побывали императоры Александр Первый, Николай Второй. По этим ступеням бегали юный Белинский и Тухачевский…. В гимназии преподавали лучшие учителя. Многие преподаватели имели научные труды. В 1918 году гимназии было присвоено имя ее воспитанника Виссариона Григорьевича Белинского. Среди выпускников гимназии такие известные личности, как Ф.И. Буслаев, В.Г. Белинский и другие. В годы Великой Отечественной войны в стенах нашего учебного заведения располагался военный госпиталь. В 1992 году школе вернули статус классической гимназии. Уже в этом статусе мы отмечаем в этом году 225-летие нашего учебного заведения.

Слайд 28

Описание картины или фотографии
Передний и задний план Перспектива Цветовой ряд: краски, оттенки, настроение Предметный ряд Персонажи и предметы