Презентация - Формирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста


Формирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаФормирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста
В полном размере

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Формирование словообразования в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста» Автор работы: Клочкова Елена Николаевна учитель-логопед МБДОУ д/с № 39 «Петушок» 2018 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 «Петушок» с. Чапланово МО «Холмский городской округ» Сахалинской области

Слайд 2

«Речь может быть такой же разной, как мир, который она описывает». В. Л. Кошкаров
Вопросы словообразования представлены в работах лингвистов: К.А. Левковской , В.В. Лопатина, В.Н. Немченко, Н.М. Шанского, А.А. Леонтьева и других.
Формирование словообразования в онтогенезе описано в работах: А.Н.Гвоздева, Т.Н.Ушаковой, Д.Б.Эльконина, С.Н.Цейтлин и др.

Слайд 3

В соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по завершении этапа дошкольного обучения ребенок должен хорошо овладеть развитой связной грамматически правильной устной речью, а также овладеть предпосылками обучения грамоте.

Слайд 4


По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется словарь ребёнка в количественном и качественном аспектах.

Слайд 5


Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели-типы). Универб представляет собой производное слово, реализующее в речи сформировавшееся представление о модели-типе словообразования.

Слайд 6


В процессе формирования словообразования основное внимание уделяется организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой. Закрепление этой формы осуществляется на основе определения слов с общей морфемой, выделение этой общей морфемы, уточнения её значения. Логопедическая работа включает словообразование существительных и прилагательных.

Слайд 7


Формирование словообразование осуществляется в три этапа. Работа над словообразовательными аффиксами осуществляется следующим образом: - образование слов с заданным значением с помощью логопеда. При этом подбираются слова с одинаковыми словообразующими аффиксами (по значению и звучанию); - выделение общей морфемы; - закрепление значение аффикса; - анализ звукового состава морфемы; - самостоятельное образование слов с данным аффиксом. Заключительным этапом работы является оперирование морфемами в процесс лексико-семантических упражнений, т.е. в экспрессивной речи.

Слайд 8

Этапы работы по формированию словообразования.   Первый этап – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Существительные Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к- , -ик-, -чик-.

Слайд 9

Упражнение «Назови ласково» Оборудование: мяч . Ход игрового упражнения: Логопед , бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково». а) с суффиксом –ИК-     б)с суффиксом –ЧЕК-
Пакет Пакетик Буклет Буклетик
Билет билетик буфет буфетик
Салат салатик халат халатик
Канат канатик мяч мячик
дом домик слон слоник
Каток каточек замок замочек
песок песочек кусок кусочек
моток моточек пенек пенечек
в) с суффиксом –К-
баня банька хата хатка
нота нотка пена пенка
пуля пулька яма ямка

Слайд 10

Второй этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей. Существительные Образование: - уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-; - существительных с суффиксом -ниц- (сахарница); существительных с суффиксами -инк-, -ин- (пылинка, виноградина).

Слайд 11

Упражнение «Назови детенышей»  Оборудование: предметные картинки: кошка, корова, лосиха, лисица, ежиха, гусыня, утка; котенок, теленок, лосенок, лисенок, ежонок, гусенок, утенок. Ход игрового упражнения Перед ребенком раскладывают картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), произносит начало предложения. Ребенок заканчивает предложение словом, подходящим по смыслу и подбирает соответствующую картинку.    
Учитель-логопед Ребенок
У кошки котенок
У коровы теленок
У лосихи лосенок
У лисицы лисенок
У ежихи ежонок
У гусыни гусенок
У утки утенок

Слайд 12

Третий этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. Существительные Образование названий профессий.

Слайд 13

Упражнение «Профессии»   Оборудование: сюжетные картинки по теме «Профессии».   Ход игрового упражнения:   Логопед показывает ребёнку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии.
Учитель-логопед Ребенок
Рыбу ловит Рыболов
Лес рубит Лесоруб
Водит машину Водитель
Учит детей Учитель
Пишет книги Писатель
       

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

В дошкольном детстве не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Да и речь его в целом, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться школьные годы, на протяжении всей жизни.  

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!