Презентация - Связь слов в словосочетании

Связь слов в словосочетанииСвязь слов в словосочетанииСвязь слов в словосочетанииСвязь слов в словосочетанииСвязь слов в словосочетанииСвязь слов в словосочетанииСвязь слов в словосочетанииСвязь слов в словосочетанииСвязь слов в словосочетанииСвязь слов в словосочетанииСвязь слов в словосочетанииСвязь слов в словосочетании







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Связь слов в словосочетании

Слайд 2

Цель урока: закрепить понятия о строении и значении словосочетаний, конструировать их, научить определять способы связи в словосочетаниях, дать понятие о синонимичных словосочетаниях, закрепить умение делать схемы.

Слайд 3

Лингвистическая разминка
Придумайте и запишите словосочетания с данными словами (при затруднениях обращайтесь к орфографическому словарю), отметьте главные слова.
Т..лантливый, г..ниальный, д..ректор, с..кретарь, тр..диция, ид..ал, ст..пендия.
Талантливый художник, гениальный поэт, строгий директор, поговорить с директором, новый секретарь, спросить секретаря, наша традиция , следовать традициям, идеал Пушкина, стипендия студента.

Слайд 4

Проверка домашнего задания
Ответьте на вопросы: Что называется словосочетанием? Расскажите о строении словосочетания. На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?
Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
Проверяем «по цепочке» домашнее упражнение 65 ( по одному примеру) и объясняем написание слов: в..ковые, традиц..онные, уча..твовать, (с)лева, вн..мательный) .

Слайд 5

Индивидуальное задание ( 1 учащийся выписывает словосочетания, остальные – по вариантам упр.66) Выпишите только словосочетания. Вокруг дома, красивый дом, дом построен, дом да берёза, в течение дня, осенние дни, дни приёма, дни закончились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры.
Ответы. Красивый дом, осенние дни, дни приёма, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере.

Слайд 6

Не являются словосочетаниями
основа предложения (мальчик уехал) однородные члены (быстрый и внимательный) предлоги со словами (в течение часа) составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий) сочетания слов в составе фразеологизмов (бить баклуши)

Слайд 7

Согласование - такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного.
х Преогромный дуб прил. + сущ. х Перепаханное поле прич. + сущ. х Моего друга мест. + сущ. х Девятое упражнение числ. (поряд.) + сущ.

Слайд 8

Управление - такая связь, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного.
х Ветка берёзы сущ. + сущ. х Прибежал к нему гл. + мест. х Призадуматься над задачей гл. + сущ.

Слайд 9

Примыкание - такая связь, при которой зависимое слово - наречие, деепричастие, глагол в неопределённой форме.
х Прибыть неожиданно гл. + наречие х Очень высокий нар. + прилаг. х Нежно прикасаться наречие + гл. х Говорил улыбаясь гл. + дееприч. х Уехал учиться гл. + гл. в неопр. форме х Далеко впереди нар. + нар.

Слайд 10

Тренировочные упражнения
Упражнение 68 - устно. Вывод. В качестве зависимых слов при согласовании могут употребляться имена прилагательные, имена числительные, местоимения, причастия; при управлении - имена существительные, имена прилагательные и причастия в роли существительных, имена числительные, местоимения; при примыкании – наречия, деепричастия, неопределённая форма глагола.

Слайд 11

1. Упражнение 71 (ii) - письменно «по цепочке».
Три тетради – трёх тетрадей. Четыре карандаша – четырьмя карандашами. Двое детей – двоими детьми. Восемь спортсменов – восемью (восьмью) спортсменами. Пятьдесят рублей – с пятьюдесятью рублями. Серебряное кольцо – кольцо из серебра (синонимичные словосочетания).
2. Самостоятельная работа – упр. 71 (1).

Слайд 12

Домашнее задание
§ 7 (стр. 32), упр.72 - на «4», упр.72, 74 – на «5»