Презентация - Способы словообразования

Способы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразованияСпособы словообразования







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Способы словообразования 7 класс Повторение в начале года

Слайд 2

Контрольный словарный диктант (слова из упражнения 20).

Слайд 3

МУДРЫЙ
Приставочный способ
Словообразовательная модель:
Словообразовательный разбор:
ЫЙ
МУДР
ЫЙ
МУДР
ПРЕ
ПРЕМУДРЫЙ
ПРЕ
+
прилагательное

Слайд 4

ОК
ГРИБ
ГРИБ
Суффиксальный способ
Словообразовательная модель:
ГРИБ
ОК
ГРИБ
Словообразовательный разбор:
ОК
+
основа производящего слова

Слайд 5

СК
МОР
ИЙ
ЗА
Приставочно-суффиксальный способ
Словообразовательная модель:
ЗА
+
основа производящего слова
СК
ИЙ
+

Слайд 6

ВЫХОД
ВЫХОД
ВЫХОДИТЬ
Словообразовательная модель:
Словообразовательный разбор:
И
+
основа производящего слова
Бессуффиксный способ

Слайд 7

Операция «сложение» в русском языке
1.Сложение целых слов кресло-качалка, плащ-палатка
2. Сложение основ слов лесостепь, бронепоезд
3. Сложение сокращённых основ слов универмаг, стенгазета, юннат
4. Сложение начальных букв слов ПК, МГУ, ПТУ
5. Сложение начальных звуков слов вуз, МХАТ, ТЮЗ

Слайд 8

Объясните значение слов и подумайте , как они образованы.
книголюб рыболов кресло-качалка МГУ вуз
книга + любить
рыба + ловить
кресло + качалка
высшее + учебное + заведение
Московский + государственный + университет

Слайд 9

Как делать словообразовательный разбор. Алгоритм действий
Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть или –ти у глаголов). Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс. Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы) Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.

Слайд 10

Как делать словообразовательный разбор
 Правило №1. Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).

Слайд 11

Как делать словообразовательный разбор
Ловушка! Ошибка! перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! -ть и -л- - формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).

Слайд 12

Как делать словообразовательный разбор
 Правило №2. Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово без этой приставки.

Слайд 13

Как делать словообразовательный разбор
Ловушка! Ошибка! вход ← ход (приставочный способ). Ход – не самое близкое однокоренное слово! Правильно: вход ← входить (бессуффиксный способ).

Слайд 14

Как делать словообразовательный разбор
Помни! При словообразовательном анализе следует помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных: - е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу); Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн). Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н). - шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу); - б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить - люблю).

Слайд 15

Как делать словообразовательный разбор
Помни! Прежде всего необходимо исключить способ перехода из одной части речи в другую. Переход – это неморфологический способ словообразования, заключающийся в изменении морфологических признаков слова. Внешне это проявляется сохранением всех морфем и окончания, свойственных исходной части речи, но изменением вопроса, задаваемого к этому слову. В прошлое (какое?) воскресение мы ходили в цирк. – Необходимо помнить (что?) прошлое. В первом случае к слову прошлое задается вопрос какое? , т.е. вопрос прилагательного, а во втором что? - вопрос существительного. Значит, во втором предложении произошел переход.

Слайд 16

Как делать словообразовательный разбор
Приставочный способ. Помни! Приставка не меняет часть речи! Распространенные модели: раз/рас, сверх, супер, ультра, экстра + существительное/прилагательное = существительное/ прилагательное. анти, дез, контр, не, ни + существительное/ прилагательное = существительное /прилагательное. приставка + любой бесприставочный глагол = глагол.

Слайд 17

Как делать словообразовательный разбор
Суффиксальный способ (чаще всего образует новую часть речи).
От какой части речи Суффикс Что может быть образовано
существительное щик, чик, ник, ец и др. существительное
существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив прилагательное
существительное, прилагательное а, ну, и, е, нича, ирова, изирова глагол
глагол ова, ева, ива, ыва, ва глагол
прилагательное, причастие о, е наречие

Слайд 18

Как делать словообразовательный разбор
Приставочно-суффиксальный способ.
От какой части речи Морфема Что может быть образовано
прилагательное, местоимение по-…-ому, -ему, -ски, -цки, -ьи наречие
существительное при, под, над, за, на, меж, со… И -(й)е [заканчивается на -ье, -ие, -ица] существительное

Слайд 19

 Потренируемся!
1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.

Слайд 20

 Потренируемся!
2. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочным способом. Зато в «виртуале» может предстать принцем на белом коне.

Слайд 21

 Потренируемся!
3. Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. Адъютанту Барклая пришлось обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.

Слайд 22

 Ответы:
1). бездонный ← дно (приставочно-суффиксальный способ); 2). предстать ← стать (приставочный способ); 3). выкрик ← крик (пристав. способ) ← кричать (бессуффиксный способ) угрозы ← угрожать (бессуффиксный способ).

Слайд 23

Согласование сложносокращенных слов в роде и числе
ТЮЗ показал(?) новый спектакль.
Образец рассуждения:
Т
театр
Ю
З
юного
зрителя
Х
мужской род, ед. ч
Вывод: театр показал (м.р., ед.ч.).
ТЮЗ показал новый спектакль.
м.р., ед.ч.

Слайд 24

СМИ освещал(?) визит президента в Китай.
Образец рассуждения:
С
средства
М
И
массовой
информации
Х
мн.ч.
Вывод: средства освещали (мн.ч.).
Согласование сложносокращенных слов в числе
СМИ освещали визит президента в Китай.
мн.ч.

Слайд 25

Использованные источники 1. Астацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=1376 2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, Ленигр. отд-ние, 1990. 3. Иванова И.А. Общие правила оформления презентаций. http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=3309 4. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984. 5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999. 6. Розенталь Д,Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 1999. 7. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1997. 8. Современный русский язык: учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/ Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А. Новикова. – Спб.: Изд-во «Лань», 2001. 9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991.

Слайд 26

Подготовила Бурмистрова Р.А. Использованные материалы:
Презентация Захаровой Т.А., методиста Рязанского института развития образования. Другие материалы. Источник – Интернет.