Презентация - Учимся писать сочинение-рассуждение

Учимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждениеУчимся писать сочинение-рассуждение







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Учимся писать сочинение-рассуждение (подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе)
Педагогическая мастерская учителя

Слайд 2

Алгоритм работы с текстом
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора) определить идею (зачем написан текст, над чем заставляет задуматься)

Слайд 3

Проблема
Комментарий
Позиция автора
Моя позиция
1-ый аргумент
2-ой аргумент
Вывод

Слайд 4

Формулируем проблему
Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения.

Слайд 5

Если рассуждение в публицистическом стиле
Такой текст подчиняется определенным законам композиции (тезис, доказательства, вывод), поэтому особое внимание обратите на первый и последний абзацы текста. В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. В тексте может быть не одна проблема, нужно сформулировать только одну проблему и работать только по ней. Внимательно прочитайте первый абзац и сформулируйте вопрос, над которым автор размышляет. Помочь сформулировать этот вопрос вам может А29.

Слайд 6

Если текст художественного стиля
Работать надо с текстом в целом, проблемный вопрос ставить ко всему тексту. Целесообразно обратить внимание на художественные детали (особенности портрета, интерьера, пейзажные зарисовки). Некоторые детали могут повторяться, это должно привлечь ваше внимание. Подумайте, для чего автор акцентирует внимание читателя на этих подробностях.

Слайд 7

Формулирование проблемы
Опорное слово
Первый вопрос
Второй вопрос
Клише

Слайд 8

Переходим к комментарию
Комментарий – 1) а) пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение; б) объяснительные примечания к тексту сочинений какого-либо автора. 2) а) Рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо; б) информационный материал, анализирующий разъясняющий какие-либо события или факты общественно политической жизни. Комментарий – это самый трудный компонент сочинения. Он может быть текстуальный и концепционный.

Слайд 9

Текстуальный должен объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы. Концепционный – это интерпретация проблемы, указание и объяснение её актуальности. Здесь больше свободы, но в этом и трудность. Целесообразнее выбрать текстуальный комментарий.

Слайд 10

Для того чтобы написать комментарий, определите микротемы по центральным абзацам. Здесь автор размышляет, приводит свои аргументы, ссылается на авторитетные источники. В комментарии можно указать: разные точки зрения на проблему, показать, с кем спорит или соглашается автор; что заставило автора обратиться к поставленной проблеме; какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным вопросом; на какие авторитетные мнения он ссылается.

Слайд 11

Комментарий должен содержать рассуждение, пояснительное замечание, толкование проблемы. Самое главное – чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным. Проверьте, соответствует ли ваш комментарий поставленной проблеме.

Слайд 12

ПОМНИТЕ
Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои текста Комментируя, говорим о том, что делает автор текста Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята вами проблема, как вы увидели аспекты, намеченные автором, проследили за ходом авторской мысли (с помощью клише!)

Слайд 13

Поиск комментария
Проблема
Анализ Отбор
К О М М Е Н Т А Р И Й

Слайд 14

Формулируем позицию автора
Позиция автора – отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль текста. Перечитайте текст и найдите авторский ответ на поставленный вами вопрос. Обратите внимание на последний абзац текста или несколько последних предложений. Возможно, именно там вы сможете прочитать, как автор относится к поставленной проблеме. Сформулируйте её своими словами, подтвердив их цитатой из текста.

Слайд 15

Формулировка позиции автора

Слайд 16

Выражаем свое отношение к проблеме
После того как сформулирована позиция автора, необходимо выразить свое мнение по данной проблеме, соглашаясь с позицией автора или оспаривая её. Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, еще раз сформулируйте свою позицию иными фразами. От точности формулировки, расставленных смысловых акцентов будет зависеть аргументация.

Слайд 17

Формулирование своей позиции

Слайд 18

Приводим аргументы
Аргумент – доказательство, убеждение, довод. Вы должны доказать правильность своей позиции, приведя определенные аргументы. Аргументов должно быть два. Лучше, если оба доказательства будут взяты из художественных произведений. Или в качестве второго аргумента можно использовать факты из общественной жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей.

Слайд 19

Аргументация
Литературный аргумент
Фактический аргумент
Моя позиция

Слайд 20

Работа над Выводом
Последней частью работы должен стать вывод, где необходимо еще раз вернуться к поставленной проблеме (перечитайте проблемный вопрос) и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме.

Слайд 21

Проблема
Комментарий
Позиция автора
Моя позиция
Аргумент 1
Аргумент 2
В Ы В О Д

Слайд 22

Удачи на экзамене!!!