Презентация - Итоговое сочинение: работа над ошибками

Итоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибкамиИтоговое сочинение: работа над ошибками







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Итоговое сочинение: работа над ошибками
Красовская Светлана Игоревна, доктор филологических наук, профессор, заведующая редакцией русского языка и литературы Издательства «Просвещение».

Слайд 2

Цель сочинения –
уйти от шаблонов и «тестового» мышления и научиться/научить детей думать. По словам Дмитрия Ливанова: « …самый главный результат, который мы ожидаем увидеть и в этом году, и в ближайшие годы – это повышение интереса детей к изучению литературы в школе, чтению, их способности формулировать мысль, аргументы».

Слайд 3

Что было необходимо?
В рамках выбранной темы необходимо было сформулировать свою позицию и аргументировать её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору. При этом количество упомянутых в сочинении произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

Слайд 4

Как оценивались сочинения?
Работы школьников оценивались по пяти критериям: соответствие теме; аргументация и привлечение литературного материала; композиция; качество письменной речи; грамотность.   Два первых критерия из этого списка являются обязательными. Чтобы получить «зачет», помимо них нужно выполнить еще как минимум один критерий.

Слайд 5

Темы для выпускников Центрального федерального округа
«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» «Какие события и впечатления жизни помогают человеку повзрослеть?» «Что важнее – любить или быть любимым?» «Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному читателю?» «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс».  

Слайд 6

Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
«…я бы обратилась к теме “Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?”, потому что она очень благодатная с точки зрения материала. В первую очередь, можно написать о собственном опыте: об опыте своих родителей, cвоей семьи»

Слайд 7

Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
«… я бы выбрала тему: “Какие события и впечатления жизни помогают человеку повзрослеть?” У каждого человека к 17-18 годам есть уже опыт взросления; есть события, пережив которые, ты почувствовал, что стал взрослее – либо мудрее (это самый желаемый результат), либо сильнее, либо жёстче, либо циничнее. Взросление, ведь, имеет разные стороны и не всегда оценивается даже самим человеком как совершенствование. Пушкинская Татьяна, помнится, сказала Онегину при последней встрече: “Онегин, я тогда моложе,/ я лучше кажется была…”».

Слайд 8

Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
«В рамках темы войны, помимо литературных аргументов, я бы наверное, обратилась и к истории своей собственной семьи, задумалась бы, загрустила…» «Пожалуй, из предложенных тем, я выбрал бы “Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне”. И выбор этот обусловлен тем, что война, к сожалению, вновь стучится в двери наших соседей, совсем близко от нас самих…»

Слайд 9

Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
Мой выбор мог пасть на тему “Что важнее – любить или быть любимым?”, потому что такой первичный опыт у старшеклассников уже есть. Эта тема –  повод для размышления и о любви в конкретном узком значении этого слова, и в более широком – о том, что важнее – дарить или получать; любить или позволять любить себя; что значит быть активным и  пассивным, всегда ли очевидный ответ является верным…»

Слайд 10

Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
«…свой выбор я бы остановила на теме “Какие события и впечатления жизни помогают человеку повзрослеть?”. В жизни часто не находится времени, чтобы ответить на этот вопрос, ответ возникает скорее как красноречивый факт после определённых событий. А потому, я бы взялась именно за эту тему, как за некое философское исследование, аргументированное множеством литературных примеров».

Слайд 11

Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
Тема о Лермонтове могла бы быть интересной мне, потому что творчество Лермонтова и сама его личность психологически и по возрасту очень близки старшеклассникам: бунтарство, одиночество, максимализм, азарт, игра – всё это обязательные атрибуты юношеской поры, юношеской поэзии. Кто в 17 лет не повторял про себя лермонтовских строк: “И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды…”? Кто не восхищался Печориным? Не влюблялся в него? Кто не мечтал о свободе так же страстно, как Мцыри?..»

Слайд 12

Что выбрали дети
«Вопросы, заданные человечеству войной» – 50% школьников. «Чем люди живы?» – 20% школьников. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова) – 10% школьников. «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» – 10% школьников. «Спор поколений: вместе и врозь» – 10% школьников.

Слайд 13

Трудности
«Ученики трудно слышат и видят тему, особенно если она в виде цитаты, как например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово «страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?». Нехватка базового литературного бэкграунда. Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить произведения, которые они читали в основной школе, например, «Детство» Л. Толстого и М. Горького. Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста. Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами.

Слайд 14

Ошибки
Непонимание темы; неумение увидеть в ней вопрос, проблему. Опора на домашние заготовки, готовые идеологемы и смысловые блоки; как следствие – не соответствие сочинения теме, сочинение около темы. Не соответствие аргументов теме – искусственно «притянутые» аргументы. Констатация фактов, перечисление литературных примеров, но не рассуждение. Нарушения логики. Речевые ошибки: косноязычие, штампы.

Слайд 15

Предварительные итоги
Результаты сочинения такие: 95% получили «зачет», около 5% – «незачет». Но Часто выпускники выступали не в роли самостоятельных авторов, формулирующих свою позицию, а в роли ретрансляторов существующего авторитетного знания, чьего-то ранее произведённого высказывания. Сочинения содержат множество шаблонных структур, идеологических и смысловых клише, имеющих застывшую легко узнаваемую форму. Значит В достижении поставленных задач мы только в начале пути.

Слайд 16

Работа над ошибками с книгами «Просвещения»
М. Ю. Лермонтов «Бородино» Л. Н. Толстой «Война и мир» Л. Н. Андреев «Красный смех» М. А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека» А. Т. Твардовский «Василий Тёркин» В. П. Астафьев «Пастух и пастушка» В. Л. Кондратьев «Сашка»

Слайд 17

Работа над ошибками с книгами «Просвещения»

Слайд 18

«Разрешающие» правила
Первое из них гласит: Сочинение – дело личное. Надо писать не то, что положено, что и так всем известно, а только то, что ты сам чувствуешь и думаешь. Второе напоминает: Сочинение – дело направленное. Нельзя написать сочинение, не обращённое ни к кому; надо мысленно представить своего адресата-читателя (даже, если это ты сам) и начать с ним диалог – согласие или спор. Третье обнадёживает: Сочинение – дело выполнимое. Даже, если ты много не читал, всё равно есть что-то, что ты читал, знаешь, помнишь, и на это можно опереться.

Слайд 19

«Запрещающие» правила
Нельзя имитировать чувства, бездумно повторять чужие мысли. Если тебе понравилась чья-то мысль, то потрудись объяснить, прежде всего, самому себе – почему она тебе понравилась, с чем ты согласен. Если не согласен с нею – тебе опять же придётся потрудиться, аргументируя свою точку зрения. Нельзя писать о том, чего не знаешь, рассуждать о том, чего не понимаешь. Нельзя излагать отвлечённые идеи, не подкрепленные примерами, доказательствами.

Слайд 20

От темы к тексту сочинения
В формулировке темы важно не пропустить те слова, которые определяют её своеобразие. Их игнорирование может привести к невольной подмене темы. Пример: Тема 1. «Почему природа вдохновляет человека на художественное творчество?» Сочинение-рассуждение о причинах воздействия природы на человека. Тема 2. «Природа вдохновляет человека на художественное творчество». Сочинение-описание примеров вдохновляющего воздействия природы на человека.

Слайд 21

Пример: Тема 1. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» Сочинение-рассуждение о страхе смерти, о страхе войны и преодолении этого страха; о несовпадении романтического представления о войне, героических рассказов о ней с её настоящими буднями. Л. Толстой «Война и мир»; М. Шолохов «Тихий Дон»; М. Шолохов «Донские рассказы».
От темы к тексту сочинения

Слайд 22

Пример: Тема 2. «Подвиг человека на войне» Сочинение-рассуждение о том, что такое подвиг на войне, каким он бывает; рассказ об описаниях военных подвигов в литературе. М. Шолохов «Судьба человека», А. Кондратьев «Сашка», К. Воробьёв «Это мы, господи!» и т.д.
От темы к тексту сочинения

Слайд 23

Учимся рассуждать и строить рассуждение
Рассуждение – такой тип текста, который содержит: мысли (утверждения, тезисы), которые должны быть доказаны или мысли-антитезисы, которые должны быть опровергнуты; доказательства (аргументы); выводы.

Слайд 24

Учимся рассуждать и строить рассуждение
Важно уметь различать тезисы и аргументы в тексте и подбирать для каждого тезиса подходящий убедительный пример. Однако обычно связное рассуждение строится не так сухо, оно не должно походить на таблицу с двумя графами: тезис – аргумент, в нем есть и другие элементы, например предложения – переходы от одной мысли к другой; комментарии и уточнения к уже высказанным суждениям. Вводные слова и предложения, выполняющие связующую функцию: Я думаю, мне кажется, на мой взгляд, во-первых, следовательно, таким образом и т.д.

Слайд 25

Структурная схема № 1
«Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному читателю?»   Т (тезис) Д (доказательство-пример) В (вывод)

Слайд 26

Структурная схема № 2 Доказательство разных суждений
Т 1 (тезис 1); скажем (например, так) Д (доказательство-пример) (Напротив) Т 2 (тезис 2); скажем (например, так) Д (доказательство-пример) Такая схема годится, если признается право на существование обеих точек зрения (например, если говорится, что одни любят всюду ходить пешком, а другие всегда предпочитают какой-нибудь транспорт).

Слайд 27

Определите, какие из тем можно раскрыть по схеме № 2, а какие нельзя
Кофе по утрам – это полезно или вредно? Что интереснее – фильм по известному литературному произведению или фильм с неизвестным сюжетом? Какой предмет нужнее – математика или география? Почему я против войны?  Можно ли использовать эту схему для раскрытия темы «Что важнее – любить или быть любимым?»

Слайд 28

Учимся видеть и понимать: от текста – к суждению
Задания к готовым текстам: Прочитайте текст, постарайтесь представить себе все, о чем там говорится. Спросите себя, что вам непонятно, найдите в тексте ответы на свои вопросы. После текста вы найдёте сформулированные утверждения. Определите, какие из них правильные, какие только похожи на правильные, а в действительности ошибочные; отделите одни от других. Прочитайте текст, сформулируйте его тему. Разбейте текст на абзацы.

Слайд 29

Учимся понимать и строить текст
Задание 1: Прочитайте текст Восстановите правильную последовательность предложений в тексте, дополнив тезисы первой части переходами, разъяснениями и иллюстрациями из второй.  Задание 2:  Прочитайте текст Определите, в какой части текста содержатся тезисы, в какой – доказательства. Восстановите порядок абзацев.

Слайд 30

Учимся понимать и строить текст
Задание 3:  Прочитайте текст Разбейте текст на абзацы. Добавьте в нужных местах перечисленные примеры и данную цитату. Задание 4:  Прочитайте текст, состоящий из двух частей Разбейте I часть на абзацы. Дополните I ч. тезисами и переходами из II части. Составьте план текста.

Слайд 31

Итоговое сочинение. Попытка № 2
Пересдать итоговое сочинение (изложение) можно только 1 раз в текущем году. Если участник не справится с испытанием повторно, он не будет допущен к ЕГЭ.

Слайд 32

Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году:
обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»); обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально); обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Слайд 33

Выпускники прошлых лет
Выпускники прошлых лет, которые собираются сдавать ЕГЭ и поступать в вузы, могут писать итоговое сочинение по желанию. Это касается тех, кто уже освоил программу среднего общего образования, в том числе за рубежом, и имеет соответствующий документ (аттестат или отметку в дипломе об освоении СПО). Они могут быть допущены к ЕГЭ без результатов итогового сочинения. Выпускникам 2014 года, получившим неудовлетворительные результаты за ЕГЭ по русскому языку и/или математике и планирующим пересдавать эти экзамены в 2015 году, также необязательно писать сочинение для допуска к ЕГЭ.

Слайд 34

Выпускники прошлых лет
Так же, как и учащиеся, выпускники прошлых лет смогут использовать результаты сочинения при поступлении в вуз. Сочинение, как часть портфолио абитуриента, может добавить к результатам ЕГЭ до 10 баллов. Учитывать ли сочинения абитуриентов при поступлении и на какие специальности, вузы решают самостоятельно. Выпускники прошлых лет подают заявление на участие в местах регистрации, определенных местным департаментом или министерством образования. При себе необходимо иметь паспорт и документ об образовании (при необходимости, с переводом на русский язык, заверенным нотариально)

Слайд 35

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!