Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МОУ «СОШ с.Теликовка Духовницкого района
Саратовской области»»
Обобщающие уроки в 11 классе.
Подготовила: Бармина Г.П.
Знаки препинания
Слайд 2
Цель уроков:
Подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Слайд 3
Темы для повторения
Слайд 4
«Ведь на то и живёшь,
чтобы срывать
цветы удовольствия».
Хлестаков (Гоголь «Ревизор»)
Слайд 5
О б р а щ е н и е
«Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам…»
Слайд 6
-Здравствуй, братец! Ну, что ты, здоров?
-Послушай, любезный, там мне до сих пор обеда не приносят…
-Душенька Осип, какой твой барин хорошенький!
-Так уж сделайте такую милость, ваше сиятельство.
Ты, волна моя морская, унеси беду-печаль.
Давайте вспомним!
Слайд 7
- стилистическая фигура, состоящая в
подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо не столько для называния адресата, сколько для того, чтобы выразить отношение к предмету речи, дать ему характеристику, усилить выразительность речи.
Мечты! Мечты! Где ваша сладость?
(Пушкин).
Риторическое обращение
Слайд 8
-Эй, щелкоперы, либералы проклятые! Отвечайте!
(Н.Гоголь)
За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! (М. Булгаков)
Риторическое обращение
Слайд 9
1. Что же ты ,……… ……… ……… , вздыхаешь тяжело?
2. Простите ,….. ….., и вы ,……. ……. ……., и вы,…… …..!
3. Прости меня ,……… ……., за эту тоску и печаль.
4. О ….. , ……. ……, любил ли кто тебя, как я?..
Междометие О от обращения запятой
н е о т д е л я е т с я !
Добавьте обращения.
1. Здравствуй, …... …… …… …….!
2. ……… ……., поздравляю тебя с праздником.
3. – Не спится , ……… , здесь так душно!
Слайд 10
П о т р е н и р у й т е с ь !
1. За все твои страдания и битвы люблю твою Россия старину.
2. Не ворчи мой кот-мурлыка в неподвижном полусне.
3. Друг Дельвиг мой парнасский брат твоей я прозой был утешен.
4 .Опять я ваш о юные друзья.
5 . Милая добрая старая нежная с думами грустными ты не дружи.
6. Как февраль не злись как ты март не хмурься а весной пахнет.
7. Рисуй художник вдохновенный картины родины моей.
8. Привет тебе мой край родной с твоими темными лесами.
9. Красуйся град Петров и стой неколебимо.
О
Б
Р
А
Щ
Е
Н
И
Е
Слайд 11
ГИА Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении.
- Вот, (1) папа,(2) мы с тобой не можем заснуть, (3) и оба мы несчастливы.
Отец заморгал своими добрыми глазами,(4) посмотрел на меня,(5) вроде бы ничего не понимая.
-Что ты,(6) милая! О чём ты,(7) Надежда?.. Все живы,(8) нет войны,(9) все в сборе в моем доме – я счастлив!
Я всхлипнула, (10) а он обнял меня, (11) как маленькую. Ему всего и нужно было, чтобы мы были все вместе.
Слайд 12
Ну что, господа, каков ответ ?
Какие цифры?
-Ответ:
1, 2, 6, 7.
-Неплохо! Тогда теперь пусть сами придумают предложения с обращениями, но не просто так,
а по…
Слайд 16
1 Уверенность: конечно, несомненно, верно,
безусловно, бесспорно, разумеется, в
самом деле, действительно;
2 Неуверенность: наверное, кажется, пожалуй,
не правда ли.
3 Предположение: очевидно, вероятно, видимо,
по-видимому, может быть, по всей
вероятности, вполне вероятно, как я думаю;
4 Возможность: возможно, может быть, должно быть.
( Вам, вероятно, придется остаться дома. )
Различная степень уверенности
Слайд 17
1)радость: к счастью, к радости, на радость,
на счастье.
2) удивление : к удивлению, к изумлению,
страшное дело, удивительное дело.
3) сожаление : к несчастью, по несчастью,
к огорчению.
4) страх: к ужасу, на беду, чего доброго,
не ровен час.
5) стыд: к стыду, нечего греха таить.
Нам, к сожалению, пришлось остаться дома.
Вводные слова
2. Различные чувства
Слайд 18
по преданию, по словам…, по слухам, по сообщению…, говорят, по сведениям…, на взгляд, по мнению…, помнится, по утверждению…, как гласит пословица, известно, как известно, по моему мнению, по-моему. Здесь ,по словам старожилов, раньше была деревня.
Вводные слова
3. Источник сообщения:
Слайд 19
Вводные слова
4. Способы оформления мысли:
Словом,
,одним словом,
,другими словами,
,иными словами,
,коротко говоря,
,иначе говоря,
,короче говоря,
,если можно так сказать.
Короче говоря, вам стоит прочитать эту комедию Н.Гоголя.
Слайд 20
Итак, таким образом,
наконец, во-первых,
во-вторых, следовательно, значит, напротив,
с одной стороны,
с другой стороны,
однако, кроме того,
например.
5 Последовательность изложения
или порядок мыслей
Итак, эта проблема
очень актуальна.
Нам , наконец,
построят дорогу.
Во-первых, эта комедия очень злободневна.
Нам, кроме того,
надо успеть к обеду.
Слайд 21
Понимаете ли,
,знаете ли,
,поверь,
,поверьте,
,представь,
,представьте себе,
,пожалуйста.
6 . Привлечение внимания
- Я ,представьте себе, с Пушкиным на дружеской ноге.
Слайд 23
1. Здесь когда-то была деревня.
Здесь ,по мнению старожилов, когда-то была деревня.
Нам надо прислушаться к мнению старожилов.
2. Мы пойдем в поход.
Мы , может быть, пойдем в поход.
Что может быть лучше дождя в жару?!
3. Погода нас не подвела.
Погода, к счастью, нас не подвела.
К нашему счастью добавилось и несчастье.
Вводные слова ?
В Н И М А Н И Е !
Слайд 24
Потренируйтесь!
Найдите вводные слова
Мы верно уж поладим, коль рядом сядем.
Видно Базаров любил птиц и животных.
Мне отсюда хорошо видно.
Я разумеется охотно согласился.
Правду сказать Евсеич был охотник знатный.
Вам придется сказать правду.
7. Но может быть вы хотите знать продолжение этой истории?
8. Что может быть лучше хорошей песни вечерком?
9. Я думал о том, что наверное все цветы вымерзли.
Слайд 25
« -На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз… Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки… Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, я… » ( д 3, явл 6)
Слайд 26
ГИА Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Правда,(1) раньше мать говорила, (2) будто у Лешки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так, (3) наверно,(4) говорят все матери о своих детях, (5) если даже они у них уроды.
Слайд 27
ЕГЭ В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Май (1) по словам старожилов (2) всегда был тёплым в этих краях.
Я думаю, что судить о достоинствах проекта (3) по словам дилетантов (4) никак нельзя.
1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3
Слайд 28
-Ну ты, конечно, знаешь, голубчик, что ответ в задании ЕГЭ - 1.
-А в предыдущем задании (ГИА) в ответе
надо
написать цифры
1,3,4.
Слайд 29
ЕГЭ Укажите вариант правильного ответа постановки запятых.
1) За дальним леском стало(1) видно (2) озеро. Около него было пустынно. Жители деревни(3)видно(4) не очень любили это глухое место.
1)1,2,3.4 2)1,2 3)3,4 4)2,4
2) Как гласит народная мудрость (1) правда(2) ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Не все люди (3) правда(4) осознают глубокий смысл этой пословицы.
1)1,2.3.4 2)1,2 3)1,3,4 4)2,4
3.) Здесь столько снега, что он (1) кажется(2) никогда не
растает. Судьба всех людей (3) кажется (4) одинаковой.
1)1,2,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4)2,4
Слайд 30
-Ну-ка докладывайте, каков ответ!
-Ответ, ваше превосходительство, простой:
1 предложение - ответ 3;
2 предложение - ответ 3;
3 предложение - ответ 2.
Слайд 31
Вводные предложения Распространенные вводные предложения чаще всего выделяют знаком тире. *Они сохраняют интонационные особенности вводных слов. Заподозрить Якова Лукича во вредительстве – теперь уже казалось ему – было нелегко.
Вставные
конструкции
Вставное предложение вносит пояснение (дополнение) в содержание основного предложения.
Для них характерна интонация включения.
Наконец он велел запрячь себе беговые дорожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и выехал со двора.
Слайд 32
ЕГЭ Среди предложений 3 – 8 найдите предложение с вводной конструкцией. Напишите его номер.
(3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.
(5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.
В.Непомнящий
Найти ответ в этом задании вам поможет следующий слайд, где сначала вы должны найти все вводные конструкции.
Слайд 33
Хлестаков: А ведь, однако ж, признайтесь, ведь и в маленьком городке можно прожить счастливо? Почтмейстер: Так точно-с. Хлестаков: По моему мнению, что нужно? Нужно только, чтобы тебя уважали, любили искренне, - не правда ли? Почтмейстер: Совершенно справедливо. Хлестаков: Я, признаюсь, рад, что вы одного мнения со мною. Меня, конечно, назовут странным, но уж у меня такой характер… Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы?... (В сторону) Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший человек. По крайней мере, … знает ответ в задании ЕГЭ: цифра 6.
Слайд 34
Обособленные
члены
предложения
Слайд 35
-Неужели вы не знаете, какие бывают обособленные члены предложения?!
Слайд 36
Обособленное
определение
Слайд 37
(обособленное определение)
Дорога оказалась трудной.
Дорога , ведущая к морю, оказалась трудной.
Ведущая к морю дорога оказалась трудной.
1. Причастный оборот
Слайд 38
Место причастного оборота в предложении.
1) В комнату вошел новый гость , встреченный довольными улыбками.
2) Гость , встреченный довольными улыбками,
вошел в комнату.
3) Встреченный довольными улыбками гость вошел в комнату.
Слайд 39
Где поставите запятые?
1)Небо усыпанное зимними звездами опустилось на верхушки спящих елей.
2)Усыпанное зимними звездами небо опустилось на верхушки спящих елей.
3)Между древесными стволами обросшими мхом царит полумрак.
4)Между обросшими мхом древесными стволами царит полумрак.
Слайд 40
1) Охотник поймавший тигра был щедро награжден.
2) Написанное другом письмо огорчило меня.
3) Задание выполненное ребятами в срок оказалось нетрудным.
4) Музыкант долго аплодировал мальчику удивившему всех своей игрой.
Найдите обособленные определения
Слайд 41
ЕГЭ
1) 1, 3, 4 – выделяются два причастных оборота
2) 2, 4 – выделяются два причастных оборота
3) 1, 3 – выделяется причастный оборот
4) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот.
В каком варианте ответа правильно
указаны и объяснены все запятые?
Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звёздами (3)
опустилось на верхушки (4) спящих елей.
Слайд 42
- Молодцы!
Ответ верный: 3) 1,3.
.
Слайд 43
Согласованное обособленное определение. (причина)
1) Окруженный мальчишками, тренер не мог подойти к нам. Почему?
2) Закаленный трудностями таёжной жизни, геолог не боялся ни жары, ни холода. Почему?
3) Оглушённый тяжким гулом, Теркин никнет головой. Почему?
4) Укатанный колёсами автомобилей, снег ледяным покровом сковывал мостовые.
Слайд 44
Дополните предложения.
1) Изнемогающие от жары,……………………………………… .
2) Взволнованный этой вестью,…………………………………. .
3) Уставший от тяжелой работы, ……………………………… .
1) Мальчишка,…………………………, сидел тут же, у печки.
2) ……………………… , он был хорошим спортсменом.
3) Ты, ……………………, не можешь остаться в стороне.
Потренируйтесь!
Слайд 46
Несогласованные обособленные определения
* Князь Андрей, в плаще, верхом на лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
* Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода.
* Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану.
Слайд 47
ЕГЭ Среди предложений 9 – 11 найдите предложения с обособленными определениями. Напишите их номера.
(9) Образованный и начитанный, Писарев вышел вторым воспитанником из университетского пансиона; он был очень дружен только с Юшневским. (10)Они оба получили при выпуске десятый класс, но имя Писарева, написанное золотыми буквами на мраморной доске, осталось навсегда между именами Жуковского и других отличных воспитанников. (11) В тот же день, после пансионского акта и за несколько часов до личного со мной свидания, Писарев написал ко мне молодое, горячее письмо, которое, к сожалению, потеряно. (По С. Аксакову)
Слайд 48
- Я же говорил, что они найдут ответ: 9,10.
Надо было потруднее задание дать.
Слайд 49
Обособленное обстоятельство , _._._._._._._._._._. ,
Слайд 50
Лиза пошла тише.
Приближаясь к роще, Лиза пошла тише.
Лиза, приближаясь к роще, пошла тише.
Лиза пошла тише, приближаясь к роще.
Это деепричастный оборот
Слайд 51
Коляска проехала песочный берег
1. Покачиваясь, коляска проехала
песочный берег.
Коляска , покачиваясь , проехала
песочный берег.
3. Коляска проехала песочный берег ,
покачиваясь.
Одиночные деепричастия.
Слайд 52
Деепричастия и деепричастные обороты как однородные члены предложения
[ …..,смеясь и подпрыгивая,…. ]
[ …,О и О,… ]
1. По дороге, смеясь и подпрыгивая, бежал мальчишка.
2. Вечереющее солнце , вдоволь накупавшись в облаках и наигравшись с ветерком, бросает на
небосклон несколько лиловых нитей.
Слайд 53
Хлестаков ,_,_,_,и,_,_,_, закричал от боли. ______________ Городничий ,_,_,_,_,_ , громко засмеялся.
Слайд 54
Деепричастные обороты и сочинительные союзы.
Павел встал ,но, увидев грозный взгляд хозяина, опять сел на стул.
2. Наташа вышла в круг и, накинув на плечи платок, замерла в ожидании первого звука балалайки.
3. Все вошли в дом, снимая шапки, и , увидев спящего командира, стали тихо усаживаться вдоль стены.
Слайд 55
Потренируйтесь!
1.Птицы отражаясь в неподвижном зеркале воды чинно идут друг за дружкой.
2. Пробравшись через мокрый папоротник и какую-то стелющуюся растительность выбираемся на тропинку.
3.Высокая трава наклонившись к земле мягко обвивалась вокруг стволов деревьев, намоченных дождем.
4.Накинув нарядные уборы березы первыми вступили в осенний танец, яростно захвативший весь лес.
5. Вечереющее солнце вдоволь накупавшись в облаках и наигравшись с ветерком бросает на небосклон несколько лиловых нитей.
Слайд 56
ГИА Выпишите цифры, обозначающие запятые, служащие для обособления обстоятельства.
И Сергей, (1) не без робости взглянув на неё,(2) внезапно послушно,(3) торопливо встал и, (4) будто сжавшись от её слов,(5) со стеснительной осторожностью взял веник и начал подметать возле коек окурки.
Слайд 57
ЕГЭ Среди предложений 30 – 37 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
(30)Всю ночь тётя стирала. (31)Вода струилась за ширмой, плескала, булькала, Гитлер захлёбывался в мыльной воде, тётя давила его своими узловатыми руками.
(32)На следующий день за углом, сотрясаясь от отваги, я схватил Его за пуговицу и ударил. (33)Через несколько секунд я лежал в снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лёка совал мне в рот мой же завтрак.
(34) – На, смелей, кусни!
(35)На другой день, когда кончился последний урок, я положил тетрадки в сумку и оглянулся. (36)Казак, Лёка и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на меня. (37)По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак.
Слайд 58
-Я знала: ответ в задании ГИА:
1,2,4,5.
-А ответ в задании ЕГЭ: 32, 36.
Слайд 59
Обособленное
приложение
Слайд 60
Приложение – это
второстепенный член предложения, который поясняет существительное и сам представлен существительным в той же падежной форме.
Хлестаков, главный герой пьесы Гоголя «Ревизор», является образцом глупости, легкомыслия и хвастовства.
Слайд 61
1) К личному местоимению
Мы, артиллеристы, хлопотали возле орудий.
2) К имени собственному
Н.И.Пирогов , замечательный русский хирург, в 14 лет поступил в университет.
3) Отвечает на вопрос - ПОЧЕМУ?
Упрямец во всем, он оставался упрямцем и в учении.
(потому что был упрямцем)
4) Мы – первопроходцы в космосе – гордимся своими
(Кто мы такие?) достижениями.
Приложение обособляется, если относится к …
Слайд 62
1) Онегин , добрый мой приятель, родился на брегах Невы.
2) Малаша, шестилетняя девочка, оставалась в избе.
3) Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться.
4) На корабле плыл известный актер, человек старый и невесёлый.
5) А.С.Пушкин ,___ ___ ____ , прославил русский язык.
Обособленное приложение
Слайд 63
-Придумайте, господа, предложение с обособленным приложением.
Слайд 64
Приложение с союзом как причинного значения
Слайд 65
Найдите приложение в каждом предложении.
Прославленный разведчик, Травкин оставался тем же тихим и скромным юношей.
Взвод получил пополнение, десять новых разведчиков,
Пишу вам я, Иван Аниканов, ваш разведчик и командир.
Мать, ткачиха первого разряда, была гордостью семьи.
Ломоносов, великий русский ученый, был человеком разносторонней одаренности.
Они благодарили нас за то, что мы, русские, любили Рафаэля, сына их итальянской земли.
Лесник, обветренный старик, сидел на лавке около избы.
Гагарину, как первому космонавту, поставили памятник.
Слайд 66
ГИА -1 Среди предложений 2- 8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(2) Но раз в солнечное морозное утро в эту накуренную избу словно ворвался апрельский сквозняк: быстро вошла и остановилась на пороге техник-геолог Лида Винокурова.
(3) Она была в короткой заячьей дохе, поднятый крашеный воротник, покрытый плотным инеем, холодно сверкал.
(4) Улыбаясь, она откинула воротник от губ, зубами стянула варежки, на которые прилипли маленькие льдинки, подышала на озябшие пальцы и внимательно огляделась.
(5) Все тотчас с интересом подняли головы.
(6) Сережа Неустроев, самый молодой из рабочих, густо покраснел.
(7) Банников даже свистнул, подтянул голенища своих бурок, спросил: (8) « Чем обязаны?»
Слайд 67
ГИА -2 Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении.
-Я бы, (1) поверьте,(2) не отважился к вам вторгаться. Если бы они не сказали ей,(3) моей матери,(4) про этот свой «предполагаемый диагноз». Теперь она не будет ни спать, ни есть. Я должен немедленно доказать ей, (5) что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, (6) что все будет хорошо,(7) – сказал приезжий.
На следующий день рано утром папа повел Игнатия к себе в больницу.
-Вечером вы узнаете о результатах,(8) – сказал нам папа.
-Нет,(9) дорогой,(10) позвони мне на работу, (11) – сказала мама.- Если я вдруг выйду из комнаты,(12) передай: все хорошо.
(По А.Алексину)
Слайд 68
ЕГЭ Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3) Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4) Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).
(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
Слайд 69
-Ну теперь я тоже знаю, что ответ в заданиях
ГИА -1) 6, ГИА-2) 3,4;
а в задании ЕГЭ – 2
Слайд 70
1) В дальнем углу светилось желтое
пятно – огонь квартиры Серафимы.
( перед приложением можно вставить слова «а именно»)
2) Легкие судороги - признак сильного чувства- пробежали по его широким губам.
( приложение выделяется с двух сторон, т.к. носит пояснительный характер)
Тире при приложении
Слайд 71
Объясните постановку знаков препинания.
Итак, пьеса "Ревизор" убеждает нас в том, что чиновники используют свое служебное положение только в сугубо личных материальных интересах, подхалимствуя перед вышестоящими и самодурствуя над подвластными. Значит, чиновников в комедии объединяет жадность, корыстолюбие, нечестность, халатное отношение к службе, умственное и нравственное убожество. Белинский считал комедию Н. В. Гоголя "Ревизор" бичом казнокрадства, произвола и лихоимства, характеризующими всю бюрократическую государственную систему России.
Индивид.
задание №1
Слайд 72
Объясните постановку знаков препинания.
. В образе мелкого петербургского чиновника Хлестакова, принятого за могущественного тайного ревизора, Гоголь воплотил хлестаковщину - особое порождение российского сословно-бюрократического строя.
Индивид. задание №2
Слайд 73
Объясните знаки препинания
В одном из своих писем Н.В. Гоголь, комментируя пьесу "Ревизор", которая была неоднозначно принята в русском обществе после ее появления в печати и на театральной сцене, писал: " В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное и одним разом посмеяться над всем".
Индивид. задание №3
Слайд 74
Объясните знаки препинания
Пушкин, радостно и приветливо встречавший всякое молодое дарование, принимал к себе Гоголя, оказывал ему покровительство, заботился о внимании к нему публики, хлопотал лично о постановке на сцену «Ревизора», одним словом, выводил Гоголя в люди.
Индивид. задание№4
Слайд 75
Объясните знаки препинания
Белинский, защищавший Гоголя, хорошо понимал, что стремление писателя высказать суровую правду о русской действительности было ответом на запросы жизни или, как выразился критик впоследствии, на «современные потребности нашего общества».
Индивид. задание №5
Слайд 76
«Спешу уведомить тебя, Тряпичкин, какие со мной чудеса… помогал отрокам в подготовке к ГИА и ЕГЭ. Думаю, будет толк».