Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЧЕЛОВЕКА
Слайд 2
Оттепель
Ещё и холоден, и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит в небо ясным взглядом
И молодеет божий мир.
Прозрачно-белый, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск золотой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах шумят.
Речевая разминка Прочитайте стихи И. Бунина.
Слайд 3
Г. Нисский. « Февраль. Подмосковье»
Слайд 4
Как выражена эта тема?
А как можно сформулировать основную мысль?
( радостно человеку в ожидании весны, т.к. весна – это обновление жизни.)
Определите тип и стиль речи.
Художественный стиль. Описание состояния окружающей среды и человека.
Что объединяет картину, нарисованную И. Буниным, и картину Г. Нисского?
Слайд 5
Какими синонимами можно передать лексическое значение слова « состояние»?
( настроение, самочувствие, расположение духа.)
Найдите слова, передающие состояние природы?
А можно ли сказать : какое настроение у автора этих строк?
Да, автору радостно наблюдать пробуждение природы, он не налюбуется деревьями, ему сладко слушать шум снегирей.
Особенности описаний среды и человека.
Слайд 6
Какие предметы окружающего мира описываются Буниным?
( Воздух, небо, снег, лужи). Это ДАННОЕ-Д.
Каковы признаки этих предметов?
( Воздух холоден и сыр; небо ясное; снег прозрачно-белый; отсвечивают кусты и лужи, на них «отблеск золотой»). Это неизвестное, новое-Н.
Слайд 7
А чем являются ДАННОЕ и НОВОЕ в описании состояния человека?
Д - лицо, Н.- чувства этого лица.
Названо это лицо в тексте?
Нет.
Запишем первый вывод.
В текстах – описаниях состояния окружающей среды и человека Д - предметы окружающего мира, лицо;
Н - признаки предметов, чувства лица.
Слайд 8
Связь – параллельная, т.к. первым предложением задаётся тема, которая развёртывается в последующих предложениях.
Какой встречается порядок слов?
Обратный порядок слов.
Записываем второй вывод. Связь – параллельная. Часто Д одно и то же в тексте. Оно не повторяется. Повтор Д – речевая ошибка. сведения о Д и будут Н.
Определите вид связи в тексте
Слайд 9
Запишем выводы:
Д: Сущ. в И.п., в Р.п. с предлогом и т.д.
Н: Краткими прилагательными, отглагольными существительными, глаголами, наречиями на –о, словами категории состояния.
Это морфологические средства выражения состояния.
Какой частью речи выражено Д? Какими частями речи передаётся Н?
Слайд 10
Предложения без подлежащих.
Обратный порядок слов.
Назывные предложения ( только подлежащее).
Это четвёртый вывод.
Прочитайте выводы, сжато закодируйте в опорную схему.
Какие синтаксическими средствами воспользовался автор?
Слайд 11
Стр. 230. упр. 485, 486, 488,490.
Работа с учебником
Слайд 12
Известным мастерам слова удаётся очень искусно уловить и словесно передать сложные, порой противоречивые чувства человека.
Попытаемся и мы точно и выразительно , в художественном стиле описать свои чувства, переживания, рожденные теми или иными событиями жизни.
Вспомните одно из ярких событий своей жизни( поездка за город, на море и т.д.). Напишите сочинение, в котором основным содержанием будет описание состояния природы, вашего настроения. Используйте опорную схему.
Домашнее задание