Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Типы речи Что такое тип речи?
Нас окружает огромный мир, созданный природой и человеком. Вокруг нас – множество предметов и явлений (кто это? что это?), они имеют свои признаки( какие они?), они совершают действия( что делают?)
Мы всё это видим и говорим об этом. Мы отражаем в нашей речи окружающую действительность.
Воспринимая действительность, мы говорим также о возникших у нас мыслях и чувствах. Оценивая действительность ( какова она?), объясняем происходящее(почему предметы такие? Почему это произошло?)
Слайд 2
Сравните три темы
1.Благородный поступок
2.Берёза у нашей школы.
3. Почему надо много читать?
В каком случае ( в какой теме) надо описывать?
В каком – повествовать, сообщать, рассказывать?
В каком – рассуждать?
Слайд 3
Типы речи
описание
рассуждение
повествование
Слайд 4
Понаблюдайте! Сравните высказывания. Что общего в их содержании? Чем они различаются?
1.Снежинка превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллиона снежных звёздочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего белого льда! И, однако, живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира.
Слайд 5
2.В тот вечер Кай вскарабкался на стул у окна и стал смотреть сквозь круглое окошко в том месте, где лёд на стекле растаял. За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти. Росла, росла, пока не превратилась в женщину.
Слайд 6
3.Жил - был Тролль, злой –презлой, - сущий дьявол. Как –то раз он был в хорошем настроении, потому что смастерил зеркало, отражаясь в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало , а всё плохое и безобразное , напротив, выглядело ещё отвратительнее и бросалось в глаза.
Слайд 7
Какие вопросы можно задать к текстам?
1 текст .Отвечает на вопрос : Кто это? Какая она?
Высказывание предполагает одновременность признаков.
2 текст.Отвечает на вопрос: Что произошло со снежинкой?
В тексте изображаемые действия даются в последовательности.
3 текст.Отвечает на вопрос: Почему Тролль был в хорошем настроении?
В тексте предложения находятся в отношениях причины и следствия
Слайд 8
Понаблюдайте!
1.Представьте себе, что вам надо рассказать о Снежной Королеве и Тролле не словами, а с помощью фотоаппарата.
Содержание какого текста вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему?
1-ое высказывание, так как в нем говорится об одновременных признаках.
В каком случае вам придётся сделать несколько снимков или снять на киноплёнку? ПОЧЕМУ?
2-ое высказывание, потому что говорится о последовательных действиях.
Содержание какого текста вообще не удастся сфотографировать? Почему?
3-е высказывание.
Слайд 9
Какой из текстов из сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» является описанием, какой – повествованием, какой – рассуждением?
1-ый – описание,
2-ой – повествование,
3-ий – рассуждение.
Слайд 11
Работа с учебником.
Работа над упражнениями учебника (
стр. 261-262).
Упражнения 768,769,770.
Слайд 12
Сделаем выводы, подведем итоги.
Какие типы речи вы знаете?
В зависимости от содержания высказываний наша речь делится на три типа:
Описание, повествование, рассуждение.
Как вы будете различать высказывания разных типов речи?
По вопросам.
Описание – какой предмет?
Повествование – что произошло?
Рассуждение - почему?
Какой приём поможет вам проверить, правильно ли вы определили тип речи?
Приём фотографии.
Что нового и полезного узнали на уроке?
Слайд 13
Домашнее задание
Упражнение 772.
Подготовьтесь к пересказу содержания фотографии.