Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Докажите, что это текст
Мы кружили по болоту, поворачивали направо, налево, перебирались по хлюпким жердочкам, прыгали с кочки на кочку, от куста к кусту. Раз - и по пояс в воде. Два - и захрустела сухая осина. Вслед за осиной полетело в грязь трухлявое бревно. Тяжело плюхнулся туда же гнилой пень. Вот еще одна лужа. А вот и сухой берег.
(А. Гайдар.)
Слайд 3
Попытаемся определить тип и стиль речи текста.
Повествование - в тексте говорится о ряде сменяющих друг друга действий
Описание - в тексте говорится о постоянных или одновременно наблюдаемых признаках
Рассуждение - в тексте говорится о причинно-следственных связях
Слайд 4
Композиционные части текста- повествования
а) завязка
б) кульминация
в) развязка
Слайд 5
Две формы литературного языка устная письменная
Стили литературного языка
Художественный
научный
- официально-деловой
- публицистический
- разговорный
Слайд 9
Публицистический стиль
Назначение стиля - сообщать, убеждать, воздействовать на массы, формировать у людей правильное отношение к актуальным общественно значимым проблемам , вызывающим интерес общества.
(Проблема воспитания патриотизма, проблема бережного отношения к родной природе, проблема уважительного отношения младших к старшим) .
Слайд 13
Основные жанры стилей
Публицистический - газетные, журнальные статьи, заметки, репортажи, очерки, передачи по радио и телевидению, выступления на собраниях, митингах
Слайд 14
Сравните тексты. Определите их стиль и тип речи
1. Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется при помощи насекомых.
Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов эфирное масло применяется в парфюмерии.
Слайд 15
2. В лесу под зелеными сводами деревьев разлит чудный аромат – это цветет белый, душистый колокольчик – ландыш. Пойдемте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы – это все ландыш!
(По Д. Кайгородову.)
Слайд 16
Прочитайте текст, определите, к какому стилю он относится?
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране , к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре.
Д. С. Лихачёв
Слайд 17
Какова тема данного текста?
Определите основную мысль
Определите тип речи
Слайд 18
Прочитайте текст, определите, к какому стилю он относится?
Море может быть разным. То оно спокойное ласковое задумчивое. И тогда расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. А то вдруг вдыхает полной грудью, становится тёмно-синим… И вот уже не белые барашки бегут наперегонки, а грозные, чёрные валы с белыми гребнями обрушиваются сердито на песчаный берег.
Слайд 19
Какова тема данного текста?
Определите основную мысль
Определите тип речи