Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
СТИЛИ РЕЧИ
Книжные
Официально-деловой
Публицистический
Научный
Разговорный
Художественный
Слайд 3
Выбор стиля речи
зависит от
РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ,
т.е. от того
с кем мы говорим,
где мы говорим,
зачем мы говорим
Слайд 4
1. Разговорный стиль речи
Функция, сфера применения.Задачи речи.Характеристика высказывания.Языковые средства
Общение в неофициальной обстановке (в кругу семьи, друзей);
диалоги;
дружеские послания, письма, беседы;
социальные сети, блоги в сети Интернет.Обмен впечатлени-ями, мыслями с близкими или хорошо знакомыми людьми.Непринуждённая (без предварительного обдумывания и отбора языковых средств) речь,
эмоциональность, непосредственность высказываний.Эмоциональная выразительная разговорная лексика,
слова с суффиксами субъективной оценки, просторечия, вводные конструкции, неполные предложения, междометия, обращения, модальные частицы, повторы, инверсии…
Слайд 5
2. Научный стиль речи
Функция, сфера применения.Задачи речи.Характеристика высказывания.Языковые средства
Изложение научной информации;
научные труды, выступления, доклады, лекции;
статьи и книги на научные темы;
учебники.Сообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений, разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них.Точность, логичность, доказательность;
отсутствие эмоциональности (бесстрастность, сухость речи).Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории состояния, глагольные формы множественного числа, деепричастия и причастия; прямой порядок слов, осложнённые простые предложения; вводные слова, указывающие на порядок оформления мыслей
Слайд 6
3. Официально-деловой стиль речи
Функция, сфера применения.Задачи речи.Характеристика высказывания.Языковые средства
Точная передача деловой информации;
деловые бумаги (объявления, заявления, отчёты, справки, расписки, инструкции, договоры, законы, указания, приказы, предписания….Сообщение сведений, имеющих деловое информаци-онное значение.Строгость;
точность;
официальность;
отсутствие эмоций.Использование штампов специальной деловой лексики; прямой порядок слов; преобладание существительных, в т.ч. отглагольных, глаголов в повелительном наклонении, производных предлогов , ПП и СП с обособленными членами, СПП с придаточными условия, присоединительными
Слайд 7
4. Публицистический стиль речи
Функция, сфера применения.Задачи речи.Характеристика высказывания.Языковые средства
Воздействие, агитация и пропаганда;
выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи на общественно-политические темы (газеты, журналы, радио, телевидение, профессиональ-ные порталы, сайты сети Интернет и т.п.).Передача информа-ции об актуаль-ных вопросах современ-ной жизни с целью воздейст-вия на людей, формиро-вание обще-ственного мнения.Призывность;
страстность;
выражение своего отношения к предмету речи;
лаконичность при информацион-ной насыщенности.Использование различных лексических пластов, в т.ч. лексики общественно-политической и экспрессивно окрашенной, фразеологизмов, пословиц и поговорок;
изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, инверсии…);
простые (полные и неполные) короткие предложения;
риторические вопросы, обращения
Слайд 8
5. Стиль художественной литературы
Функция, сфера применения.Задачи речи.Характерис-тика высказывания.Языковые средства
Художественное воздействие (создание образа);
художественные произведения (рассказы, повести, романы, пьесы и пр.).Воздействие на читателя (слушателя) путём словесного художествен-ного изображения жизни;
передача отношения к окружающему миру.Образность;
выразитель-ность;
оценочный характер речи.Сочетание особенностей различных стилей;
широкое использование изобразительно-выразительных средств языка;
привлечение лексических и синтаксических средств других стилей речи для усиления выразительности
Слайд 9
ТИПЫ РЕЧИ
Повествование
Описание
Рассуждение
Одновременные признаки предмета, места, человека, состояния окружающей среды
Вопрос: какой?
Части речи: прилагательное, наречие, слова категории состояния
Рассуждать – значит ДОКАЗЫВАТЬ, говорить о причинах свойств, явлений.
Вопрос: почему?
Схема рассуждения:
тезис;
аргументы (доказательства + примеры);
вывод
Последовательные, сменяющие друг друга действия
Вопрос: что происходит?
Части речи: глагол
Слайд 10
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Характеристика
типа речи.Сфера употребления.Примеры
Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях..Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах художественной и публицистической литературы, как воспоминания, письма..Пример повествования: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол.
Слайд 11
Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой).Типичная композиция повествовательных текстов включает: 1) завязку (начало событий); 2) развитие действия; 3) кульминацию; 4) развязку (итог событий).Разновидности повествования: 1) изобразительное; 2) информативное
Слайд 12
ОПИСАНИЕ
Характеристика
типа речи.Сфера употребления.Примеры
Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании..Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях.1. Научное описание:
Яблоня ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом. 2. Художественное описание:
Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда.
Слайд 13
Описание - это мир в покое (одна фотография).Типичная композиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторскую оценку, вывод, заключение.Разновидности описания: 1) описание предмета, человека (его характеристика).Какой он?
2) описание места (интерьер, пейзаж).Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)
3) описание состояния окружающей среды.Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)
4) описание состояния лица (человека).Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)
Слайд 14
РАССУЖДЕНИЕ
Характеристика
типа речи
В рассуждении устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, т.к. цель его - убедить адресата в чем-либо. Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением.
После тезиса, сформулированного повествовательным предложением, могут стоять вопросы: почему? зачем? что это значит? , переход ко 2 части может начинаться со следующих предложений: И вот почему…, Это значит…, Это можно доказать (объяснить) так…
В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих и др. При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным значением (конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно, подводя итоги и т.п.) Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что и т.п.
Слайд 15
Рассуждение - это мысли о мире, а не сам мир
Типичная композиция текстов-рассуждений включает: 1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения); 2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры); 3) вывод.Разновидности рассуждения:
1) рассуждение- доказательство.Почему так, а не иначе? Что из этого следует?
.2) рассуждение- объяснение.Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)
.3) рассуждение- размышление.Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)
Слайд 16
Практическое задание на определение типа речи Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста
Текст № 1
По стенам, около картины, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой.
Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия.
(И. А. Гончаров)
Текст № 2
Однажды Забавину понадобилось послать телеграмму в Архангельск, и он пошел на метеостанцию, на которой, ему сказали, была рация. Станцию он отыскал без труда по высокой радиомачте, от которой во все стороны к земле были туго натянуты тросы.
Поднявшись на крыльцо, Забавин постучал. Ему никто не ответил. Тогда он отворил дверь и вошел в дом. В комнате, в которую он попал, было еще три или четыре двери. Одна из них вдруг распахнулась, и выглянул паренек-радист. Увидев Забавина, он сделал подозрительное лицо.
Слайд 17
Практическое задание на определение типа речи Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста
Текст№ 3
Мало внимания обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух, как вода, всюду, всегда с нами – и возникает иллюзия его малоценности. За что не платят рублей, то кажется дешевым. Забывают, что самый главный признак общности людей по-прежнему язык.
Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют, - естественно и свободно, как придется. Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до конца, не ощущением только, но и разумом, волей. Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело и подводя итог, мы осмысляем все это, словом передавая открытое для себя – другим.
(В.Колесов)
Слайд 18
Практическое задание на определение типа речи Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста
Текст № 4
Однажды я как-то замешкался в поле. Дичи попадалось порядочно, и день вышел такой для охоты хороший - с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый
вечером. Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы.
Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к палисаднику.
Недвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы окружали ее ровной каймой.
(И. С. Тургенев)
Слайд 19
Проверь себя!
Успехов в учёбе!
Тип речи:
Текст № 1 – описание
Текст № 2 – повествование
Текст № 3 - рассуждение
Текст № 4 - повествование
с элементами описания