Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Типы речи: рассуждение
урок развития речи в 5 Г классе
учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ №6
г.о. Самара
Черезова Нина Григорьевна
2015 – 2016 учебный год
Слайд 2
Цели урока:
1.Повторить типы речи, их признаки.
2. Показать роль доказательства в рассуждении, научить приводить убедительные доказательства.
3.Развивать стремление правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
4. Умение использовать разнообразные языковые средства.
5.Обогащать словарь учащихся лексикой определенной тематики.
Слайд 3
Повторение изученного материала. Терминологический диктант
Запишите названия типов речи.
1) Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.
2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать
сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно,
поэтому.
3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все
эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.
Слайд 4
Словарная работа. Запись лингвистических терминов.
Типы речи: описание,
рассуждение,
повествование.
Текст, тема текста,
микротема, абзац.
Слайд 5
Повторение типов речи
Какой из текстов является
повествованием,
описанием,
рассуждением?
Докажите!
Слайд 6
Определить тип речи
Море может быть разным. То оно спокойное ласковое задумчивое. И тогда расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. А то вдруг вдыхает полной грудью, становится тёмно-синим… И вот уже не белые барашки бегут наперегонки, а грозные, чёрные валы с белыми гребнями обрушиваются сердито на песчаный берег.
Описание
Слайд 7
Определить тип речи
Ранней весной четверо мальчиков плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Он налёг на вёсла и поплыл. Мальчику казалось, что он не доберётся до пристани, ведь дождь хлестал по лицу, ладони вспыхнули, сильно болели руки. Он напряг все силы. Добравшись наконец до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал её верёвкой.
Повествование
Слайд 8
Определить тип речи
Январь – самый лютый месяц зимы.
В эту пору бывают самые сильные морозы. Крепкий лёд сковал реки. Особенно трудно птицам и животным, которым нечего есть. Снега выпадает много. В самые сильные метели легко сбиться с пути.
Когда же бывают самые трескучие морозы? На Крещение. В самые трескучие морозы в январе даже птицы замерзают в воздухе, деревья трещат.
Вот почему январь называют самым лютым месяцем года.
Рассуждение
Слайд 9
Изучение нового материала
1.Какую тему мы записали в тетрадях?
2. На какие вопросы отвечают тексты рассуждения ?
(Почему? Что такое? Как быть? Что делать?)
Слайд 10
Изучение теории
Чтение учебника на с. 174
Слайд 11
Рассуждать – значит доказывать
Схема сочинения-рассуждения
ТЕЗИС
Доказательства:
аргументы
примеры
Почему?
Что из этого следует?
ВЫВОД
Слайд 12
Выполнение упр.124
К какому стилю относятся тексты? Докажите!
Слайд 13
Умение доказывать свою точку зрения
Дедукция: от общего – к частному.
Сейчас зима.
Я так думаю, потому что на дворе холодно. Нет цветов, нет листьев на деревьях. На земле лежит снег.
Индукция: от частного – к общему.
За окном мороз. Люди тепло одеваются, прежде чем выйти на улицу. Цветов и зелени нет. Не слышно и птиц. Вечером быстро темнеет.
Значит, на улице зима.
Слайд 14
Средства связи частей текста
I. Тезис.
Докажем это. Это можно доказать так... Почему? И вот почему. Это объясняется следующим.
II. Доказательство.
1. Во-первых, ... Например, ... 2. Во-вторых, ... К примеру, ... 3. В третьих, ... Допустим: ...
III. Вывод.
Итак, ... Обобщим все сказанное. Таким образом, ... Следовательно, ...
Слайд 15
Каждое время года хорошо по- своему!
Слайд 16
Алексей Плещеев «Весна» Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят - кто больше всех Природы любит обновленье!
Слайд 17
Татьяна Бокова «Здравствуй, лето!» Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом! Что же это? Это ЛЕТО Наконец спешит к нам в дом. Певчих птиц разноголосье! Свежий запах сочных трав, В поле спелые колосья И грибы в тени дубрав. Сколько вкусных сладких ягод На поляночке в лесу! Вот наемся я и на год Витаминов запасу! Накупаюсь вволю в речке, Вволю буду загорать. И на бабушкиной печке Сколько хочешь буду спать!
Слайд 18
Константин Бальмонт «Осень» Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.
Слайд 19
Зима – прекрасное время года!
Слайд 20
Изучение нового материала
Что из этого
Почему так? следует?
потому что поэтому
так как таким образом
итак
(Тезис) следовательно
Зима – прекрасное время года.
(Аргументы).
Зимой чудесная природа. Зимой бывают длинные школьные каникулы. В зимнюю пору много забав, которых нет в другое время года.
(Вывод)
Вот почему зима – чудесная пора.
Тезис
Аргументы,
примеры
Вывод
Слайд 21
Зима – прекрасное время года!
Слайд 22
Готовое сочинение
Зима – прекрасное время года.
Докажем это.
Во-первых, зимой чудесная природа. Стоят покрытые инеем деревья. Кругом лежит белый снег, который искрится на солнце. На стёклах морозные узоры.
Во-вторых, в январе бывают длинные школьные каникулы. Можно много отдыхать, читать, играть с друзьями на улице.
В-третьих, в зимнюю пору много забав, которых нет в другое время года. Это и катание на коньках, на лыжах, на санках с горы. Зимой можно лепить снеговика, строить крепость, играть в снежки.
Вот почему зима – чудесная пора.
Слайд 23
Создайте синквейн
Синквейн – пятистрочная стихотворная форма.
Слайд 24
Правила написания синквейна
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Слайд 25
Синквейн
Урок
полезный, содержательный
думали,отвечали,сочиняли
все работали очень хорошо
Молодцы!