Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Урок письма и развития речи 8 класс
Слайд 2
Американский писатель О. Холмз
…Удел знания – говорить,
Удел мудрости – слушать…
По толковому словарю Ожегова:
удел – умение, судьба.
Слайд 3
Минутка чистописания
ть ти чь ся
Слайд 4
Словарная работа
Рентген -просвечивание рентгеновыми (невидимыми) лучами
(Толковый словарь С.И.Ожегова,
Н.Ю. Шведова. 1949-1992.)
Слайд 5
Рентген
сущ. нар. гл. сущ
Рентген необходимо назначить больному.
_________________________________
(Предложение простое, распространённое)
Слайд 6
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Все что делает – расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.
Слайд 8
Начальная форма Неопределённая форма глагола (Инфинитив)
Инфинитив –
латинское слово, "неопределённый".
( Толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.)
Слайд 9
Неопределённая форма глагола (инфинитив)
Инфинитив — начальная (исходная) глагольная форма,
которая отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
Глаголы в форме инфинитива называют действие (состояние) безотносительно к какому-либо времени или лицу
(отсюда название — неопределённая форма).
(Толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.)
В глаголах в неопределённой форме
-ть, -ти – это суффикс, -чь – входит в состав корня.
Слайд 10
Что делать? Что сделать?
кричать закричать
беречь сберечь
мести подмести
плясать сплясать
Слайд 11
Задание 1
- Из данных пословиц выберите и запишите в тетрадь пословицы с глаголами в неопределенной форме.
Судят не по словам, а по делам.
Хорошие речи приятно слушать.
Труд кормит, а лень портит.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Раз солгал – навек лгуном стал.
Жить – Родине служить.
Слайд 12
Задание 1
Ответ.
Хорошие речи приятно слушать.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Жить – Родине служить.
Слайд 13
Задание 2
Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.
Зарубить на носу - ______________
Клевать носом - _____________
Пропустить мимо ушей - __________
Вставлять палки в колёса - ______________
Делать из мухи слона - _____________
Обвести вокруг пальца - _____________
Держать язык за зубами - _________________
(Запомнить, дремать, прослушать, мешать, преувеличивать, обмануть, молчать).
Слайд 14
Задание 2
Ответ.
Зарубить на носу - запомнить.
Клевать носом - дремать.
Пропустить мимо ушей - прослушать.
Вставлять палки в колёса - мешать.
Делать из мухи слона - преувеличивать.
Обвести вокруг пальца - обмануть.
Держать язык за зубами - молчать.
Слайд 15
Задание 3
Подбери глаголы неопределённой формы противоположные по смыслу, подчеркни окончания.
Мешать – ____________
Краснеть – ____________
Погубить – ____________
Зажигать – ____________
Прилечь – _____________
Слайд 16
Задание 3
Ответ.
Мешать – помогать
Краснеть – бледнеть
Погубить – спасти
Зажигать – гасить
Прилечь – встать
Слайд 17
Экспресс – опрос
1.Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы: что делал?, что делает?
2.У глаголов неопределённой формы не определяется время, число.
3.Глаголы неопределённой формы оканчиваются на –ть, -ти, -чь.
4.У глаголов неопределённой формы можно определить лицо. 5.В глаголах неопределённой формы перед -ся всегда пишется ь.
6.Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы
что делать? что сделать?
7.Глаголы обозначают действие предмета.
8.Глагол это часть слова.
Слайд 18
Рефлексия
1.-
2.+
3.+
4.-
5.+
6.+
7.+
8.-
Слайд 20
Домашнее задание
Стр. 137, упр.181
(ответить на вопросы)