Презентация - Опорный конспект «типы речи»

Нажмите для просмотра
Опорный конспект «типы речи»
Распечатать
  • Последний IP: 185.191.171.26
  • Уникальность: 87%
  • Слайдов: 14
  • Просмотров: 3462
  • Скачиваний: 2148
  • Размер: 0.21 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt и pptx
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Опорный конспект «типы речи», слайд 1
опорный конспект «типы речи»
Составитель: В.В. Лютых, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№36» г. Норильск

Слайд 2

Опорный конспект «типы речи», слайд 2
ТИПЫ РЕЧИ
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ; СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ; ЦЕЛЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ; ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ; ТИПИЧНОЕ СТРОЕНИЕ; ПРИМЕРЫ ТЕКСТОВ; ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП РЕЧИ

Слайд 3

Опорный конспект «типы речи», слайд 3
типы речи
Типы речи.Особенности типа
ПОВЕСТОВАНИЕ.СМЫСЛОВОЙ ТИП ТЕКСТА, В КОТОРОМ ОПИСЫВАЮТСЯ СОБЫТИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ СИЛА ПОВЕСТВОВАНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО В НАГЛЯДНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЙ И ЛЮДЕЙ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ.
ОПИСАНИЕ.СМЫСЛОВОЙ ТИП ТЕКСТА, В КОТОРОМ ОПИСЫВАЮТСЯ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ, ЯВЛЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ЧЕЛОВЕКА. В ОПИСАНИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ В ПОВЕСТВОВАНИИ СЛОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ КАЧЕСТВА, СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ.
РАССУЖДЕНИЕ.СМЫСЛОВОЙ ТИП ТЕКСТА, В КОТОРОМ УТВЕРЖДАЕТСЯ ИЛИ ОТРИЦАЕТСЯ КАКОЕ-ТО ЯВЛЕНИЕ, ФАКТ, ПОНЯТИЕ . ЭТО СЛОВЕСНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ОБЪЯСНЕНИЕ, РАЗМЫШЛЕНИЕ

Слайд 4

Опорный конспект «типы речи», слайд 4
Сфера употребления
Типы речи.Особенности
ПОВЕСТВОВАНИЕ.РАЗГОВОРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛИ
ОПИСАНИЕ.ВСЕ СТИЛИ РЕЧИ
РАССУЖДЕНИЕ.НАУЧНЫЙ СТИЛЬ , НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

Слайд 5

Опорный конспект «типы речи», слайд 5
ЦЕЛЬ ТИПА РЕЧИ
Тип речи.Особенности типа речи
ПОВЕСТВОВАНИЕ.РАСКАЗАТЬ О ВАЖНОМ ИЛИ ИНТЕЕРСНОМ СОБЫТИИ, ПОКАЗАТЬ ЕГО ГЕРОЕВ И РАЗВИТИЕ ВО ВРЕМЕНИ, ВЫДЕЛЯЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕГО БОЛЕЕ МЕЛКИЕ СОБЫТИЯ
ОПИСАНИЕ.ПОМОЧЬ БОЛЕЕ ВНИМАТЕЛЬНО ВСМОТРЕТЬСЯ В ПРЕДМЕТ. ПРДМЕТОМ ОПИСАНИЯ МОГУТ СТАТЬ ОДУЩЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ, ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ, СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
РАССУЖДЕНИЕ.РАССМОТРЕТЬ СУЩНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ И ОБОСНОВАТЬ ИХ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ. РАССУЖДЕНИЕ ОБЫЧНО СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ: ТЕЗИС (УТВЕРЖДЕНИЕ, КОТОРОЕ НУЖНО ДОКАЗАТЬ), АРГУМЕНТЫ И ПРИМЕРЫ (ОБОСНОВАНИЕ ВЫСКАЗАННОЙ МЫСЛИ) И ВЫВОД

Слайд 6

Опорный конспект «типы речи», слайд 6
Языковые особенности
Стиль речи.Особенности стиля
ПОВЕСТВОВАНИЕ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВВОДНЫХ СЛОВ, ПОДЧЕРКИВАЮЩИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ (СНАЧАЛА, ПОТОМ, ЗАТЕМ, ПОСЛЕ ЭТОГО), ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ СОВЕРШЕННОГО ВИДА.
ОПИСАНИЕ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОПИСАНИИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ПОМОГАЮЩИХ ТОНКО И ОБЪЕКТИВНО «НАРИСОВАТЬ» ПРЕДМЕТ, ЛИЦО, ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА.
РАССУЖДЕНИЕ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АБСТРАКТНОЙ ЛЕКСИКИ, ВВОДНЫХ СЛОВ, ПОДЧЕРИВАЮЩИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ МЫСЛЕЙ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК), ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Слайд 7

Опорный конспект «типы речи», слайд 7
ТИПИЧНОЕ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА
Тип речи.Особенности типа речи
ПОВЕСТВОВАНИЕ.ВСТУПЛЕНИЕ, ЗАВЯЗКА, РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ, КУЛЬМИНАЦИЯ, РАЗВЯЗКА
ОПИСАНИЕ.ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ (ОБЩИЙ ПРИЗНАК) И ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА, ЧЕЛОВЕКА, ЯВЛЕНИЯ
РАССУЖДЕНИЕ.ТЕЗИС (ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ), АРГУМЕНТЫ (ДОКАЗАТЕЛЬСТВА) И ВЫВОД

Слайд 8

Опорный конспект «типы речи», слайд 8
Примеры текстов
- Бей! – командует, не помня себя от восторга, Тема. Иоська из всех сил вытягивает кнутом жеребца. Лошадь, как ужаленная, мгновенно подбирается и делает первый, непроизвольный скачок к улице, куда мордой она была поставлена, но затем, сообразив, она взвивается на дыбы, круто на задних ногах делает поворот и полным карьером несется назад в конюшню. Теме, каким-то чудом удержавшемуся при этом маневре, некогда рассуждать. Пред ним ворота черного двора; он вовремя успевает наклонить голову, чтобы не разбить её о перекладину, и вихрем влетает на чёрный двор. (По Н. Гарину-Михайловскому)

Слайд 9

Опорный конспект «типы речи», слайд 9
Примеры текстов
В смуглых чертах цыгана было что-то злобное, язвительно, низкое и высокомерное: человек, взглянувший на него, уже готов был сознаться, что в этой чудной душе кипят достоинства великие, но которым одна только награда есть на земле – виселица. Совершенно провалившийся между носом и острым подбородком рот, вечно осененный язвительной улыбкой, небольшие, но живые, как огонь, глаза и беспрестанно меняющиеся на лице молнии предприятий и умыслов – все это как будто требовала особенного, такого же странного для себя костюма, какой именно был на нем тогда. (По Н.В. Гоголю)

Слайд 10

Опорный конспект «типы речи», слайд 10
Примеры текстов
Вода – хороший растворитель. Это связано с молекулярным строением воды и вытекающими отсюда ярко выраженными электрическими свойствами молекул. Тело, оказавшееся в воде, очень чувствует эти свойства. На поверхности тела чрезвычайно ослабляется молекулярное притяжение. Настолько, что это притяжение уже не может сопротивляться ударам молекул друг о друга при их тепловом движении. Атомы или молекулы начинают постепенно отрываться от поверхности тела и переходить в воду. А это и есть процесс растворения. (По В. Келлеру)

Слайд 11

Опорный конспект «типы речи», слайд 11
Определить тип речи
1. Я упоминаю в моем слове Лермонтова-прозаика, не касаясь Лермонтова-поэта, потому что, отдавая всё должное Лермонтову-поэту, его прозрачному, совершенному стиху, как бы вырезанному из меди, более холодному, чем стих Пушкина, но не менее совершенному, — считаю все же, что Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через 100 лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы (А. Толстой). 2. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! (Н. Гоголь)

Слайд 12

Опорный конспект «типы речи», слайд 12
Определите тип речи
3. Термин «микрочастица» образован от греческого слова mikros (малый) и русского слова «частица» (доля). В современном языке он обозначает очень малые предметы и величины, исследование которых производится с помощью оптических приборов и иных научно-технических средств. В ряде случаев такие средства применяются и для обнаружения микрочастиц. (Крылов «Криминалистическое учение о следах»). 4. Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников.

Слайд 13

Опорный конспект «типы речи», слайд 13
Определите тип речи
5. Пушкин родился б июня 1799 года в Москве, на Немецкой улице (ныне улица Баумана) в доме И. В. Скворцова, сослуживца отца Пушкина по Московскому военному комиссариату. Сейчас на месте бывшего владения Скворцова стоит здание школы № 353 (улица Баумана, 10), построенной к столетию со дня гибели поэта (1937 г.) и тогда же получившей его имя. На стене школы — мемориальная доска.  6. Это была крошечная сухая старушонка, лет шести­десяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.

Слайд 14

Опорный конспект «типы речи», слайд 14
Используемая литература
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.А. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006г. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части С. М.:Экзамен, 2006г. Малюшкин А.Б., Л.Н. Иконницкая. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10-11 классы. М.: Творческий центр, 2004г. Цыбулько И.П., С.И. Львова. Русский язык. Репетитор. М.: Эксмо, 2008г. Чуфистова Е.В., Чуфистова Ю.В. и др. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. М.: «Экзамен», 2004г.
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.