Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Изложение от 3-го лица.
А.Яшин «Журавли»
Слайд 2
Яшин Александр Яковлевич
Александр Яковлевич Яшин (Попов) родился 14 марта (27 марта) 1913 года в деревне Блудново Никольского района Вологодской области. Отец погиб в первую мировую войну. Семья бедствовала, и работать в полную силу мальчику пришлось очень рано.
В памяти поэта навсегда осталось тяжелое полуголодное детство, но вспоминать он любил про другое - про «светлую, как слезы, Юг-реку» и Талицу-речку, про родную деревню Блудново, про сказки да былины, которые слушал с замиранием сердца и впитывал в себя - на всю жизнь.
Очень рано, в 15-16 лет, Яшин начал печататься сначала в районных газетах, затем в «Пионерской правде» и журнале «Колхозник» (Москва).
Слайд 5
Задание.
Прочитайте отрывок из рассказа А. Яшина «Журавли» и подготовьтесь к работе над содержанием.
У этого рассказа есть второй подзаголовок – «Сила слова». Подумайте, почему автор так озаглавил рассказ. Какой из заголовков лучше отражает основную мысль текста?
Слайд 6
Журавли.
Когда с полей убирали хлеб, поля становились шире и светлее, чем прежде, горизонт отодвигался куда-то вдаль. И над этой ширью и золотом появлялись треугольники журавлей. Для детей это время птичьих перелетов всегда празднично. Мы выбегали из домов, неслись за околицу и кричали вдогонку журавлям:
Журавли, журавли,
Выше неба и земли
Пролетайте клином
Над еловым тыном,
Возвращайтесь домой
По дороге прямой!
Или много раз повторяли, приплясывая, одни и те же слова:
«Клин, клин журавлин!»
Птицы шли по небу ровно, спокойно, красиво.
Слайд 7
Птицы шли по небу ровно, спокойно, красиво.
Но находились озорники, которые не желали добра птицам, хотели расстроить их порядок. Бывало, какой-нибудь босоногий заводила вдруг вопил истошным голосом:
Передней птице
С дороги сбиться,
Последнюю птицу -
Вицей, вицей.
Хомут на шею!
Хомут на шею!
И часто журавлиный треугольник неожиданно начинал ломаться, птицы, летевшие сзади, рвались вперед либо уходили в сторону, а вожак, словно испугавшись, что он остался впереди совсем один, круто осаживал, делал поворот и пристраивался в хвост колонны.
Слайд 8
Мы удивлялись силе наших слов, визжали от удовольствия. Но кто-нибудь из взрослых давал подзатыльник озорнику, и хорошие чувства брали верх в детской душе. Мы в раскаянье кричали уже хором, чтобы слышнее было: «Клин, клин журавлин! Летите не сбивайтесь, домой возвращайтесь!.. Путём-дорогой! Путём-дорогой…»
Кричали до тех пор, пока журавли не выравнивались.
Слайд 9
Работа по тексту.
О чём этот текст?
Как вы понимаете подзаголовок рассказа «Сила слова»?
Разделите текст на смысловые части.
О чём говорится в 1-ой части? Найдите ключевые слова этой части. Как можно её озаглавить?
Слайд 10
Работа по тексту.
Как встречали ребята журавлей? Обратите внимание на то, как оформлена закличка. Как можно озаглавить эту часть?
О какой шалости вспоминает автор в рас-сказе? Почему взрослые неодобрительно относились к ней? Какой урок извлёк мальчик для себя? Озаглавьте эту часть.
В чём заключалось раскаяние мальчишек?
Как можно озаглавить эту часть?
Слайд 11
Примерный план.
После уборки хлеба.
Треугольник журавлей.
Сила озорных слов.
Раскаяние.
Слайд 12
Примерное начало текста.
Когда автор рассказа «Журавли» был маленьким, он…
Слайд 13
Творческая мастерская.
Преобразование повествования от первого лица в повествование от третьего лица.
Слайд 14
Запомните!
1. Мы выбегали из домов, неслись за околицу и кричали вдогонку журавлям:
Журавли, журавли,
Выше неба и земли
Пролетайте клином
Над еловым тыном,
Возвращайтесь домой
По дороге прямой!
Слайд 15
Запомните!
2. Бывало, какой-нибудь босоногий заводила вдруг вопил истошным голосом:
Передней птице
С дороги сбиться,
Последнюю птицу -
Вицей, вицей.
Хомут на шею!
Хомут на шею!
Слайд 16
Запомните!
3. Мы в раскаянье кричали уже хором, чтобы слышнее было: «Клин, клин журавлин! Летите не сбивайтесь, домой возвращайтесь!.. Путём-дорогой! Путём-дорогой…»