Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Бабушка грохнула дверью лифта, нажала другую кнопку, лифт завыл, медленно поднимаясь вверх. Вдруг он прыгнул, закашлял и заглох.
(По Ю. Ковалю «Пять похищенных монахов»)
Слайд 2
Самостоятельные и служебные части речи
Слайд 3
Вспомните, на основании чего противопоставляются друг другу самостоятельные и служебные части речи. Для этого ответьте на ряд вопросов:
Есть ли у самостоятельных и служебных частей речи лексическое значение?
(У самостоятельных есть, оно зафиксировано в словаре, у служебных нет.)
Могут ли изменяться самостоятельные и служебные части речи грамматически?
(Самостоятельные преимущественно изменяются, наречия, слова категории состояния, деепричастия не изменяются (наречия, слова категории состояния могут иметь формы сравнения); служебные части речи не изменяются.)
Слайд 4
Какие синтаксические функции выполняют самостоятельные и служебные части речи?
(Самостоятельные части речи выполняют функции членов предложения; служебные части речи не могут быть членами предложения – они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения.)
Назовите особую часть речи, которая не входит ни в разряд самостоятельных, ни в разряд служебных.
(Междометие.)
Слайд 6
Упр. 318
Ознакомьтесь со словами, помещёнными в упражнении. Что их все сближает?
(Состоят из нескольких звуков, от 1 до 3, 4.)
По какому принципу сгруппированы слова?
(Добавления или изменения 1-го, 2-го, 3-го звука.)
По каким основаниям их ещё можно сгруппировать?
(Самостоятельные и служебные части речи, междометия; среди самостоятельных: существительные нарицательные и собственные, местоимения-существительные (личные) и местоимения-прилагательные (притяжательные: их, наш); среди служебных: предлоги, союзы, частицы.)
Слайд 7
Классифицируйте «выдуманные» слова по частям речи, объясните, по какому принципу вы действовали.
Отплякиваясь от сурых пляк, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков. Сколько гнусиков шмырнут на глын 12 хамсиков, отплякивающихся от сурых пляк?
(Г. Остер «Задачник по математике»)
Слайд 8
Проверьте себя
Существительные: пляк, хамсик, на глын, гнусиков.
Прилагательные: сурых.
Глаголы (включая особые формы – причастие и деепричастие): отплякиваясь, шмыряет, шмырнут, отплякивающихся.
Слайд 9
Какие признаки помогли вам в определении частей речи?
(Окончания, а также формообразующие суффиксы причастий и деепричастий -я, -ющ-, возвратный суффикс (постфикс) -ся глагола, а также предлоги, т.к. они употребляются вместе с существительными.)
Обратите внимание на сочетаемость: с какими частями речи сочетаются существительные?
(С прилагательными и глаголами.)
Какой тип связи между ними?
Какие части речи остались «невыдуманными»? Как вы думаете, почему?
(Предлоги выражают связи между словами, а местоимения-прилагательные имеют такие же морфологические показатели, как прилагательные.)
Слайд 10
Что объединяет все служебные части речи, а что отличает от самостоятельных?
Как вы думаете, какие из служебных частей речи преобладают в речи? Почему?
(Предлоги, т.к. они связывают слова.)
Подтвердите свои предположения примерами из упр. 319.